Файл: Взаимосвязь цен, объема продаж и рентабельности ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.7 - Сравнительный анализ отпускаемых цен в Республике Беларусь и цен на рынке Российской Федерации на 01.01.2016 года на трикотаж, выпускаемый ОАО «Бобруйсктрикотаж»

Наименование продукции

Ед.изм.

Рынок РФ

Рынок РБ

Отклонение

гр. 6- гр. 4

Свободно отпускная цена без НДС,

руб.РФ

01.01.09г.

Свободно отпускная цена без НДС,

в долл. США

Свободно отпускная цена без НДС,

в руб.

Свободно отпускная цена без НДС, в долл. США

А

1

2

3

4

5

6

Спортивные костюмы

кт

119,60

4,06

8283,84

4,01

- 0,05

Детская одежда

кт

138,30

4,38

8735,85

4,26

- 0,12

Верхний трикотаж

кт

149,10

4,44

10022,25

4,39

- 0,05

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Это дает возможность предприятию получать дополнительную прибыль за экспортируемую продукцию и иметь резерв в повышении размера прибыли в ценах, используемых у нас в республике.

Рассмотрев систему калькулирования на предприятии ОАО «Бобруйсктрикотаж», следует отметить, что существенная система калькулирования полной себестоимости не соответствует передовым методам и международным стандартам. Она несет в себе ряд недостатков: трудоемкость расчетов в результате косвенного распределения ряда затрат, что снижает точность обоснований; не учитывает различий в материальности, трудоемкости выпускаемых изделий при распределении постоянных расходов в условиях выпуска широкой номенклатуры продукции. Изделия с большей долей косвенных расходов в результате такого калькулирования часто испытывает трудности с реализацией. В итоге предприятие ОАО «Бобруйсктрикотаж» нередко получает ошибочную информацию для принятия управленческих решений.


Включение многочисленных налогов, неналоговых платежей и сборов снижает объективность показателя издержек, приводит к утяжелению себестоимости, деформации ее структуры, не позволяет производить международные сопоставления в части затрат по производству однородных товаров в разных странах.

Но если на предприятии ОАО «Бобруйсктрикотаж» производственные мощности будут загружены полностью и все условно - постоянные затраты будут необходимыми, а все выпускаемые товары пользоваться спросом, то ориентация на полную себестоимость будет оправдана.

В условиях рыночных отношений цены выполняют две основные функции: ограничивают потребление ресурсов и выступают мотивацией производства. Поскольку количество разнообразных благ ограничено и их может не хватить для всех, товары и услуги распределяются на основе их цен. Рост и падение цен влияет на поведение действующих или потенциальных производителей. Их рост привлекает новых производителей, и наоборот, падение цен выталкивает часть их с рынка. Таким образом, цены поощряют производителей товаров и услуг увеличивать или уменьшать объемы производства.

Ценовая политика предприятия, являясь важнейшим элементом комплекса маркетинга, определяется в тесной увязки с планированием товара и услуг, выявлением запросов потребителей, организаций сбыта, стимулированием продаж. Она подразумевает гибкость цен соответственно меняющийся рыночной ситуации, взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, включает процесс принятия управленческих решений предприятием, имеющих своей целью достижение наибольшей прибыли в рамках сложившейся рыночной конъюнктуры.

Цена должна быть установлена таким образом, чтобы. С одной стороны, удовлетворить нужды и потребности покупателей, а с другой, реализовать все цели производителя на определенном рынке, обеспечить ему поступление достаточных доходов.

Создание конкурентной рыночной среды порождает ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции предприятия влияют на спрос, главным образом, посредством изменений в цене. Это самый гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменять с учетом спроса, издержек, действий конкурентов.

Предприятие ОАО «Бобруйсктрикотаж» ставит перед собой целью лидировать за счет выпуска наиболее качественного товара среди аналогов, имеющихся на рынке. Решение задач, связанных с реализацией такой цели, требует установления относительно высоких цен, покрывающих дорогостоящие НИОКР. Но на данный момент эта цель не выполнима.


На сегодняшний день ОАО «Бобруйсктрикотаж» преследует цель максимизации текущей прибыли. Такая цель характерна для большинства белорусских предприятий, которые стремятся сегодня любыми средствами, в том числе и за счет установления высоких цен, получить больше прибыли, не заботясь о долгосрочной перспективе.

В условиях жесткой конкуренции на рынке, когда быстро меняются потребности покупателей, нередко возникает проблема выживаемости. В таких ситуациях предприятия вынуждены идти на максимальное снижение цен, порой покрывающих только издержки производства продукции.

ОАО «Бобруйсктркотаж» необходимо тщательно изучать спрос на производимую продукцию, чтобы правильно определить верхнюю границу цены товара.

Расчет затрат на производство товаров дает возможность определить его минимальную цену. Любое предприятие заинтересовано в том, чтобы его цена покрывала все затраты предприятия. Вместе с тем, в условиях жестокой конкуренции в краткосрочном периоде считается, что производство имеет смысл даже в том случае, если цена возмещает только переменные затраты.

На конкретное значение цены в реальной ситуации оказывают влияние не только затраты и спрос, определяющие ее максимальную и минимальную границы, но и цены конкурентов. Анализ цен конкурентов проводится различными методами: опрос покупателей, сравнение покупок у конкурентов и сопоставление цены и достоинства товаров между собой, изучение прейскурантов конкурентов и т.д. Такое сравнение даст возможность более конкретно сориентироваться в отношении цены между ее верхней и нижней границами.

