Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования особенностей деятельности предприятий малого бизнеса, связана с их активным участием в международных экономических отношениях и, в большинстве своем транснациональным характером деятельности. Именно эта особенность определяет их место в мировой экономике.

Безусловно, развитие производства, его уровень определяются степенью развитости производительных сил. В то же время возможности экономического роста обусловливаются господствующими экономическими отношениями, составной частью которых в рыночной экономике является предпринимательство.

Особая роль в данной системе принадлежит предпринимателю - основному лицу, реализующему нововведения и тем самым обеспечивающего поступательное движение производства.

Цель написания курсовой работы –рассмотреть особенности государственного регулирования малого предпринимательства.

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие и значение малого предпринимательства в экономике страны;
  • описать зарубежный опыт поддержки предпринимательской деятельности;
  • отметить особенности государственного стратегического управления предпринимательской деятельностью;
  • провести анализ проблем поддержки малого предпринимательства в России;
  • наметить пути совершенствования поддержки и развития малого бизнеса на федеральном и региональном уровне.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с формированием института малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

Гипотеза исследования – роль малого и среднего бизнеса в современной экономике значительна, т.к. он обеспечивает стабильность социально-экономического развития, создавая новые рабочие места и насыщая рынок теми товарами и услугами, которые дополняют систему общественного потребления.

Теоретической и методологической основой исследования явились современные теории рыночной экономики, управления инвестиционной деятельностью, научные труды отечественных и зарубежных специалистов по этим проблемам.


Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1 Понятие и значение малого и бизнеса в экономике страны

Существует четко сложившееся общепринятое в мировой практике представление о месте малого и среднего бизнеса в структуре развитых экономических систем и о принципах административно-правового его регулирования. Вместе с тем типовая модель общественно-правовых отношений, связанных с функционированием малого бизнеса, существенно дифференцирована по разным национальным экономическим системам.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде 26,с.44.

Наибольшее ее своеобразие обусловлено характером исторического процесса развития национальных экономик.

В России в 90-е годы административно-командная система управления экономикой была заменена на свободу рыночных отношений.

Трудности становления малого бизнеса в Российской Федерации были обусловлены в значительной мере историческим прошлым страны. Отсутствуют опыт и преемственность в ведении малого бизнеса.

Но следует признать, что значительная часть россиян проявляет определенную решительность и смелость, становясь малыми предпринимателями.

В соответствии с российским законодательством к субъектам малого предпринимательства в России относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства.

В настоящее время роль предпринимательства в современной экономике все больше возрастает. В частности, можно отметить, что развитие предпринимательства способствует сокращению уровня безработицы, внедрению и продвижению уникальных товаров на рынок, обеспечению населения специфическими товарами и услугами, развитию рыночных конкурентных отношений, повышению качества и расширению ассортимента предлагаемых товаров или услуг.


Российское законодательство определяет предпринимательство как «самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, направленную на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»

Важнейшая стратегическая задача для государства и бизнеса в России состоит в том, чтобы вывести отечественную экономику на качественно новый уровень развития 18, с. 26

Отечественный и мировой опыт говорит о том, что основными законодательными формами партнерства являются договоры, контракты, концессионные соглашения о взаимодействия бизнеса и государства в определенных областях промышленности, реализации национальных проектов, развитие регионов и т.д.; участие, основанное на полном равноправии – партнеры действуют на одинаковых условиях, стороны совместно определяют общие цели с явно выраженным государственным интересом; для реализации этих целей и объединяют финансовый капитал, распределить между собой расходы и риски, а по итогам работы, - полученную прибыль результата деятельности.

Обратимся к значению малого бизнеса в развитии экономики на федеральном и региональном уровне. Российский малый бизнес играет большую роль в формировании стабильности структуры рынка, а также в развитии сектора экономики. Помимо этого, малым бизнесом выполняется большое количество важнейших социально-экономических задач, к примеру, таких: создание рабочих мест, рост уровня конкуренции, что, в итоге, может привести к снижению безработицы, падению уровня цен. Необходимо также заметить, что малый бизнес принимает участие в развитии кредитования малого предпринимательства, способствует уменьшению ставок процентов по кредитам для ведения бизнеса и совершенствованию качества обслуживания в банковском учреждении, уровня сервиса.

Поэтому в условиях современной экономики России были сформированы важнейшие общепринятые в государствах с развитыми рыночными отношениями элементы системы поддержки государством сферы малого предпринимательства. Принимая во внимание современные условия хозяйствования и проблемы развития малого бизнеса, а вместе с тем и недостаточный уровень эффективности мер государства по его поддержке, дальнейшее развитие и улучшение всей системы поддержки государством малого предпринимательства выступает в современных условиях экономики в качестве ключевого фактора успешности развития российского малого бизнеса.


