Файл: Исследование и диагностика конфликта (Эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте у студентов).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методологические основы исследования и управления конфликтом
1.1 Методы экспериментального изучения конфликта
1.2 Опросные методы изучения конфликта.
1.3 Особенности управления конфликтом
Глава 2 Эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте у студентов
2.1 Исследование стратегий поведения с помощью методики К.Томаса
Таблица 1
Количество человек, набравших наибольше баллов по каждой из стратегий
Соперничество |
Приспособление |
Компромисс |
Избегание |
Сотрудничество |
|
Кол-во человек |
6 чел. |
9 чел. |
10 чел. |
5 чел. |
6 чел. |
% учащихся |
20% |
30% |
34% |
17% |
20% |
Рисунок 3. Количество человек, набравших наибольше баллов по каждой из стратегий в %
На рисунке 3 видно, что доминирующими стратегиями поведения в конфликте в данной группе являются компромисс (34%) и приспособление (30%).
Таблица 2
Количество человек, набравших наименьше баллов по каждой из стратегий
Соперничество |
Приспособление |
Компромисс |
Избегание |
Сотрудничество |
|
Кол-во человек |
14 чел. |
11 чел. |
3 чел. |
6 чел. |
3 чел. |
% учащихся |
47% |
37% |
10% |
20% |
10% |
Рисунок 4. Количество человек, набравших наименьше баллов по каждой из стратегий в %.
На рисунке 4 видно, что наименее выраженной стратегией поведения в группе является соперничество (47%).
Сравнив 3 и 4 рисунки видно, что несмотря на то, что большинство студентов из всех стратегий предпочитают стратегию приспособления, другая половина учащихся все-таки используют ее очень редко.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в данной группе присутствуют все пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Какие-то из них выражены в большей, а какие-то в меньшей степени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе изучалась и обрабатывалась научная литература по проблеме исследования конфликтов и управления ими. Вначале были описаны методы исследования конфликтов, а именно экспериментальные методы в лабораторных и естественных условиях, а также опросные методы.
Было установлено, что в мире существует множество экспериментальных процедур в естественных и лабораторных условиях. Их результаты стали существенным вкладом в изучение конфликтов, даже несмотря на множественную критику в их адрес. Пример таких методик: в лабораторных условиях – «Дилемма заключенного», «Поток»; в естественных условиях – эксперимент Шерифа. Опросные методы также не уступают в своем количестве и разнообразии. В работе мы рассмотрели наиболее известные методики для семейных («Межличностный семейный конфликт», «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»), межличностных («Модульная методика диагностики межличностных конфликтов») и педагогических конфликтов (методика Э.И. Киршбаума), а также затронули взаимодействие руководителя с подчиненным (опросник А.А. Ершова).Еще две методики, рассмотренные нами, направлены на изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях – это «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» и тест Ф. Розенцвейга. Далее были рассмотрены особенности управления конфликтом: описаны виды деятельности (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение); предпосылки, формы и способы разрешения конфликта, а также технологии регулирования конфликта.
В данной работе проведена методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса. Выявлено, что в данной группе студентов преобладают компромисс и приспособление, как стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Наименее выражена такая стратегия, как соперничество. Можно с уверенностью сказать о том, что в группе присутствуют все пять стратегий, а именно соперничество, приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество, но каждая из них преобладает в меньшей или большей степени.
Изучение литературы по проблеме исследования конфликтов и управления ими и исследование по методике К.Томаса позволило решить ряд тех задач, которые были поставлены в нашем исследовании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006 г., 288с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2008 г., 496 с.
3. Богданов Г.Ф. Конфликты и их разрешение // Я вхожу в мир искусств, 2011 г., № 12, 113-119 с.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001 г., 352 с.
5. Головичева Л. От конфликта к примирению // Школьный психолог, 2013 г., № 6, 55-57 с.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008 г., 544 с.
7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009 г., 384 с.
8. Зайченко Н.У. Конфликт в контексте развития субъекта // Мир психологии, 2012 г., № 2, 152-163 с.
9. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека / Под общей ред. В. И. Белопольского. М.: «Когито-Центр», 2002 г., 527 с.
10. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997 г., 688 с.
11. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. СПб.: Киев, 1991 г., 208 с.
12. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов н/Д., 2001 г., 256 с.
13. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб: Питер, 2003 г., 256 с.
Первичные данные
№ испытуемого |
Стратегии поведения (%) |
||||
соперничество |
приспособление |
компромисс |
избегание |
сотрудничество |
|
1. |
91 |
50 |
25 |
58 |
25 |
2. |
75 |
33 |
50 |
50 |
41 |
3. |
0 |
75 |
58 |
66 |
50 |
4. |
41 |
66 |
50 |
25 |
66 |
5. |
50 |
25 |
75 |
58 |
41 |
6. |
33 |
41 |
50 |
58 |
66 |
7. |
41 |
25 |
75 |
58 |
50 |
8. |
8 |
75 |
33 |
75 |
58 |
9. |
41 |
75 |
50 |
25 |
58 |
10. |
50 |
50 |
66 |
33 |
50 |
11. |
25 |
41 |
75 |
58 |
50 |
12. |
8 |
50 |
75 |
66 |
50 |
13. |
75 |
33 |
50 |
41 |
50 |
14. |
58 |
50 |
58 |
33 |
50 |
15. |
41 |
58 |
41 |
58 |
50 |
16. |
33 |
75 |
50 |
33 |
58 |
17. |
41 |
41 |
58 |
33 |
75 |
18. |
75 |
25 |
41 |
33 |
75 |
19. |
25 |
58 |
66 |
66 |
33 |
20. |
50 |
75 |
58 |
41 |
25 |
21. |
58 |
25 |
75 |
41 |
50 |
22. |
91 |
25 |
58 |
33 |
41 |
23. |
66 |
16 |
75 |
25 |
66 |
24. |
33 |
33 |
91 |
50 |
41 |
25. |
16 |
91 |
50 |
33 |
58 |
26. |
25 |
25 |
75 |
33 |
91 |
27. |
33 |
41 |
50 |
50 |
75 |
28. |
16 |
83 |
41 |
41 |
66 |
29. |
41 |
50 |
41 |
75 |
41 |
30. |
50 |
16 |
66 |
75 |
41 |
Текст опросника
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.