Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и сущность валютного рынка
1.1.Валютный рынок: концепции, факторы, институты
1.2. Структура валютного рынка.
1.3. Механизм регулирования валютного рынка
2. Валютное регулирование как инструмент обеспечения стабильности валютного рынка
2.1. Понятие валютных правоотношений. Характеристика валютного законодательства
2.2. Правовой статус участников валютных правоотношений
2.3. Влияние решений Конституционного суда на правовое регулирование валютного рынка
Арбитражные суды, отменяя постановления Росфиннадзора о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, руководствуются выводами, сформулированными в вышеупомянутых Постановлениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (см. например, Постановления Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 10.05.2012 по делу № А56-58298/2011, от 20.01.2015 по делу № А56-34806/2014, Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2012 по делу № А72-5381/2011, Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2013 № Ф10-2228/13 по делу № А23-44/2013, Постановление Второго Арбитражного Апелляционного суда от 26.01.2015 по делу № А82-13654/2014, Постановление Четвертого Арбитражного
Апелляционного суда от 25.11.2015 по делу № А19-15041/2014, Постановление Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 25.11.2015 № 17АП-14964/2015-АКу и т.д.).
Таким образом, анализ судебной практики позволяет сделать вывод об отсутствии должной реализации целей административного наказания, а именно предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, что понижает эффективность мер ответственности, предусмотренной за нарушения требований о репатриации валюты.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 12.05.1998 № 14-П и от 15.07.1999 № 11-П разъяснил, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. При этом принцип соразмерности, выражающий требования справедливости в сфере публично-правовой ответственности, предполагает установление этой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, а в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П отмечено, что размеры административного штрафа должны обладать разумным сдерживающим эффектом.
С учетом изложенного представляется, что целесообразным и наиболее рациональным будет дифференциация размера штрафных санкций, предусмотренных ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, исходя из сроков допущенной просрочки зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках, например, следующим образом:
- нарушение установленных сроков зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках не более чем на десять дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тысячи до двух тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей;
- нарушение установленных сроков зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч рублей до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей;
- нарушение установленных сроков зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч рублей до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей. Аналогичный подход можно применить и к санкции ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Данные меры, во-первых, не противоречат положениям ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, во-вторых, позволят применять к резидентам более соразмерные санкции при незначительном нарушении сроков репатриации денежных средств.
Выводы:
Таким образом, в ранее действовавшем Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» отнесение физического лица к резиденту или нерезиденту было поставлено в зависимость от его постоянного места жительства, однако само понятие «постоянное место жительства» в Законе не раскрывалось. В новом Валютном законе более четко устанавливаются критерии, по которым физические лица считаются резидентами или нерезидентами Российской Федерации именно с позиций валютного права.
Заключение
Преобразования в сфере экономики и политики, проведенные в Российской Федерации в последнее время, при всей своей неоднозначности существенно изменили жизнь российского общества. Хозяйствующие субъекты приобрели обширные возможности по осуществлению взаимодействия между собой по разнообразным вопросам и реализации различных схем взаимодействия. В связи с этим необходимо вносить изменения в законодательство, осуществлять разработку новых нормативно-правовых актов, отвечающих критериям современного времени. Поэтому в наше время было осуществлено принятие некоторых российских законов, направленных на кардинальное изменение экономического уклада и процедуры осуществления деятельности хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.
На современном этапе валютные правоотношения регулирует Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», утвержденный Государственной Думой РФ 21 ноября 2003 г., в редакции от 29 июня 2004 г. Основным направлением данного Закона выступает обеспечение реализации централизованной политики государства, стабильности отечественной валюты и устойчивости валютного рынка как составляющих частей совершенствования экономики страны и международных отношений в области экономики. В Законе отражены основные направления внешнеэкономической деятельности и валютных операций.
При выявлении обстоятельств противоправности действий в области валютных отношений отводится большое значение валютному контролю, который представляет собой властную деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по соблюдению валютного законодательства в процессе реализации валютных операций. В соответствии со ст. 22 Закона валютный контроль в нашей стране производится Правительством Российской Федерации и агентами валютного контроля, которыми выступает Банк России, а также федеральные органы исполнительной власти. Помимо этого, агентами валютного контроля являются кредитные организации, подотчетные Банку России, таможенная служба и территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами, производящими регламентирование валютного контроля .
