Файл: Коммуникации в организациях в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рисунке 3 приведена шкала отношений, которая предлагается А.К. Семеновым и Е.Л. Масловой. При этом члены коллектива, придерживающиеся отношения А, не любят руководство и коммуникации между ними не эффективны, а сотрудники, придерживающиеся отношения F – боготворят, и поручения выполняют охотно.

- +

- - + +

- - - + + +

А B C D E F

Рисунок 3. Шкала отношений [18]

В настоящее время огромную роль в руководстве организацией играет управление поведением персонала. Поведение – это определенные действия людей, направленные на удовлетворение некоторой потребности. Поведение человека направлено на оптимальное удовлетворение его желаний и интересов; оно учитывает и последствия, которые определяются внешними условиями, накладывающими определенные ограничения совершению одних действий и помогающими совершению других действий. Поведение – это форма взаимодействия индивида с другими людьми, во многом зависящая от характера человека, его психологических особенностей, интересов, мотивов, желаний. Поведение человека во многом определяется ценностными установками, сформированными в процессе социализации. Таким образом, важное значение для человека имеет его мировоззрение. Мировоззрение – это компонент нормативной системы, в котором выражены представления человека об эстетических, религиозных, этических ценностях, добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Мировоззрение человека также складывается из знаний об окружающем мире и его особенностях. Можно сделать вывод о том, что для понимания поведения человека необходимо знать особенности его мировоззрения и того, каких нравственных ценностей он придерживается.

Рассмотрим более подробно факторы, определяющие особенности поведения людей. Во-первых, все люди отличаются друг от друга, обладая индивидуальными особенностями и качествами. У одних людей больше способностей, чем у других, для выполнения такой работы, как компьютерное программирование, проведение собраний, руководство работой других и так далее. Различия в способностях частично определяются наследственностью, но обычно данные способности приобретаются с опытом. Способности относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям.

Во-вторых, со способностями взаимосвязаны предрасположенность и одаренность. Предрасположенность – это потенциал человека по отношению к выполнению определенной деятельности. Это результат сочетания врожденных качеств и опыта, и предрасположенность может стать одаренностью, талантом, открывающимся в определенной сфере.


В-третьих, важную роль играют потребности человека. Потребность – это индивидуальное состояние человека, испытывающего психологические или физиологические ощущения недостаточности конкретного объекта.

В-четвертых, человек, основываясь на опыте и оценке ситуации, формируют определенные ожидания от результатов своей деятельности. Ожидания оказывают огромное влияние на поведение людей.

Но на поведение персонала оказывают влияние еще два фактора, без учета которых управление не будет эффективным. Это – группы и управленческое лидерство. По утверждению М.Х. Мескона, лидерство – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом.[19]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что менеджеры и руководители для того, чтобы грамотно и эффективно управлять организацией и поведением персонала, должны учитывать все вышеперечисленные факторы. Знание особенностей взаимоотношений и поведения работников позволяет руководству организации выработать способы управления действиями работника и направлять их в сторону достижения целей организации.

По мнению российского исследователя А.С. Большакова все организации по типу взаимодействия с человеком организации делятся на две группы:

- корпоративные организации;

- индивидуалистические организации.

Корпоративная организация – это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства. Индивидуалистическая организация – это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность.

В таблице 1 приведены основные особенности корпоративной и индивидуалистической организаций.

Таблица 1

Основные черты корпоративной и индивидуалистической организаций [20]

Корпоративная организация

Индивидуалистическая организация

Доминирование иерархических властных структур

Свободное, открытое и добровольное объединение людей

Поддержка слабых и ограничение сильных, стандартизация в деятельности организации

Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп организации

Интересы организации согласовываются только ее лидерами, без участия коллектива

Согласование интересов членов организации с интересами самой организации

Централизованное распределение ресурсов

Дополнительный поиск ресурсов и резервов членами организации

Единица управления – рабочая группа, коллектив, организация

Единица управления — личность

Суверенитет организации, свобода организации, коллективная ответственность

Суверенитет личности, свобода для личности, индивидуальная ответственность

Принцип большинства или старшинства при принятии решений

Принцип меньшинства или право вето в принятии решений

Приветствуются послушание и исполнительность

Лояльность к различным убеждениям членов организации


Следовательно, можно сделать вывод, что в любой организации важное место занимает система грамотно спланированных и управляемых коммуникаций. С помощью эффективных коммуникаций организация сможет достичь своих целей и выполнить свою миссию. Персонал организации всегда нуждается в налаженных коммуникациях и эффективном управлении, включающем мотивирование и стимулирование творческой деятельности. В настоящее время существует два основных типа взаимоотношений в организации – конкуренция и сотрудничество. Оптимальным типом взаимоотношений является сотрудничество, так как в данном случае взаимодействия людей и процесс коммуникации осуществляется для достижения общих целей. При этом эффективность производства в значительной степени зависит от степени согласованности интересов сотрудников (членов команды) организации с ее целями.

1.3. Основные формы коммуникаций

Формы коммуникаций можно разделить на две большие группы:

- односторонние коммуникации;

- двусторонние коммуникации.

Рассмотрим их более подробно. Что касается односторонних коммуникаций, то можно отметить, что задача одностороннего сообщения – это доведение до сведения работников информации, в которой они нуждаются или могут счесть для себя полезной. Односторонние коммуникации задают организации верное направление, но не всегда приводят к наилучшим результатам.

