Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Организация и ее основные характеристики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В менеджменте в 60-х годах ХХ века к рассмотрению организаций начал широко применяться системный подход. Теория систем дает нам возможность описывать как внешнее, так и внутреннее поведение предприятий. В первом случае мы можем соотносить деятельность рассматриваемой организации с другими. Во втором - видеть, как и почему люди внутри организаций выполняют свои индивидуальные и групповые задания.

В теории систем существует следующее определение организации. Организацией является совокупность нескольких взаимодействующих друг с другом взаимозависимым образом элементов. В упрощенной форме организация получает ресурсы – на входе, из более крупной системы (внешней среды), обрабатывает эти ресурсы и возвращает их во внешнюю среду в измененной форме (услуги, товары).

Представим на рисунке 1.1.3 ключевые элементы организации как системы[3].

Рисунок 1.1.3 Организация как система

Заметим, что относительно организации теория систем определяет следующее:

- для удовлетворения этих требований в центре внимания руководства организации должен находиться цикл «вход - процесс – выход»;

- выживание организации зависит от ее возможности приспосабливаться к требованиям внешней среды (важность «обратной связи»).

На сегодняшний день в теории организации и практике управления используют как термин «организационное развитие» (далее – ОР), так и «развитие организации». Представим их определения на рисунке 1.1.4.

Рисунок 1.1.4 Характеристики термина «развитие организации» и «организационное развитие»

Оба этих термина предполагают изменение основных аспектов деятельности предприятия для того, чтобы повысить её эффективность.

Основными характеристиками процесса организационного развития являются (рисунок 1.1.5).

Рисунок 1.1.5 Характеристики процесса организационного развития

Следовательно, жизненный цикл организации (далее – ЖЦО) – совокупность стадий развития, которые проходит организация за период своего существования.

Для определения сущности понятия ЖЦО определим основные стадии развития организации в следующем пункте курсовой работы.


1.2 Особенности жизненного цикла организации и специфика управленческой деятельности

В экономической литературе есть много подходов в определении стадий ЖЦО. Представим обобщенную модель ЖЦО на рисунке 1.2.1[4].

Рисунок 1.2.1 Жизненные циклы организации.

На рисунке 1.2.1 под цифрой 1 — цикл формирования организации, под цифрой 2 показан цикл интенсивного роста, под цифрой 3 — цикл стабилизации и цифрой 4 обозначен цикл кризиса.

Из вышеприведенного рисунка 1.2.1 видно, что основными стадиями жизненного цикла организации являются: формирование организации, интенсивный рост, стабилизация, кризис.

Последняя стадия – стадия кризиса - может и не заканчиваться ликвидацией организации. Вполне возможен и такой вариант, что организация возродиться вновь и начнется новый жизненный цикл.

В соответствии с концепцией организационного развития: в одном и том же состоянии ни одна из организаций не может слишком долго оставаться. Предприятие проходит несколько этапов развития с преодолением определенных трудностей. Можно выделить несколько уровней рассмотрения данной этапности: циклы развития и стадии развития организации.

Периоды, которые проживает организация в рамках однотипных ценностных установок, и которые фиксируют специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации входят в стадию развития организации.

Первая стадия развития организации - её формирование. Для предприятия на данном этапе очень важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю. Организация, которой удалось «раскрутить» свой товар и найти свое место на рынке, может перейти в стадию интенсивного роста, где организация растет, у нее увеличивается число персонала, объем продаваемого товара, количество направлений деятельности, филиалов, подразделений.

Организация, которая смогла стабилизировать источники дохода, быть на волне, а также закрепиться на рынке уже как полноправный агент, переходит к третьей стадии – стадии стабилизации, где для нее важно максимально стабилизировать свою деятельность.

В связи с изменчивостью рынка, потребителя цикл жизни товара, предлагаемого организацией, обычно ограничен, что оказывает влияние и на стадийность развития организации. После этой стадии организация закономерно может перейти в следующую стадию – это стадия кризис, характеризующийся снижением эффективностью деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, «смертью» организации.


В том случае, если организация сможет занять новое место на рынке и найти новый, привлекательный для потребителя товар, то она сможет сохраниться и перейти к следующему циклу развития снова, снова может пережить все стадии ЖЦО, но в превращенном виде.

Основные особенности целевой ориентации организации на различных стадиях развития представим на рисунке 1.2.2.

Рисунок 1.2.2 Основные особенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития

На каждой стадии развития организация проводит свою определенную стратегию, что представлено в таблице 1.2.1.

