Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Что такое гендер).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гендерные переживания стресса

Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые ситуации, это видно и в житейской психологии. Например, после стрессовой ситуации, женщины говорят о том, что расстроены, встревожены, обеспокоены, женщинам вообще присуща эмоциональность и разговорчивость, но бывают исключения. Женщины чаще винят себя, выплескивают свои эмоции, женщины плачут, независимо от того есть рядом кто-то, кто смог бы их утешить или нет.

В то время мужчины, при стрессовых ситуациях, начинают употреблять спиртные напитки, если употребление алкогольной продукции становится нормой, эта норма имеет тенденцию перерастать в алкогольную зависимость. Также мужчины ищут причину случившегося, они дают выход накопившемуся или случившемуся раздражению, срывая злость на том, кто будет рядом, этим самым он позволит себе разрядиться. Мужчины в стрессовых ситуациях собранней и хладнокровней. Рассматривая данную проблематику подобного рода, социальная психология использует понятие «гендер».

Возникновение понятия «гендер» было подготовлено Маргарет Мид, по этнографии ещё в 30-е годы ХХ века. В научный обиход термин «гендер» ввёл Роберт Столлер в 1963 году. С помощью термина «гендер» было проведено структурное отделение естественного - природного от приобретённого – культурного в человеке.

Гендерные различия Сандры Бем – «Линзы гендера»

Первая линза, внедренная в дискурс культуры, обществен­ные институты и психику людей — это линза андроцентризма, или центрированности на мужском (превосходстве мужчин). То, что мужчины по существу совершеннее жен­щин, не просто исторически сложившееся общее представле­ние, а в то же время и весьма вероломное обоснование для по­добного представления. Так, мужчины и мужской опыт воспринимаются как нейтральный стандарт или норма, а жен­щины и женский опыт воспринимаются как отклонение от этой нормы, обусловленное спецификой пола. Поэтому к мужчине относятся не как к лучшему, а к женщине — как худ­шей, а, скорее, с мужчиной обращаются как с человеком, а с женщиной — как с «другой».

Вторая линза — это линза гендерной поляризации. Здесь мы снова встречаем не только исторически древнее представле­ние о фундаментальных отличиях мужчин и женщин, но вдо­бавок более незаметное, обманом вкравшееся в жизнь обще­ства использование наблюдаемых различий в качестве организующей нормы в общественной жизни. Это означает не просто то, что женщины и мужчины считаются разными. Это значит, что различия между мужским и женским привно­сятся в общественную жизнь настолько экстенсивно, что тем самым осуществляется скрытая подмена. Практически любой аспект культуры, любой аспект человеческого опыта предста­ет перед нами в неразрывной связи с половыми особенностя­ми — касается ли это стиля одежды, социальных ролей или даже способов выражения чувств и реализации сексуального влечения.


Наконец, третья линза — линза биологического эссенциализма, которая логически обосновывает и узаконивает остальные линзы, представляя их как естественные и неизбежные по­следствия наследственной биологической природы женщин и мужчин. Это именно та линза, которая на светском уровне за­местила великое творение Бога научным эквивалентом — ве­ликим творением эволюции. Как мы увидим дальше, в этой книге не отрицаются биологические факты. Но я утверждаю, что эти биологические явления не имеют фиксированного, независимого значения. Значение, которое им придается, за­висит от того, как они объясняются и используются культу­рой, а их социальный смысл зависит от исторического и со­временного контекста.

В теории Сандры Бем «психологический пол» выделяют понятия. Маскулинность и Фемининность.

Маскулинность – мужественность.

Фемининность – женственность.

На основе этого можно сделать вывод, что наиболее распространенными являются проблемы социальные и межличностные они тесно связаны с коммуникативной частью. Особое место здесь занимают проблемы полов, мужчин и женщин. Также большое значение имеют взаимоотношения:

  • с детьми;
  • родителями;
  • родственниками;
  • друзьями;
  • преподавательским составом;
  • однокурсниками;
  • одноклассниками;
  • ровесниками.

Актуальными проблемами являются те, которые, связанны с профессиональной деятельностью. Такие как социально-ролевое определение, неудовлетворённость своей профессиональной деятельностью, перегруженностью во время работы и прочее.

Внутриличностные конфликты часто являются распространенными проблемы, различного типа, такие как индивидуальные, типологические и социальные аспекты личной проблематики.

Различные переживания часто сопровождаются психологическим стрессом, которые могут привести к эмоциональному выгоранию субъекта.

Среди причин развития профессионального стресса, можно выделить следующее непосредственные и главные. Основной причиной стресса являются события такие как, сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемных ситуаций связанных с угрозой для здоровья и жизни.

Факторы, которые препятствуют нормальной работоспособности сотрудников.

Нравственно–эстетические факторы:

отсутствие дружелюбного климата в коллективе; низкий уровень правовой и профессиональной культуры сотрудников; упадок престижности профессии правоохранительных органов.

Психолого-педагогические факторы:


отсутствие адекватной программы для отбора сотрудников; низкий уровень идеологической подготовки, самообразования; игнорирование темперамента и характера личности при назначении на конкретную службу.