При установлении окончательной цены ОАО «Бобруйсктрикотаж» следует учитывать некоторые психологические факторы, реакцию потребителей. Так существуют определенные ценовые пороги, т.е. такие уровни цен, при пересечении которых объемы продаж резко возрастают или падают.

Для проведения эффективной ценовой политики ОАО «Бобруйсктрикотаж» должно располагать достаточно обширной, достоверной информацией. Она необходима для установления цены на новые виды трикотажной продукции и другой продукции, при изменении цен в процессе жизненного цикла товара или в соответствии с изменяющимися условиями на рынке и особенно при принятии различных управленческих решении, связанных с ценами.

В процессе управленческой деятельности в ОАО «Бобруйсктрикотаж» необходимо рассчитать окупаемость постоянных затрат при заданном уровне рыночной цены. При этом следует исходить из того, что перемещение затраты непосредственно включаются в цену и полностью и полностью возмещаются покупателем после реализации продукции. Эти затраты можно окупить предприятию в том случае, если производство не состоялось. Например, сырье, материалы можно продать, заработную плату не выплачивать, если рабочих не привлекали.


Постоянные затраты будут существовать даже в том случае, если предприятие ничего не производит. Они возместятся или окупятся только после производства и реализации определенной партии продукции.

Не всякое снижение цены приносит увеличение прибыли за счет роста объема продаж, как это принято считать. Для того, чтобы при изменении цены сохранить имеющуюся прибыль, нужно соответственно увеличить объемы продаж такими темпами, которые будут зависеть от соотношения переменных и постоянных затрат. Причем, сем больше доля переменных затрат в себестоимости, тем соответственно больший нужен прирост объема продаж для сохранения имеющейся прибыли при снижении цены. И наоборот, принимая решение об увеличении объема продаж, модно рассчитывать, на сколько снизить цену, чтобы сохранить имеющийся размер прибыли. Аналогично можно сделать расчеты планируемого увеличения прибыли за счет снижения цены или увеличения объема продаж.

Любые изменения цен несомненно отражаются на покупателях, конкурентах, поставщиках, дистрибьюторах, а также могут привлечь внимание правительства. Эффективность ценовой политики предприятия ОАО «Бобруйсктрикотаж» в условиях развитых рынков во много зависит от точности прогноза ответной реакции на изменение цен всех участников рынка.

Проанализируем предприятия взаимосвязь цен, объема продаж ОАО «Бобруйсктрикотаж».

Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно - сбытовой структуры предприятия.

При изучении ценовой политики и анализе обоснованности цен на продукцию предприятия ОАО «Бобруйсктрикотаж» важными вопросами являются следующие:

  • установление, насколько цены отражают уровень издержек;
  • какова вероятная реакция покупателей на изменение цен;
  • -используется ли политика стимулирующих цен;

- привлекательны ли цены предприятия в сравнении с ценами конкурентов;

- как действует предприятие при изменении цен конкурирующими фирмами.

Проанализируем уровень цен на продукцию, производимую ОАО «Бобруйсктрикотаж» и предприятиями конкурентами в таблице 2.8 и таблице 2.9.

Таблица 2.8 - Сравнительный анализ цен на продукцию за 2016 год в белорусских рублях.

Предприятия -изготовители

Костюмы

Спортивные костюмы

Детский трикотаж

А

1

2

3

ОАО «Бобруйсктрикотаж»

942295

481522

242947

ЗАО «Славянка»

1307270

424242

228200

ЗАО «Пинсктрикотаж»

1057280

478490

292345

ОАО «Мозырьтрикотаж»

1484916

185287

287107


Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Таблица 2.9- Сравнительный анализ отпускаемых цен в Российскую Федерацию в российских рублях.

Предприятия -изготовители

Наборы

Шкафы

Тумбы

А

1

2

3

ОАО «Бобруйсктрикотаж»

13737

11270

3800

ЗАО «Славянка»

17464

10443

4160

ОАО «Мозырьтрикотаж»

14385

10265

3750

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из данных таблиц 2.8 и 2.9 видно, что у всех перечисленных производителей примерно одинаковый уровень цен, поэтому на первый план выходит умение именно продавать. Сложность конкурентной борьбы с такими производителями, как ОАО «Мозырьтрикотаж», ЗАО «Славянка» заключается в том, что они сумели развить активную сеть представительств, осуществляют гибкую ценовую политику, имеют обширный ассортимент.

Ценовая политика предприятия ОАО «Бобруйсктрикотаж» должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров. На стадии проникновения товар ан рынок можно применить политику «снятия сливок». На стадии роста политика ценообразования должна ориентироваться на долгосрочную перспективу. На стадии зрелости ценовая политика должна быть нацелена на получение краткосрочной прибыли, а на стадии спада следует применять скидки, пока не поятся новый товар.

ОАО «Бобруйсктрикотаж» для совершенствование ценовой политики необходимо повысить эффективность маркетинговой политики предприятия, основываться на продвижении продукции путем изучения конъюнктуры рынка, адаптировать продукцию в соответствии с запросами потребителей, заниматься выпуском единичных моделей.

2.3 Основные пути совершенствования ценообразования на предприятии ОАО «Бобруйсктрикотаж»

Установление цены – один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующих на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности предприятия в целом. Поэтому правильная или ошибочная политика оказывает воздействие на положение предприятия на рынке.