Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Организация и ее основные характеристики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время уделяется огромное внимание в науке организационному развитию предприятия. Еще в 60-х годах прошлого века развитие организации стали сравнивать с развитием человека, также было предложено рассматривать организацию в терминах «личности».

При этом под развитием организации понимают закономерный, естественный процесс. Такой подход называется «жизненным циклом организации», в экономической литературе. Это понятие помогает прогнозировать проблемы, которые характерны при переходе от одного этапа к другому, а также помогает выделить циклы и этапы, через которые проходит предприятие.

Длительности всех стадий жизненного цикла организации коренным образом влияют на его экономическую эффективность.

Актуальность данной темы заключается в том, что модель жизненного цикла предприятия может служить эффективным и важным инструментом ее диагностики, как позволяя предприятию вовремя осуществлять стратегические изменения (преобразования) для того, чтобы обеспечить цикличности их развития, так и способствуя устранению текущих проблем (кризисов).

На сегодняшний день доминирующее место занимает идея взгляда на цикл развития предприятия не просто как на случайную последовательность, а как на единый процесс, который последовательно проходит через фазы кризисов и подъемов. Следовательно, объектом исследования является весь цикл, а также отдельные его стадии.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, которые возникают в системе управления жизненным циклом организации.

Цель работы – обобщение и оценка значения жизненного цикла организации с теоретической и практической стороны.

Для достижения указанных целей нами были поставлены и решены следующие задачи:

  • проанализировать понятие организации и ее основные характеристики;
  • отметить особенности жизненного цикла организации и специфика управленческой деятельности;
  • оценить теорию жизненных циклов А.Грейнера и специфика управленческой деятельности;
  • описать теорию жизненных циклов И.Адизеса и специфика управленческой деятельности;
  • охарактеризовать модели других исследователей;
  • осуществить анализ практической реализации теории жизненного цикла на примере ЗАО «ТЭП – Холдинг».

Объект исследования – общественные отношения, связанные с формированием института жизненого цикла организации на современном этапе.

Предмет исследования – теория и практика влияния жизненного цикла на управленческие процессы в организации.


Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

При написании работы использовалась научная и учебная литература, периодические издания, посвященные проблемам и практике управления жизненным циклом организации.

Для стадии «раннего бюрократизма» характерно следующее: сюда можно отнести внимание, которое сосредоточивается на внутренних стычках; также на этой стадии есть место конфликтам; и, наконец, организацию охватывает «паранойя». Одним из важных акцентов являются правила и нормы без ориентации на конечный результат и удовлетворение потребительских ориентаций.
Что касается этапа «бюрократизации и смерти», то здесь организация не создает необходимых ресурсов самосохранения. У бюрократического предприятия много систем со слабой функциональной ориентацией. Отметим, что для данного этапа характерно отсутствие ориентации на результат, также отсутствие склонности к изменениям, но зато существует система, процедуры и предписания. Когда организации уже никто ничего не поручает происходит ее смерть.
Из рисунка 2.2.1 видно, что И.Адизес особое внимание уделяет рискам организации на стадиях ее роста. Их можно свести к следующим рискам:
- «афера»
- «детская смертность»;
- «ловушка для руководителя»;
- «неудачное предпринимательство»;
- «преждевременная старость».
Что касается таких рисков,­ как «Афера», а также «детская смертность», то они могут показать себя от прихода средств в организацию, а также когда все зависит от ее основателя, его способностей и самоотдачи. В дальнейшем появляется новый риск, именуемый «ловушкой для руководителя». Чтобы избавиться от этого риска появляется необходимость в делегировании полномочий и создании административной подсистемы. Развитие организации зависит от того, насколько основатель благополучно это осуществит.
К периоду, когда бизнес перерастает основателя, и он производит выбор: децентрализовывать управление, брать профессиональных управляющих или продавать свой бизнес, относятся оставшиеся две ловушки: «неудачное предпринимательство» и «преждевременная старость». В любом случае происходит так, что основатель потеряет полностью или частично контроль над своей организацией.
Таким образом, выдвинутая И. Адизесом теория возникла на основании сравнения организации с живым организмом. Согласно этой модели до расцвета доживают только некоторые Третий этап – это рост через делегирование. Здесь осуществляется децентрализации организационной структуры. На всех уровнях улучшается мотивация через делегирование полномочий и ответственности в принятии решений с верхних уровней на более низкие. Организация становится в значительной мере диверсифицированным бизнесом. Проявляется «кризис контроля» - менеджеры высшего звена осознают, что потеряли контроль над организацией в целом.
Смысл четвертого этапа заключается в росте через координацию. Изменения в системе координации функционирования подразделений, которые составляют организацию, влекут преодоление «кризиса контроля». Также заметим, что на этом этапе в структуре организации можно выделить такие стратегические подразделения, которые имеют высокую степень оперативной самостоятельности. Эти подразделения жестко контролируются из центра с точки зрения применения таких ресурсов организации, как: трудовых, финансовых, технологических и других ресурсов.
Сложность систем и процедур начинает превышать их целесообразность. Появляются своеобразные границы между топ-менеджментом и функциональными подразделениями организации. Все это­ приводит к «кризису границ» (кризису «красных записей» или «кризису запретов»).
Пятый этап - рост через сотрудничество. Смысл данного этапа заключается в том, что для преодоления «кризиса границ» привлекаются специалисты, которые способны разрешать межличностные конфликты. ­


Глава 1 Теоретические основы формирования жизненного цикла организации и его сущность

1.1 Организация и ее основные характеристики

Прежде чем рассматривать, что же такое жизненный цикл организации (далее – ЖЦО) необходимо разобраться в следующих экономических понятиях: «организация», «развитие организации» или «организационное развитие».

В экономической литературе дано следующее определение организации.

Организация - есть социальная целостность, направленная на реализацию определенных целей, построенная как специально структурированная и координированная система, которая предназначена для определенной деятельности, и связана с окружающей средой[1].

Следовательно, общими характеристиками каждой организации являются: наличие системной структуры, определенных целей и связи с окружающей средой.

В настоящее время многие предприятия часто применяют подход, при котором несколько служащих с различными профессиональными обязанностями над общим проектом трудятся единой командой, стремятся к большей горизонтальной координации своих действий.

В зависимости от того, как предприятия сталкиваются с надобностью наибыстрейшим образом реагировать на изменения в окружающей среде, границы между организациями, а также между подразделениями организации становятся все более размытыми и гибкими.

Без взаимодействия с потребителями, поставщиками, конкурентами и другими элементами внешней среды, не может существовать ни одна современная организация, что представлено на рисунке 1.1.1[2].

На сегодняшний день можно сказать, что даже некоторые компании сотрудничают даже со своими конкурентами, обмениваясь технологиями, информацией, получая взаимную выгоду.

Погодные условия

Нормативно-правовая база

Социально-политическая ситуация

Социально-демографическая ситуация


Уровень предпринимательской активности

Состояние потребительского рынка

Покупательная способность

рубля

Уровень жизни населения

Рисунок 1.1.1 Схема функциональных связей предприятия

Организации адаптируются к быстро изменяющейся внешней среде, и сами оказывают влияние на среду. Некоторые крупные компании имеют специальные отделы, которые занимаются мониторингом окружающей среды и поиском путей приспособления к ней и влияния на нее.

В настоящее время одним из самых внушительных изменений в окружающей среде является глобализация. Такие организации, например, как пивоваренная компания «Хайнекен» или «Кока-Кола» вступают в стратегическое партнерство и сотрудничество с компаниями по всему миру, чтобы получить возможность влиять на окружающую среду и соответствовать требованиям нового глобального мира. Действуя подобным образом организации, создают ценности для своих покупателей владельцев и работников.

Менеджеры должны четко понимать, какая часть из операций предприятия создает ценности, а какая не создает их. Предприятие может приносить прибыль только тогда, когда общая цена того, что она производит, больше стоимости затраченных ресурсов.

Пример 1. С целью выяснить, как создать наибольшую ценность для потребителей, используя достоинства и возможности своей компании, всемирно известная компания «Макдональдс» сделала маркетинговое исследование. Результатом которых, стало появление системы Extra Value Meals и решение открывать рестораны в таких местах, где их раньше не было, например, внутри крупных универсальных магазинов.

Кроме того, организации должны быть способными соответствовать требованиям, связанным с все большей специализацией рабочей силы и растущим вниманием к вопросам социальной ответственности и этики, для достижения целей организации находить эффективные способы заинтересовать служащих в совместной работе.

Сегодня организации занимают центральное место в жизни человека и общества в целом, что отражено на рисунке 1.1.2.

Рисунок 1.1.2 Значение организаций для общества

Лучше разобраться в основных закономерностях деятельности организаций помогает взгляд на организацию как на систему. В исследовании ЖЦО важной ступенью является изучение характеристик организации. Характеристики относятся к специфическим чертам построения организации. Можно сказать, что характеристики описывают организацию точно так же, как физические или личностные черты описывают людей.


Для стадии «раннего бюрократизма» характерно следующее: сюда можно отнести внимание, которое сосредоточивается на внутренних стычках; также на этой стадии есть место конфликтам; и, наконец, организацию охватывает «паранойя». Одним из важных акцентов являются правила и нормы без ориентации на конечный результат и удовлетворение потребительских ориентаций.
Что касается этапа «бюрократизации и смерти», то здесь организация не создает необходимых ресурсов самосохранения. У бюрократического предприятия много систем со слабой функциональной ориентацией. Отметим, что для данного этапа характерно отсутствие ориентации на результат, также отсутствие склонности к изменениям, но зато существует система, процедуры и предписания. Когда организации уже никто ничего не поручает происходит ее смерть.
Из рисунка 2.2.1 видно, что И.Адизес особое внимание уделяет рискам организации на стадиях ее роста. Их можно свести к следующим рискам:
- «афера»
- «детская смертность»;
- «ловушка для руководителя»;
- «неудачное предпринимательство»;
- «преждевременная старость».
Что касается таких рисков,­ как «Афера», а также «детская смертность», то они могут показать себя от прихода средств в организацию, а также когда все зависит от ее основателя, его способностей и самоотдачи. В дальнейшем появляется новый риск, именуемый «ловушкой для руководителя». Чтобы избавиться от этого риска появляется необходимость в делегировании полномочий и создании административной подсистемы. Развитие организации зависит от того, насколько основатель благополучно это осуществит.
К периоду, когда бизнес перерастает основателя, и он производит выбор: децентрализовывать управление, брать профессиональных управляющих или продавать свой бизнес, относятся оставшиеся две ловушки: «неудачное предпринимательство» и «преждевременная старость». В любом случае происходит так, что основатель потеряет полностью или частично контроль над своей организацией.
Таким образом, выдвинутая И. Адизесом теория возникла на основании сравнения организации с живым организмом. Согласно этой модели до расцвета доживают только некоторые Третий этап – это рост через делегирование. Здесь осуществляется децентрализации организационной структуры. На всех уровнях улучшается мотивация через делегирование полномочий и ответственности в принятии решений с верхних уровней на более низкие. Организация становится в значительной мере диверсифицированным бизнесом. Проявляется «кризис контроля» - менеджеры высшего звена осознают, что потеряли контроль над организацией в целом.
Смысл четвертого этапа заключается в росте через координацию. Изменения в системе координации функционирования подразделений, которые составляют организацию, влекут преодоление «кризиса контроля». Также заметим, что на этом этапе в структуре организации можно выделить такие стратегические подразделения, которые имеют высокую степень оперативной самостоятельности. Эти подразделения жестко контролируются из центра с точки зрения применения таких ресурсов организации, как: трудовых, финансовых, технологических и других ресурсов.
Сложность систем и процедур начинает превышать их целесообразность. Появляются своеобразные границы между топ-менеджментом и функциональными подразделениями организации. Все это­ приводит к «кризису границ» (кризису «красных записей» или «кризису запретов»).
Пятый этап - рост через сотрудничество. Смысл данного этапа заключается в том, что для преодоления «кризиса границ» привлекаются специалисты, которые способны разрешать межличностные конфликты. ­