Согласно ст. 23 Закона субъекты валютного контроля в рамках предоставленной им компетенции имеют право:
- осуществлять проверки применения резидентами и нерезидентами положений валютного законодательства, органов валютного регулирования;
2) проводить плановые проверки полноты и своевременности подготовки отчетности по валютным операциям субъектов;
3) истребовать документацию и сведения, связанные с осуществлением процедуры валютных операций.
Органы, полномочные осуществлять валютный контроль в рамках предоставленной им законодательством компетенции, вправе: 1) выписывать предписания о необходимости устранения выявленного нарушения нормативно-правовых актов валютного законодательства;
- осуществлять применение предусмотренных законодательством РФ мер ответственности за нарушение требований валютного законодательства РФ.
В соответствии со ст. 25 Закона субъекты валютных правоотношений, нарушившие требования актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством России. А именно, лица, допустившие правонарушения в сфере применения валютного законодательства, подлежат привлечению к административной и уголовной ответственности.
Так, п. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит положения о том, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или при отсутствии лицензии в ситуациях, когда наличие лицензии обязательно, карается штрафными санкциями в размере до трехсот тысяч рублей, либо осуществлением обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок продолжительностью до шести месяцев .
Также в ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ дается указание на то, что производство и реализация валютных операций, запрещенных законодательством Российской Федерации в области валютного регулирования или произведенных с нарушением требований валютного законодательства, влекут применение административного штрафа на физических лиц и организаций в объеме от трех четвертых до одного размера суммы произведенной незаконной валютной сделки .
Таким образом, валютные правонарушения представляют собой виновно противоправные, опасные, вредные деяния (действия или бездействие) физических и юридических лиц.
В настоящее время указанные правонарушения достаточно распространены как на всей территории Российской Федерации, так и отдельных ее субъектов.
Помимо данных лиц под категорию таких нарушителей подпадают и лица, вступающие во взаимодействие с так называемыми «валютчиками», то есть лица, приобретающие иностранную валюту и валютные ценности вне обменных пунктов города.
Все большее распространение таких незаконных действий свидетельствует об отсутствии надлежащего и достаточного контроля со стороны субъектов валютного контроля, уполномоченных производить не только надзорные функции в области валютного законодательства, но и применять меры воздействия на нарушителей требований нормативно-правовых актов в данной области.
Устранением вышеперечисленных недостатков и проблем может стать только лишь внесение соответствующих изменений и поправок в действующее валютное законодательство на федеральном и региональном уровне.
В связи с этим помимо существующей ответственности считаем целесообразным на региональном уровне предусмотреть ответственность так называемых «валютчиков» и лиц, приобретающих валюту у данной категории граждан, так как покупатели иностранной валюты вне обменных пунктов являются субъектами рассматриваемого правонарушения и фактически участвуют в осуществлении незаконных валютных операций, что запрещено валютным законодательством РФ.
Список использованных правовых актов и литературы:
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О международных договорах Российской Федерации"
- Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О валютном регулировании и валютном контроле"
- Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 15.10.2016) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
- :Емелин А. Новеллы и нерешенные проблемы: Комментарий Закона о валютном регулировании // Банковское право. 2013. № 2.
- Антоненко Н.А. Валютный рынок Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2011
- Артемов Н.М. Проблемы и перспективы валютного регулирования в Российской Федерации (финансово-правовой аспект). М., 2012
- Банковское право: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Травкина. М., 2015
- Булатов А.С. Экономика: Учеб. М., 2015
- Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебное пособие / под ред. И.В. Хаменушко. - М.: Норма, 2013
- Дорофеев Б.Ю., Земцов H.H., Путин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. М., 2015
- Дудиева, И. Р. Ответственность за нарушение требований о репатриации валютной выручки / И.Р. Дудиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университете им. К. Л. Хетагурова. - 2013. - №
- Емелин A.B. Проблемы финансово-правового регулирования валютных операций в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2010
- Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики российского валютного права // Адвокат. 2014. № 9
- Иванец, Г.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Г.И. Иванец, ИВ. Калинский, В.И. Червонюк; под общей ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит., 2012
- Игнатьева C.B., Игбаева Г.Р. Правовая природа валютных правоотношений // Банковское право. 2013. № 4
- Кальней М.Г. Правовое регулирование валютных операций в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2014
- Козырин А.Н. Валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Комментарий законодательства. М., 2012
- Куликов А.А. Форекс для начинающих. СПб., 2014.
- Лайченкова H.H.Стимулы в налоговом праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2012
- Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 2014
- Маркелов Ф.В.Теоретические проблемы ответственности за нарушения бюджетного законодательства (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006
- Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. М., 2014
- Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учеб. М., 2013
- Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит: Учеб. пособие. М., 2014
-
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. М., 2014. С. 336. ↑
-
Куликов А.А. Форекс для начинающих. СПб., 2014. С. 12. ↑
-
Ротару К.В. Проблемы правового регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 8. ↑
-
Булатов А.С. Экономика: Учеб. М., 2015. С. 682 - 685. ↑
-
Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учеб. М., 2013. С. 149 - 154. ↑
-
Третьякова Т.В. Валютное право: Учеб. пособие. СПб., 2015. С. 121. ↑
-
Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит: Учеб. пособие. М., 2014. С. 135. ↑
-
Эбке В.Ф. Международное валютное право. М., 1997. С. 19. ↑
-
Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 2014. С. 98 ↑
-
Антоненко Н.А. Валютный рынок Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. С. 121. ↑
-
Банковское право: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Травкина. М., 2015. С. 324. ↑
-
Артемов Н.М. Проблемы и перспективы валютного регулирования в Российской Федерации (финансово-правовой аспект). М., 2012.с.88 ↑
-
Дорофеев Б.Ю., Земцов H.H., Путин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. М., 2015.с.90 ↑
-
:Емелин А. Новеллы и нерешенные проблемы: Комментарий Закона о валютном регулировании // Банковское право. 2013. № 2.с.21 ↑
-
Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики российского валютного права // Адвокат. 2014. № 9. С. 2-19 ↑
-
Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Л., 1949.с.66 ↑
-
Кальней М.Г. Правовое регулирование валютных операций в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2014.с.21 ↑
-
Козырин А.Н. Валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Комментарий законодательства. М., 2012.С.12 ↑
-
Сапожников Н.В. Правовые проблемы ответственности в валютных правоотношениях // Хозяйство и право. 2012. № 12. С. 65-73 ↑
-
Тосунян Г.А., Емелин A.B. Валютное право РФ: Учебное пособие. М., 2014.С.7 ↑
-
Указ.соч. ↑
-
Емелин A.B. Проблемы финансово-правового регулирования валютных операций в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 16 ↑
-
Козырни А.Н. Валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Комментарий законодательства. М., 2012.с.33 ↑
-
Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 2013. С. 272. ↑
-
См.: Российская газета. 2003. 25 янв. ↑
-
Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О международных договорах Российской Федерации" ↑
-
См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 2. ↑
-
О понятии нормативных актов Центрального банка Российской Федерации см.:Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории / Под ред. Н.И. Химичевой. Саратов, 2006. С. 276-299. ↑
-
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) ↑
-
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 15.10.2016) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" ↑
-
Игнатьева C.B., Игбаева Г.Р. Правовая природа валютных правоотношений // Банковское право. 2013. № 4.с.44 ↑
-
Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2012. С. 49. ↑
-
Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 84 ↑
-
;Маркелов Ф.В.Теоретические проблемы ответственности за нарушения бюджетного законодательства (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 20. ↑
-
Лайченкова H.H.Стимулы в налоговом праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 11, 25. ↑
-
Кальней М.Г. Правовое регулирование валютных операций в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2014. С. 13. ↑
-
См.: СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 783. ↑
-
См.: Вестник Банка России. 2001. 19 июля. ↑
-
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О валютном регулировании и валютном контроле" ↑
-
Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебное пособие / под ред. И.В. Хаменушко. - М.: Норма, 2013.С.21 ↑
-
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) ↑
-
Иванец, Г.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Г.И. Иванец, ИВ. Калинский, В.И. Червонюк; под общей ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит., 2012.С.22 ↑
-
Дудиева, И. Р. Ответственность за нарушение требований о репатриации валютной выручки / И.Р. Дудиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университете им. К. Л. Хетагурова. - 2013. - № 1. - С. 106-109. ↑