Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Что такое гендер).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение


Проблематика данной сферы исследования, показывает нам, что стресс не только оказывает негативное влияние на эффективность труда, но и изменяет всю жизнь человека, его соматическое и психическое состояние. Происходит утрата здоровья, приобретаются психологические проблемы и различного рода трансформациям. Мотивами профессионального стресса являются факторы, связанные с работой, места работы, условий работы, рабочего времени. Другими словами, данные причины связаны с конкретной профессиональной деятельностью. Данная тема особенно актуальна там, где люди работают в жёстких экстремальных условиях. Сотворённые цивилизацией и техническим – техническим прогрессом, блага цивилизации называемым гиподинамия и гипокинезия. Отрицательно влияющие на обмен веществ, систему кровообращения, дыхания, опорно-двигательный аппарат, нервные и гуморальные регуляторные механизмы. Данные отрицательно влияющие факторы, снижают реактивность организма и способствуют развитию стресса.

Установлено, что эмоциональный стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях субъектов, принципиальный характер которых имеет прямое отношение к профессиональной деятельности ряда категорий военных специалистов. Их профессиональная деятельность, несмотря на успехи научно-технической революции в военном деле, продолжает сопровождаться максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском и наличием угрозы жизни.

Военнослужащие постоянно испытывают угрозу воздействия оружие противника и оружие массового поражения. Огромная значимость психогенного влияния на человека проявилась 6 и 9 августа 1945 года, после взрыва атомных бомб сброшенных на города Японии, такие как Хиросима и Нагасаки. 6 августа 1945 года на город Хиросима была сброшена атомная бомба «Little boy» - эквивалентом 13-18 килотонн тротила. Спустя три дня 9 августа на город Нагасаки обрушился очередной удар атомной бомбы – 21 килотонна тротила, называлась она «Fat Man». Авария на Чернобыльской АЭС, 26 апреля 1986 года.

Глава 1 Понятия гендер и стресс

1.1 Что такое гендер


Рассмотрим понятие гендер, оно произошло от англ. Gender – род, данное понятие используется в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека.

В русском языке одно слово, связанное с данным вопросом: пол, английский же имеет два понятия: секс (sex) - пол - и тендер (gender) – «социопол». Sex - биологический пол, биологические различия между мужчинами и женщинами. Gender - социальная конструкция, обозначающая особенности поведения, социальных стратегий. Sex – стартовая позиция, с ней рождается человек. Sex детерминирован биологическими факторами: генетическими различиями, анатомическими, гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов.

Gender – итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.

«Сексуально гендерное поле» человека возникает в перинатальный период. Современные технологии и средства медицины позволяют до рождения ребёнка определить пол ребёнка. Культуры, как и родители, по-разному могут реагировать на рождение ребёнка. Рождение мальчика или девочки может различно восприниматься и в культурах.

В архаических обществах особенно с охотничьи-собирательным укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в земледельческих культурах, где уже появилась моногамная семья и женский труд, воспроизводство рода, воспитание и т.д. В истории известны случаи, когда пол отвечал за жизнь, если рождался не того пола, по мнению культуры и родителей его лишали жизни. Рассмотрим Японию в сёлах до начала 20 века. Сохранялась традиция лишения жизни новорождённых мальчиков, потому что их нельзя было выгодно продать, выдать замуж. Эскимосы и Бедуины избавлялись от девочек, считалось, что мужчин в роду должно быть больше.

1.2 Ранние акты социализации

Нам известны такие игры как; «дочки-матери», «учителя», «куклы», «доктора» - принято считать, что эти игры для девочек. Увлечения мальчиков машинами, конструкторами, оружием и т.п.

1.3 Ассоциации

Всё мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, напористостью, авантюризмом, стремлением к лидерству.

Женское же ассоциируется с мягкостью, милосердием, эмоциональностью, терпимостью, ответственностью, заботой, альтруизмом, стремлением к поиску согласия и компромисса.


В культурах сильно различаются представления о женственности и мужественности, что накладывает отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношения мужчин и женщин. В странах с развитой экономикой женщины высоко образованы и вовлечены в общественную жизнь. Например, в скандинавских странах, гендерная идеология склоняется к равенству в отношениях между мужчинами и женщинами. А в мусульманских культурах и в странах Востока, статус женщины далёк от равноправия, в связи с этим поведение женщин строго регламентировано.

«Отсутствие стресса есть смерть». То есть если бы человек не испытывал стрессорных ситуаций, он бы не выжил как вид.

Ганс Селье, автор теории стресса.

1.4 Ресурсный подход и регуляция стресса

Одно из направлений развития теории психологического стресса связанно с разработкой концепции о роли ресурсов личности в возникновении и развитии этого психического состояния.

