Файл: Влияние слияний компаний на концентрацию в отрасли (по выбору)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных экономических условиях компании используют все доступные им средства в борьбе за расширение влияния на рынке, увеличение числа покупателей и финансовой эффективности. Важнейшим инструментом в этой борьбе выступают интеграционные процессы.

Объединения с другими компаниями позволяют добиться уменьшения издержек производства и увеличения инвестиционной привлекательности.

В последнее время в России наблюдается увеличение активности на рынке слияний. Если в 2004 году было 294 сделки, то к 2014 году объем рынка достиг значения 3 277. Кроме того, меняется не только количество сделок, но и их структура, в интеграцию вовлекается все больше регионов. Тщательно спланированная и хорошо организованная сделка слияния и поглощения способна привести компанию к лидерству на рынке.

Однако, непродуманные слияния и поглощения могут нанести вред репутации компании и, в конечном итоге, привести к ее гибели. Поэтому, интеграционные процессы, как одни из основных инструментов динамичного развития компаний, нуждаются в детальном изучении.

Степень разработанности темы. Существует множество исследований зарубежных рынков M&A. Их можно разделить на 4 основные группы

1. Изучение доходности акций. Данные работы, основываются на рассмотрении влияния интеграции на доходность акций компаний, которые участвуют в сделке.

2. Анализ финансовой отчетности. В рамках этих подходов анализируются финансовые отчетности компаний до и после сделки.

3. Опросы менеджеров. Подходы анализируют результаты опросов менеджеров, касающихся результатов сделки.

4. Case studies. Исследователи этого направления фокусируются на детальном изучении одной сделки.

В российской экономике исследования в большинстве своем относятся к первой группе (М. Г. Поликарпова, М. М. Мусатова, З.И. Хусаинов и др.). Однако, российский рынок M&A достаточно молодой, он начал свое динамичное развитие только в 1995 году. Следовательно, изучение особенностей российского рынка осложняется недостаточной информационной базой. Зарубежные исследователи добавляют в анализ внешние факторы. N. K. Chidambaran выявляет зависимость между эффективностью слияния для компании-поглотителя и приобретаемой компании и состоянием рынка в момент сделки. A.M. Goel исследует мотивы высшего менеджмента в принятии решения о слиянии.

Проведение подобных исследований для российского рынка осложнено закрытостью информации о вознаграждениях высшего менеджмента. Все сказанное обусловило цель и задачи работы.


Целью данной работы является анализ практики слияний компаний в России.

Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты M&A.

2. Обобщить опыт исследования рынка M&A российскими и зарубежными учеными.

Объект исследования. Корпоративные структуры холдингового типа, процессы их становления, функционирования и развития во взаимосвязи с другими социально-экономическими явлениями и процессами переходного периода российской экономики.

Предмет исследования. Различные аспекты функционирования корпоративных структур холдингового типа, оценка как позитивных, так и негативных последствий от их деятельности.

ГЛАВА 1. КООРДИНАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ СЛИЯНИЙ КОМПАНИЙ

1.1 Определения понятий и классификаций поглащений и слияний

Выделяют две основные организационные формы интеграционных процессов – слияние и поглощение.

Для начала, разберемся с понятием поглощение. Необходимо отметить, что под приобретением понимается процесс приобретения прав корпоративного контроля, это оформляется так, как будто одна компания приобретает активы другой. В таком случае возможны два варианта: либо образование дочерней компании, либо ликвидация приобретаемой компании с принятием всех ее прав и обязанностей. Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.

Рассмотрим специфику определения интеграционных процессов в России. В соответствии с российским законодательством под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу. При этом необходимым условием оформления реорганизации, является появление нового юридического лица. Итак, слиянием обществ в российском законодательстве признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. В соответствии же с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование [5].


Стоит отметить, что некоторые отечественные авторы не различают термины слияния и поглощения. Так Гончарова Э.А., Погодина В.В. [9] пришли к выводу, что «к слияниям/поглощениям относится весь спектр сделок по приобретению и продаже активов, которые включают дружественные, враждебные поглощения или слияния, покупку всех или основных активов бизнеса». А.Л. Ильченко придерживается схожей точки зрения, однако разделяет в зависимости от размеров интегрирующихся компаний понятия слияние и поглощение. «Слиянием можно назвать объединение компаний, одинаковых по размеру и характеристикам, а поглощением – разных. Но двух абсолютно равных по размеру активов компаний не бывает, поэтому грань между слияниями и поглощениями некоторые экономисты проводят в сфере менеджмента: о слиянии можно говорить, если соединяются две компании и команды менеджеров переплетаются, а о поглощении – когда одна из них становится доминирующей».

Разделим процесс интеграции на этапы. Под началом интеграции будем понимать начало переговоров между участниками. Периодом интеграции является продолжительность переговорного процесса и приобретения корпоративного контроля необходимого размера. Дата перехода прав 8 корпоративного контроля на основе заключенных договорных отношений при условии выполнения взаимных обязательств и норм закона означает окончание интеграции. В зависимости от отношения управленческого персонала компании к сделке по слиянию или поглощению компании можно выделить:

Дружественные слияния – слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку.

Враждебные слияния – слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-цели) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения.

При классификации интеграционных сделок по критерию «отраслевая проекция», как правило, используют деление по отраслям экономики, в котором участники интеграции представлены согласно стандартной структуре отраслей: машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.п. Существуют две точки зрения на отнесение сделки к определенной отрасли: одна группа российских авторов считает, что отрасль интеграции определяется отраслью инициируемого участника, другая – отраслью объекта поглощения [12].


Приведем еще один пример разделения интеграции на виды [2]. По этой классификации выделяют четыре следующие группы приобретений:

1. Горизонтальное слияние. Оно происходит в том случае, когда оба предприятия входят в состав одной отрасли. К горизонтальной интеграции также относят диверсификацию, то есть интеграцию предприятий разных технологически не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых товаров в рамках единой корпорации.

2. Вертикальное слияние. Оно имеет место, когда предприятие приобретает предприятие-поставщика или предприятие-покупателя, которые относятся к другим отраслям.

3. Конгломератное слияние. Так называют слияние предприятий разных отраслей, когда между двумя сливающимися предприятиями нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи.

4. Смешанное слияние. Так называют слияние, при котором предприятие диверсифицируется с включением элементов двух или трех перечисленных выше классификационных групп. Исследования слияний, проходивших во второй половине ХХ в., показывают, что большая часть слияний – до 80% могут быть классифицированы как конгломератные [2].

В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить три вида слияний компаний:

1. Национальные слияния – объединение компаний, находящихся в рамках одного государства.

2. Международные слияния – это слияния компаний, представляющих разные страны.

3. Транснациональные слияния – слияния компаний, включающих участников, каждый из которых работает более чем в одной стране. Продолжить территориальную составляющую возможно с использованием национальной принадлежности интеграции. Этот признак характеризует процесс с точки зрения национального признака участников. Здесь можно выделить следующие виды интеграции: внутреннюю, экспортную, импортную и совместную интеграции. Первый вариант характеризует процессы между компаниями исключительно какой-либо одной страны. Если речь идет о приобретении прав контроля иностранным участником над российской компанией, то подразумевается экспортный процесс. В обратной ситуации, 10 приобретении прав контроля российским участником над иностранной компанией, подразумевается импортная интеграция [22].

1.2 Концентрация в холдинговой форме

Чтобы глубже понимать причины, побуждающие компании принимать решение об интеграции, стоит рассмотреть, какую выгоду несет в себе сделка для обеих сторон. Объявляя о слиянии, компании неумышленно посылают рынку сигнал, что они готовы развиваться дальше, оптимизировать и расширять свой бизнес.


Как отмечают исследователи [7], российская практика перераспределения собственности у многих создала ощущение, что поглощения — относительно простой, дешевый и чуть ли не единственный способ значительно увеличить бизнес. Однако опыт развитых экономик свидетельствует, что это далеко не так. Компании, как правило, приобретаются с большой премией к их рыночной цене (за добровольный отказ от контроля собственники обычно требуют 30—40% надбавки к рыночной цене акций, а при попытке скупить значительный пакет акций на открытом рынке их курс немедленно вырастает). В такой ситуации акционеры поглощающей компании могут считать сделку успешной, только если в ее результате создается дополнительная стоимость, позволяющая покрыть премию, то есть повышается суммарная прибыльность активов и, соответственно, их акционерная стоимость. При этом доля неудачных сделок, в результате которых стоимость не создается, а разрушается, достигает 70%.

Слияния и поглощения позволяют компаниям решать многие стратегические задачи, будь то получение эффектов масштаба, расширение географии деятельности, усиление рыночных позиций или финансовой мощи, переход в новые, более перспективные отрасли, доступ к передовым технологиям. Способность создать стоимость более высокую, чем самостоятельная стоимость поглощенного предприятия, за счет использования активов обоих компаний называется синергией. Стоимость сделки напрямую зависит от того, как продающая и покупающая стороны оценивают синергетические эффекты. При этом компании очень часто переоценивают их, а это грозит значительными потерями покупающей стороне. Стоимость, которую могут создать синергетические эффекты, определяется подходы к слияниям, поглощениям и продаже активов. Применительно к сделкам по слиянию и поглощению под “мотивом” в дальнейшем будет пониматься потенциальный выигрыш, получаемый участвующими в сделке по слиянию и поглощению компаниями. В.В. Терехов выделяет следующие основные мотивы компаний, участвующих в сделках по интеграции:

Мотивы, связанные с увеличением эффективности использования ресурсов

1. Мотив взаимодополняющих ресурсов. Слияние компаний позволяет участвующим в сделке компаниям взаимовыгодно использовать активы друг друга, тем самым увеличивая общую эффективность использования имеющихся ресурсов.

2. Мотив диверсификация производства. В сделках по слиянию и поглощению диверсификация бизнеса обеспечивается за счет географического расширения деятельности компании и увеличения продуктовой линейки, что позволяет обеспечить компании стабильный объем денежных поступлений. В результате диверсификации увеличиваются активы компании, что позволяет ей расширить масштабы операций и эффективнее перераспределять имеющиеся средства.