В условиях современных рыночных отношений сектор малого бизнеса оказывает значимое воздействие на развитие хозяйства страны, решение проблем социального характера и, в частности, проблемы занятности населения страны. По численности работников, по объему выпускаемых и продаваемых товаров, субъекты малого и среднего бизнеса практически во всех развитых государствах играют значимую роль. В любого рода мировой экономике малый бизнес выступает в качестве ключевого условия ее роста. Но при этом, как можно увидеть из данных таблицы 1, его роль в отечественной экономике еще весьма незначительна.

Таблица 1 - Показатели роли малого бизнеса в экономике разных стран за 2016 г.

Страна

Доля малых предприятий в ВВП, %

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых, %

Россия

20

14,1

США

50

54

Германия

54

46

Япония

55

78

Показатель доли занятых в малых фирмах в совокупной среднесписочной численности российского населения в 2016 году была порядка 14%, а доли малых фирм в ВВП – порядка 20% (в то время как за рубежом она выше 50%).

Особого рода роль малого бизнеса связанной является с теми преимуществами, которыми обладают данные фирмы. Из них можно назвать: близость к клиентам, способность на постоянной основе меняться и адаптироваться, низкий уровень накладных расходов. Помимо всего этого, малый бизнес выступает в качестве одного из важнейших источников поступлений налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы 14, с. 2455. Данного рода фирмы оказывают значимое воздействие в сфере создания рабочих мест для населения страны, снижая при всем этом уровень безработицы. Изучение показателей деятельности фирм малого бизнеса, которое представлено в таблице 2, продемонстрировало, что количество малых фирм за рассматриваемый период стало меньше на 26,3% по причине явлений в экономике кризисного характера.

Таблица 2 - Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в РФ за 2013-2016 гг.

Показатели

2013

2014

2015

2016

Количество предприятий, тыс. ед.

234,5

235,6

242,7

230,8

Численность работников, млн. чел.

6,9

6,8

6,7

5,4

Оборот предприятий, млрд. руб. всего,

15680,3

16692,9

17292,9

15127,8

в том числе отгружено товаров:

1) собственного производства

6796,6

7191,2

7724,8

6122,5

2) несобственного производства

8883,7

9501,7

9568,1

8746,4

Инвестиции в капитал, млрд. руб.

389,5

427,7

409,3

258,9


Таким образом, по сведениям Росстата, в России резким образом снизилось количество малых фирм. Специалисты при этом утверждают, что реальную картину в сфере малого и среднего бизнеса в современных условиях оценить не представляется возможным. Только через год станет понятно, как бизнес пережил сокращение государственной поддержки на фоне сложной экономической ситуации в стране. При этом объемы государственной поддержки будут сокращаться и дальше.

При открытии собственного бизнеса у начинающего предпринимателя появляется множество проблем: недостаток нужных сведений, достаточно сложная процедура прохождения регистрации и пр. По ходу развития бизнеса возникают все новые проблемы: потребность в дополнительных финансовых ресурсах для дальнейшего развития, повышение уровня конкуренции, необходимость отслеживания разного рода изменений в законодательстве и т.д.

1.2 Зарубежный опыт поддержки предпринимательской деятельности

В соответствии с исследованием, проведенным в 2016 году Всемирным банком, в тройку наиболее экономически-развитых стран Европейского союза вошли Германия, Великобритания и Франция, заняв соответственно 4-6 позиции в общем рейтинге стран по размеру ВВП. Показатели ВВП этих стран варьируются в пределах от 3,9 до 2,8 млрд. долл. . Большую долю ВВП в странах Европейского союза обеспечивают субъекты малого и среднего предпринимательства.

Рассмотрим поподробнее меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Евросоюзе.

Государственная поддержка МСП в Германии включает более 500 программ различного уровня, содействующих инвестиционной активности. Правительственным органом, обеспечивающим реализацию этих программ, является Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий.

Также среди прямых форм стимулирования и поддержки большую роль играют государственные инвестиционные субсидии и надбавки, которые зачастую не подлежат возврату и не облагаются налогами. Дотации на льготное кредитование в данном случае составляют от 3% до 10% от общей суммы кредита. Помимо этого, государство берет на себя риск невозврата средств от начинающих предпринимателей и выделяет 40% инвестиций без каких-либо гарантий, при этом первые два года льготных кредитов беспроцентные. Такие кредиты выдаются на срок до 20 лет и освобождаются от возвратных обязательств на период в 10 лет Данная политика позволяет начинающему предпринимателю практически полностью заменить собственный капитал.