Проблемы стресса и выгорания связанные с поведением по прежнему остаётся научной проблемой, на решение которой в последние годы были сосредоточены усилия учёных разных направлений и специализаций. Актуальность данной проблемы обусловлена нарастающим воздействием экстремальных факторов социального, экологического, техногенного характера, которая вызывает психологические изменения. Развитие неблагоприятных психических состояний и расстройств психогенной природы. Данные воздействия, вызывающие психические реакции, влияют на состояние личностной сферы и межличностных отношений. Далее они напрямую связаны с работоспособностью, профессиональной эффективности и безопасности труда. Стрессы повседневной жизни влияют на состояние здоровья, профессиональное долголетие, качество жизни и состояние общества в целом. В большинстве техногенных катастроф, человеческий фактор реагирует на стресс и возможностей его преодоления. Активно изучается стресс и его одно из его последствий психологическое выгорание, но они недостаточно изучены. Сам феномен психологического выгорания начал изучаться с 1990-х годов, в это совсем недавно. Более того открытыми остаются вопросы о критериях выгорания, его обратимости – необратимости, факторы предотвращения выгорания, сохранения психического и физического здоровья, эффективности, (трудоспособности) профессиональной деятельности. Стресс и психологическое выгорание относится к области междисциплинарных исследований, которые требуют комплексные модели анализа. Следовательно, их фундаментальное изучение предполагает не только применение системной методологии исследования, междисциплинарных подходов, но и совершенствование методического инструментария и методов математического анализа. Требования к изучению феноменов стресса, переводят научный поиск на новый уровень обобщений и исследований, чтобы выявить механизмы стресса и психологического выгорания. Понимание возможностей поведения совладающего и преодолевающего, сопротивляющегося стрессу. Одно из относительно новых направлений, разрабатываемых в отечественной психологии, является концепция посттравматических состояний, которые способствуют появлению стрессового расстройства - (ПТСР).


Для установления критериев посттравматического стресса, факторов и условий его возникновения, требует теоретических и экспериментальных усилий. Помимо того, необходимо классифицировать внешние факторы, вызывающие посттравматический стресс.

1.5 Посттравматическое стрессовое расстройство

Впоследствии травмирующей ситуации, психо-эмоциональная сфера и тело человека находятся в шоковом состоянии. После осознания и принятия ситуации, того что произошло человек выходит из этого состояния. Если у человека посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), человек продолжает прибывать в состоянии психологического шока.

Психотравмирующие события:

- Природные катастрофы;

- Техногенные катастрофы;

- Боевые действия;

- Террористические;

- Психологическое насилие;

- Физическое насилие;

- Автомобильные аварии;

- Неожиданная смерть любимого человека;

- Изнасилование;

- Похищение человека;

- Нападение;

- Прочие.

Необходимо выявить индивидуально психологические особенности сопротивления травматическим факторам. Длительность и последствие травмы, психология выгорания связана с психологией стресса. Сам феномен психологического выгорания наблюдается в ответ на длительные стрессогенные условия.

1.6 Поведенческие реакции человека в стрессовой ситуации

Апатия (греческий Apathela - бесчувственость) – у человека возникает безразличие к себе, родным и близким. Возникает апатия вследствие напряжённой безуспешной деятельности, либо неудач. Апатия может перерасти в депрессию, если оставить человека надолго в этом состоянии.

Ступор (латинский Stupor – оцепенение) – резко угнетённое состояние, неподвижность, ослабевает реакция на раздражение. Ступор развивается после потрясения, когда человек затрачивает большое количество сил и энергии на выживание. Он длится от пары минут до нескольких часов. В этом состоянии человек не видит опасности, происходит оцепенение, состояние полной неподвижности.

Агрессия (латинский Aggressio) – человек демонстративно показывает своё превосходство над другим человеком, или группой лиц. Агрессор стремится причинить ущерб. Это непроизвольный способ снизить высокое внутреннее напряжение.


Страх с ним все рождаются и умирают, существует панический страх, он может сгенерировать все инстинкты самосохранения, бегство, агрессия или наоборот оцепенение. В этом состоянии человек плохо контролирует себя, отсутствует осознание своих действий.

Плачь. Во время плача, в организме выделяются вещества обладающие успокаивающим эффектом. Если человек сдерживает слёзы, не происходит внутренней разрядки, напряжение растёт – это может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

Нервная дрожь – после сильного стресса у человека появляется неконтролируемая дрожь, таким образом, организм сбрасывает напряжение, данная реакция может длиться несколько часов, после чего человеку нужен отдых, скорее всего человек уснёт. Когда дрожь усиливается, нельзя сковывать движения человека, обнимать, прижимать, укрывать. Если дрожь прекратить механически, тактильно, внутренне напряжение останется тем самым появятся мышечные боли.

Фрустрация (латинский Frustration – обман, разрушение планов, расстройство). Состояние, вызываемое объективно непреодалёнными трудностями. Или субъективно так воспринимаемым трудностями. Фрустрация – переживание неудовлетворённой потребности.

Глава 2 Классификация стресса

В прикладной психологии (инженерная психология, психология труда, эргономика) стресс рассматривается, как функциональное состояние различного рода, повышенного и длительного напряжения, которое связанно с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Данное состояние обусловлено воздействием среды, превышающим адаптационные возможности организма. Для данного состояния характерно психическое напряжение, чувство фрустрации, тревоги и беспокойства. В самом негативном состоянии проявляется равнодушие и апатия.

Функциональное состояние человека можно рассматривать, как «интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности». Выделим основные функциональные состояния:

  • Монотонию;
  • Фрустрацию;
  • Утомление;
  • Напряжённость;
  • Психическое пресыщение;
  • Релаксацию;
  • Прочее.

Кроме вышеперечисленных состояний, встречаются и другие отличающиеся по степени активации:

  • Дремотные состояния;
  • Аффективные состояния;
  • Пароксизмальные состояния;
  • Различные болезненные состояния;
  • Инфекционные и соматические;
  • Алкогольного и наркотического опьянения;
  • Маниакально-депрессивный психоз;
  • Паранойя;
  • Прочее.