Социально-экономические: неудовлетворённость жилищно-бытовыми на данный момент условиями и отсутствие возможностей для улучшения; несоответствие оплаты труда и сил, затраченных на труд.

Организационно-правовые: отсутствие нормальных условий службы, отсутствие общих целей; возрастающая нагрузка.

Теория профессионального выбора профессий Дж. Холланда

Одна из известных теорий профессионального выбора, с предпочтением рода занятий, является концепция Holland, 196. Он объясняет , почему разные типы людей предпочитают различные виды трудовой деятельности.

Он выделяет 6 типов:

  • Р – реалистичных;
  • И - интеллектуальных;
  • С – социальных;
  • К – конвенциальных;
  • П – предприимчивых;
  • А - артистических.

Каждый тип личности характеризуется:

  • 1. определенными чертами характера и складом ума;
  • 2. способностями к определенным видам деятельности;
  • 3. предпочтениями определенного рода занятий;
  • 4. содержанием увлечений;
  • 5. профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий (табл. 1.1).

Тип

Особенности личности, способности

Направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Профессии

Реалистичный

Активность; агрессивность; деловитость; настойчивость; рациональность; практическое мышление; хорошая координированность; пространственное воображение; технические способности

Конкретный результат; настоящее; вещи, предметы и их практическое использование; занятия, требующие физического развития, ловкости; отсутствие ориентации на общение

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации

Механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т. д.

Интеллектуальный

Аналитический ум; независимость и оригинальность суждений; гармоничное развитие языковых и математических способностей; критичность; любознательность; склонность к фантазии; интенсивная внутренняя жизнь; низкая физическая активность

Идеи; теоретические ценности; умственный труд; решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления; отсутствие ориентации на общение в деятельности; информационный характер общения

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

Физик, астроном, ботаник, программист и др.

Социальный

Умение общаться; гуманность; способность к сопереживанию; активность; зависимость от окружающих и общественного мнения; приспособление; решение проблем с опорой на эмоции и чувства; преобладание языковых способностей

Люди; общение; установление контактов с окружающими; стремление учить, воспитывать; избегание интеллектуальных проблем

Образование; здравоохранение; социальное обеспечение; обслуживание; спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разобраться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать

Врач, педагог, психолог, социальный работник и т. п.

Конвенциальный

Способности к переработке числовой информации; стереотипный подход к проблемам; консервативный характер; подчиняемость; зависимость; следование обычаям; исполнительность; преобладание математических способностей

Порядок; четко расписанная деятельность; работа по инструкции, заданным алгоритмам; избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Экономика; связь; расчеты; бухгалтерия; делопроизводство. Занятия, требующие способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

Бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Предприимчивый

Энергия; импульсивность; энтузиазм; предприимчивость; агрессивность; готовность к риску; оптимизм; уверенность в себе; преобладание языковых способностей; хорошие организаторские качества

Лидерство; признание; руководство; власть; личный статус; избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концетрации внимания; интерес к экономике и политике

Решение неясных задач; общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях. Занятия, требующие умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

Бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д

Артистический

Воображение и интуиция; эмоционально сложный взгляд на жизнь; независимость; гибкость и оригинальность мышления; хорошие двигательные способности и восприятие

Эмоции и чувства; самовыражение; творческие занятия; избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям

Изобразительное искусство; музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

Музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д


Заключение

Профессиональный стресс, оказывает влияние на эффективность трудоспособности, деятельность организации, здоровье, семью. Переживание различных ситуаций или проблем, часто сопровождается психологическим стрессом. Насущные или остаточные явления могут привести к эмоциональному выгоранию человека. Женщины волнует нехватка времени, незначительная мотивация персонала. Они переживают за совершённые просчёты и ошибки. Когда затраченные усилия не показывают хороших результатов. Мужчин заботит контроль руководства, отсутствие внимания со стороны руководящих лиц к нуждам подразделений. Так же, можно сказать, что отдых, релаксация, выезд на природу, или нахождение в уединенном месте, положительно скажется на человеке. Желательно отказаться от табакокурения, употребления спиртных напитков, минимизировать употребление кофе, эти компоненты попадая в организм человека лишают его витамин группы «В», что усугубляет стрессовое состояние.

Библиография


А. Л. Журавлёва, Е. А. Сергиенко «Стресс, выгорание, совладение в современном контексте». Издательство «Институт психологии Ран» Москва – 2011.

Michael Hutchison. МегаМозг. Трансформируй свою жизнь с помощью майнд машин. Перевод на русский язык: Владимир Никонов.

С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2004. - 336 стр.

Бовин Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.: МВД РФ, 1997. с.249

Борисова Е. М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей// Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 112-121.

Волков И. П. Стили руководства при решении задач социального развития коллектива предприятия // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973.

Гайнутдинова Т. Ю. Состояния мужчин и женщин в трудовой деятельности // Психология XXI века. Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2003. С. 143-145.

Е. П. Ильин Дифференциальная психология профессиональной деятельности

Приложение

Тест Сандры Бем по изучению Маскулинности и Фемининности

Шкалы: маскулинность (мужественность), фемининность (женственность)

Диагностика маскулинности – фемининности испытуемых. 

Инструкция к тесту 

«Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас».