Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Синдром эмоционального выгорания: подходы к изучению понятия в психологической науке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Синдром выгорания довольно широко известен и исследуется в зарубежной литературе медико-психологического профиля, однако нельзя сказать, что он уже достаточно хорошо изучен. В отечественной науке этот феномен личностной деформации начал изучаться как самостоятельный лишь с конца 1990-х гг., а до этого он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики.

На сегодняшний день профессиональное выгорание в наиболее общем виде трактуется как долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Поэтому синдром психического выгорания обозначается рядом авторов понятием профессиональное (эмоциональное) выгорание, что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники, полицейские и др. Проведенные в различных странах исследования свидетельствуют о том, что особой группой риска являются медицинские работники.

Однако несмотря на отдельные публикации, посвященные проблематике профессионального выгорания различных групп работников, до сих пор остается мало освещенной тематика профессионального выгорания такого специфического контингента, как медицинские работники скорой помощи.

Исходя из актуальности данной тематики, мы определили целью нашего исследования изучение эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профессиональным стажем.

Объектом исследования является феномен эмоционального выгорания у медицинских работников.

Предметом исследования выступает зависимость эмоционального выгорания от стажа работы у медицинского персонала.

Исходя из цели исследования, определим его задачи:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме изучения эмоционального выгорания личности в трудах зарубежных и отечественных авторов.

2. Определить сущность феномена «эмоционального выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности.

3. Провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания у медицинского персонала. Сформулировать соответствующие выводы.

Гипотеза исследования: на развитие синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников значительное влияние оказывает стаж работы специалиста.


Методы исследования: теоретический (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (проведение диагностической методики эмоционального выгорания В.В. Бойко и статистический анализ полученных результатов).

Практическая значимость исследования заключается в том, что адекватные представления о детерминантах эмоционального выгорания позволят сформулировать научно обоснованные рекомендации для психологов и администрации медицинских учреждений, направленные на профилактику выгорания и коррекцию его негативных последствий у медицинского персонала. Результаты исследования могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционной работе при подготовке медицинского персонала. Учет выявленных в исследовании личностных особенностей при диагностике на этапе профотбора и профориентации, а также оптимизация условий деятельности медицинских работников позволят снизить риск возникновения выгорания.

Глава 1 Профессиональное выгорание и профессиональный стресс 

1.1. Синдром эмоционального выгорания: подходы к изучению понятия в психологической науке

Понятие «выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. Так, впервые он был введен X. Фройденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании им профессиональной помощи. Он наблюдал их у специалистов так называемых помогающих профессий — людей, с полной самоотдачей и с большим воодушевлением работавших в общественных организациях. После нескольких месяцев такой добровольной деятельности у этих людей наблюдался целый ряд характерных симптомов: истощение, раздражительность, цинизм и т.д., которые X. Фройденбергером по контрасту с начальным эмоциональным горением назвал эмоциональным выгоранием [1; 2].

Самое известное описание синдрома дала впоследствии К. Маслах: Эмоциональное выгорание — это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий [1]. Первая статья К. Маслах на эту тему, опубликованная в журнале «Human Behavior» в 1976 г., по ее собственному признанию, вызвала огромный и неожиданный отклик, прежде всего среди непрофессионалов. Она получила множество писем от людей самых разных «помогающих» профессий. По прошествии только десяти лет по проблемам синдрома «вы­горания» было опубликовано более тысячи статей, созданы специ­альные методики диагностики синдрома «выгорания». И если первоначально речь шла об описании проблем медицинских работников, то даль­нейшие исследования в этой области позволили распространить выяв­ленную феноменологию на более широкий круг профессионалов [3].


Кроме авторов, рассматривающих эмоциональное выгорание как феномен помогающих профессий, в настоящее время есть авторы, которые не ограничивают сферу проявления эмоционального выгорания только помогающими профессиями. Так, А. Пайнз и

Е. Аронсон, например, рассматривают эмоциональное выгорание как признак переутомления, который может встречаться в любой профессии, а также и за пределами профессиональной деятельности (например, в работе по дому) [1].

К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной ра­бочей нагрузки и неадекватных межличностных отношениях. Этому определению соответствует и данное им толкование по­нятия «сгорание», которому подвержены, прежде всего, те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания»» охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию [4].

В отечественной психологии исследованием эмоционального выгорания занимались В.Е. Орел, Н.А. Аминов, В.В. Бойко, Т.В. Форманюк и др. Так, В.В. Бойко определяет «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [5].

Е.П. Ильин определяет синдром «выгорания» как многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающиеся эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью [2, с. 314].

Е.А. Трухан описывает эмоциональное выгорание как форму защитного реагирования на профессиональный стресс, возникающий вследствие превышения индивидуального порога частоты общения: «являясь механизмом приспособления человека к длительным психотравмирующим воздействиям в сфере профессионального общения, данный феномен проявляется в виде полного либо частичного исключения эмоций в ответ на стресс-факторы, решая тем самым определенную адаптационную задачу» [6, с. 113].


В.Е. Орел под психической выгоранием понимает профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе [7].

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность «эмоционального выгорания»  и его структуру. Согласно современным данным, под «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы [8; 9]. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение, опустошенность и усталость, вызванное собственной работой., деперсонализацию — циничное отношение к труду и объектам своего труда, т. е. бесчувственное, негуманное отношение к клиентам (партнерам, заказчикам, воспитанникам и т. д.) и обесценивание профессиональных достижений — возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, ощущение личной неуспешности, недовольства результатами работы [8; 9].

В 10-ом  пересмотре Международной классификации болезней синдром выгорания был описан под рубрикой Z.73.0 как «Выгорание — состояние полного истощения». Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. У них наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), личностные изменения, ухудшение отношений с коллегами и родственниками, нарастающий негативизм по отношению к клиентам (коллегам), утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины, повышенная раздражительность — и на работе, и дома, упорное желание переменить род занятий, то и дело возникающая рассеянность, нарушение сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям, повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) [8; 10].

Таким образом, в данной части курсовой работы были рассмотрены представления об эмоциональном выгорании в зарубежной и отечественной психологии. В данной работе мы будем придерживаться следующего определения понятия «эмоциональное выгорание»: состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Однако определение понятия не дает полного представления о его содержании и процессе формирования, поэтому необходимо более подробно остановится на структуре эмоционального выгорания и фазах его формирования.


​​​​​​​1.2. Синдром эмоционального выгорания: причины формирования, симптомы, фазы развития

Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина — личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды?

Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало формирование нескольких подходов к понятию выгорания. Так, J. Carooll и W. White высказывали мысль об интегральном подходе к исследованию выгорания, которое рассматривается как экологическая дисфункция, вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды. Представляется интересным подход C. Maslach и M. Leiter, который основан на идее рассмотрения взаимодействия личностных и ситуационных факторов в возникновении выгорания. Основная идея подхода, предложенного С. Maslach и М. Leiter, заключается в том, что «выгорание — результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания» [9]. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Ими предлагается шесть сфер такого несоответствия:

1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.

2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности — возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.

3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.