Таблица 1.2.1

Соотнесение стадий жизненного цикла, типов стратегии организации и специфики управленческой деятельности

№ п/п

Стадия. Цель

Тип стратегии. Краткое описание

Краткая характеристика стратегии

Характеристика особенностей персонала

1

Формирование. «Заявка» на рынке ТРУ

Предпринимательская. Привлечь внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать привлекательным для клиента

Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление ближайших мер

Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников

2

Интенсивный рост. «Размножение систем»

Динамический рост. Нарастающий рост объемов и качества услуг и соответственно числа структур

Степень риска - меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедур

Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала

3

Стабилизация. Закрепление на рынке, достижение максимального уровня рентабельности

Прибыльность. Поддержание системы в равновесии

В центре внимания - сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода процедурные правила

Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска

4

Спад. Прекращение нерентабель-ного, зат-ратного производства Возрождение

Ликвидация. Ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой, так и психологической

Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем - сокращение работающих

Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные

Предпринимательская/ Ликвидация. Снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности

Основное - спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу

Гибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда


Как было уже сказано, организации проходят еще один временной цикл более длительный по сравнению со стадийным – циклы развития, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации. Выделяют следующие циклы развития: первый цикл называется циклом «тусовка», второй - «механизация», выделяют также циклы «внутренне предпринимательство» и «управление качеством».

В первом цикле, цикле под названием «Тусовка» ставятся во главу создание внутрифирменной целостности на базе личных контактов, ценности, межличностное общение, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.

Второй цикл развития, который именуется «Механизацией», связан с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. На данном этапе организация впервые может сталкнуться с надобностью замены сотрудников, хорошо вписывающихся в личностную, неформальную структуру, но, к сожалению, которые не могут быть эффективными специалистами. Такое происходит именно на этом цикле развития.

В третьем цикле под названием «Внутреннее предпринимательство» становится необходимым каждому сотруднику организации подходить к своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке, предельно активно участвовать в «предпринимательском процессе». Следовательно, для каждого сотрудника важно знать своего клиента, хорошо разбираться в его потребностях и работать так, чтобы его продукт можно было реализовать.

И, наконец, цикл, который называется «Управление качеством» связан с ориентацией всех и каждого на качество. То есть каждый из сотрудников заботиться о качестве итогового продукта, а для этого каждый из полуфабрикатов - промежуточных продуктов должен быть качественным, соответствовать запросам потребителей.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что жизнь организации протекает по определенным законам: в первую очередь, проходит через стадию формирования, которая сменяется стадией интенсивного роста, а позже может перейти в стадию стабилизации, а затем и спада.

Глава 2 Особенности жизненного цикла организации в теории и практике управления


2.1 Теория жизненных циклов А.Грейнера и специфика управленческой деятельности

Исследованию ЖЦО посвящены работы Адизеса И., Грейнера Л., Канна Р., Каца Д., Кимберли Дж., Куинна Р., Лестера Д., Ливехуда Б., Миллера Д., Скотта Б., Торберта У., Фризен П., Шмидта У., Акулова В. Б., Баранюк И. А., Гариной Е. П., Емельянова Е., Короткова Э. М., Мильнера Б. З., Мироненко Ю. Д., Поварницыной С., Старченко Г. В., Тереханова А. К., Филоновича С. Р., Широковой Г. В. и др.

Концепция ЖЦО сложилась в экономической теории в 60-е гг.XX в[5].

Существует большое количество моделей, которые описывают ЖЦО, представим их в таблице 2.1.1[6].

Таблица 2.1.1

Модели жизненных циклов организации

№ п/п

Автор

Название концепции

Год создания

1

А. Даун

Движущие силы роста

1967г.

2

Г. Липпитт и У. Шмидт

Управленческое участие

1967г.

3

Б.Ливехуд

Органическое эволюционное развитие

1969г.

4

Б. Скотт

Стратегия и структура

1971г.

5

Л. Грейнер

Этапы развития и кризисы роста организации

1972г.

6

У. Торберт

Ментальность членов организации

1974г.

7

Ф.Лиден

Функциональные проблемы

1975г.

8

Д.Кац и Р.Кан

Организационная структура

1978г.

9

А.И. Адизес

Теория жизненных циклов организации

1979г.

10

Дж. Кимберли

Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой

1979г.

11

Р.Куинн и К. Камерон

Интегративная модель

1983г.

12

Д. Миллер и П. Фризен

Траектории развития организации

1983г.

13

Э.М.Коротков

Модель жизненного цикла организации

2003г.

14

Д.Лестер, Дж.Парнелл, А.Каррагер

«Жизненные циклы организации»

2003г.

15

Мироненко Ю. Д., Тереханов А. К.

Модель организационного развития

2004г.