В таблице 2 приведены основные виды односторонних коммуникаций.

Таблица 2

Основные виды односторонних коммуникаций[21]

Вид коммуникации

Преимущества

Недостатки

Условия эффективного применения

Доски объявлений

- Недорогой и легкий в осуществлении метод,

- информация постоянно перед глазами.

- Достаточно быстро устаревает и приобретает неряшливый вид.

- Необходимо размещать на выгодном месте.

- регулярно обновлять.

Компьютерная сеть организации

Оперативность.

- не требует больших затрат,

- интересен для сотрудников.

- Быстрое устаревание информации.

- Содержание должно быть интересным для сотрудников,

- инициация обратной связи.

Внутрифирменное телевидение

- Возможность донесение информации до всех сотрудников.

- Дорогой способ,

- результаты могут выглядеть непрофессионально.

- Требует профессионального подхода и привлечения специалистов.


Перейдем теперь к рассмотрению двусторонних коммуникаций. Данная форма коммуникационного процесса способствует эффективному процессу выстраивания взаимоотношений среди сотрудников организации. Двусторонние коммуникации могут быть представлены в виде встреч руководства с персоналом, групповых брифингов, конференций, рабочих советов и так далее. В заключении отметим, что если руководство стремиться наладить эффективную деятельность всей организации, в организации должны присутствовать как односторонние, так и двусторонние коммуникационные процессы.

Глава 2. Процесс коммуникации в зарубежных и российских организациях

2.1. Особенности коммуникационного процесса в зарубежных странах

Много веков потребовалось человечеству, чтобы понять, что коммуникационные процессы организаций, существующих в разных условиях, не могут оцениваться по шкале какой-нибудь одной страны. Все они адекватны конкретным условиям. Люди, представляющие разные культуры, разные способы решения, в сущности, одних и тех же проблем, разные коммуникационные особенности, в настоящее время стали повседневным явлением.

Известный исследователь Э. Холл различает культуры монохромные и полихромные. В монохромных культурах (Соединенные Штаты Америки и страны Северной Европы) в каждый определенный отрезок времени люди заняты одним делом, они строго следуют планам, расписаниям и договоренностям, чтобы избежать потери времени. Для них важна пунктуальность, и опоздание считается серьезным нарушением общественных норм. В полихромных культурах (страны Южной Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока) люди делают одновременно несколько дел, а коммуникации и взаимоотношения между людьми для них важнее планов и графиков.[22]

Азиатские компании, на его взгляд, отличает семейственность и иерархичность, а также медленное взвешенное принятие решений, европейские компании, – самые забюрократизированные, американские – самые демократичные. Так, в последних не принято обращение на «Вы», и в списке адресов электронной почты можно найти координаты всех сотрудников – от секретаря до генерального директора, а, следовательно, написать письмо и обсудить проблемы. Тем самым провозглашается принцип «открытых дверей»: в любой момент можно прийти к руководителю и решить любые вопросы. В США есть компании, например, где соблюдается 40-часовая рабочая неделя, но планировать день сотрудник может по своему усмотрению.


Культуролог, президент «Ричард Льюис Коммьюникейшнз», международного института кросскультурного и языкового тренинга, Ричард Д. Льюис выделяет три типа современных культур:

- моноактивные (линейно организованные);

- полиактивные;

- реактивные.

В моноактивной культуре человек приучен делать какое-либо дело, разбивая деятельность на следующие друг за другом этапы, не отвлекаясь на другие задачи. Типичными представителями такой культуры являются американцы, англичане, немцы, северные европейцы.

В культуре полиактивной, типичными представителями которой выступают латиноамериканцы и южные европейцы, принято делать несколько дел.

В реактивной культуре, характерной для азиатских стран, коммуникации организуются не по строгому и неизменному плану, а в зависимости от меняющегося контекста, как определенная реакция на эти изменения.[23]

Для каждой из этих культур характерен особый стиль сбора информации. Моноактивные культуры опираются, прежде всего, на формализованные информационные системы, полиактивные – на впечатления от личных встреч и данные, получаемые во время беседы. Реактивные культуры используют комбинацию этих двух стилей.

Даже в одной стране можно найти компании с разными культурами и процессами коммуникации в них, но еще более заметно различие национальных деловых культур. Семантические барьеры могут создавать коммуникативные барьеры для компаний, действующих в многонациональной среде. Например, фирма «Дженерал Моторс», представив на латиноамериканский рынок модель «Чеви Нова», но добилась высокого уровня сбыта. Проведя исследование, фирма установила, что по-испански слово «Нова» означает «она не едет».[24]

Рассмотрим подробно наиболее интересные особенности культур и процессов коммуникации в разных странах.

По мнению многих авторов, культура особенно сильна в организациях Японии. Всем известно, что компания в Японии – это святое. Организация рассматривается не как совокупность рабочих мест, объединяющих отдельных работников, а как коллектив. После того как служащие приняты на работу, они демонстрируют полную преданность своей компании, грань между личной жизнью и работой для них стирается. Их преданность компании вознаграждается пожизненным наймом и регулярным продвижением по службе. Для японских компаний характерны дух сотрудничества, взаимозависимость, а между руководством и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения. Если японская компания заключает договор с американской фирмой, то на японо-американском совместном предприятии американцев интересует, прежде всего, прибыль, японцы же озабочены разделом сфер влияния. Приветствуя друг друга, японцы не пожимают руки, а кланяются.