Файл: Взаимосвязь цен, объема продаж и рентабельности ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из таблицы 2.1 видно, что отпускная цена на мужской спортивный костюм формируется из затрат, прибыли, налогов, причем прибыль составляет 18%, а отпускная цена мужского спортивного костюма с НДС составляет 512,24 тыс.руб. Проанализируем себестоимость этих видов продукции. Для более глубокого и детального изучения проанализируем отчетные калькуляции, сравнивая фактический уровень цены на единицу продукции с плановыми данными. Вначале проанализируем уровень цены мужского спортивного костюма в таблице 2.2. (Приложение В)

Из таблицы 2.2 видно, что фактические затраты на производство мужского спортивного костюма значительно выше плановых. Особенно это можно отметить по таким статьям, как «Сырье и материалы», «Топливо и энергия на технологические цели», «Общехозяйственные расходы», «Коммерческие расходы». Из таблицы и приведенного анализа видно, что полная себестоимость по факту значительно выше плановой, а именно на 13370 рублей и если учесть, что годовой выпуск на предприятии ОАО «Бобруйсктрикотаж» составляет 3650000 штук в год, то перерасход будет очень значительным. А в конечном счете, плановые цены намного ниже фактических, что, конечно сказывается на уровне прибыли предприятия.

Таблица 2.2 - Анализ формирования цены на производство мужского спортивного костюма за март 2016г.( хлопчатобумажного, артикул 02489-01/2)

Статьи затрат

Затраты на единую продукцию, руб

Структура затрат

План

Факт

Δ

План

Факт

Δ

А

1

2

3

4

5

6

Сырье и материалы

213000

223340

+10340

54,87

56,14

+1,27

Возвратные отходы

200

280

+80

0,01

0,01

-

Покупные материалы

2060

2290

+230

0,01

0,01

-

Топливо и энергия на технологические цели

16030

16950

+920

4,13

4,26

+0,13

Основная заработная плата производственных рабочих

20010

20950

+940

5,15

5,27

+0,12

Единый налог

800

840

+40

0,21

0,21

-

Отчисления на социальное страхование

7000

7330

+330

1,80

1,84

+0,04

Цеховые расходы

258700

271420

+12720

66,65

68,2

+1,5

Общезаводские расходы

18960

19050

+90

4,88

4,79

-0,09

Потери от брака

-

270

+270

-

0,01

+0,01

Прочие производственные расходы

950

1180

+230

0,24

0,29

+0,05

Производственная себестоимость

278610

291920

+13310

71,77

73,37

+1,60

Внепроизводственные расходы

2910

2970

+60

0,75

0,75

-

Полная себестоимость

281520

294890

+13370

72,52

74,12

+1,6

Прибыль

37570

32160

-5410

9,68

8,08

-1,6

Рентабельность, %

11

9

-

-

-

-

Оптовая цена

319090

327050

+7960

82,20

82,20

-

Отчисления в местные республиканские фонды

9869

10115

+246

2,54

2,54

-

Отпускная цена предприятия без НДС

328959

337165

+8206

84,75

84,75

-

НДС

59213

60690

+1477

15,25

15,25

-

Отпускная цена предприятия

388172

397855

+9683

100

100

-


Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из таблицы 2.2 видно, что фактический уровень цены значительно выше плановой, а именно на 9683 рублей и это, конечно, скажется на уровне реализованной продукции и сумме общего дохода.

Далее проанализируем формирование цены джемпера мужского и детского хлопчатобумажного костюма в таблицах 2.3 и 2.4. (Приложение Г)

Таблица 2.3 - Анализ формирования цены на производство джемпера мужского.

Статьи затрат

Затраты на единую продукцию

Структура затрат

План

Факт

Δ

План

Факт

Δ

А

1

2

3

4

5

6

Сырье и материалы

119900

120700

+800

51,06

50,7

-0,27

Возвратные отходы

800

1000

+200

0,34

0,42

+0,08

Покупные материалы

830

910

+80

0,35

0,38

+0,03

Топливо и энергия на технологические цели

11980

12050

+70

5,10

5,07

-0,03

Основная заработная плата производственных рабочих

13010

13500

+490

5,54

5,68

+0,14

Единый налог

520

540

+20

0,22

0,23

+0,01

Отчисления на социальное страхование

4550

4730

+180

1,94

1,99

+0,05

Цеховые расходы

149990

151430

+1440

63,87

63,7

-0,14

Общезаводские расходы

19860

23610

+3750

8,46

9,94

+1,48

Потери от брака

-

160

+160

-

0,01

+0,01

Прочие производственные расходы

900

930

+30

0,38

0,39

+0,01

Производственная себестоимость

170750

176130

+5380

72,71

74,1

+1,41

Внепроизводственные расходы

1600

1450

-150

0,68

0,61

-0,07

Полная себестоимость

172350

177580

+5230

73,40

74,7

+1,33

Прибыль

20682

17758

-2924

8,80

7,47

-1,33

Рентабельность, %

12

10

-2

-

-

-

Оптовая цена

193032

195338

+2306

82,20

82,2

-

Отчисления в местные республиканские фонды

5970

6041

+71

2,54

2,54

-

Отпускная цена предприятия без НДС

199002

201379

+2377

84,75

84,7

-

НДС

35820

36248

+428

15,25

15,2

-

Отпускная цена предприятия

234822

237627

+2805

100,0

100,

-


Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из таблицы 2.3 видно, что цена на это изделие фактически выше запланированной, что сказывается на уровне рентабельности.

Таблица 2.4-Анализ формирования цены детского хлопчатобумажного костюма с начесом, артикул 01705-01Д

Статьи затрат

Затраты на единицу продукции, руб.

Структура затрат,

%

План

Факт

гр.2-гр.1

План

Факт

гр.4-гр.5

А

1

2

3

4

5

6

1.Сырье и материалы

5550

6207,93

+657,93

26,94

27,45

-0,51

2.Возвратные отходы

56,4

73,05

+18,45

0,03

0,27

+0,03

3.Вспомогательные материалы

2581,5

3598,8

+1017,3

15,62

12,77

+2,85

4.Итого сырья и материалов

8076,9

9732,18

+1655,28

42,24

39,95

+2,29

5.Топливо и энергия на технологические нужды

1050,6

1408,47

+357,87

6,11

5,20

+0,91

6.Основная заработная плата производственных рабочих

5550

5728,92

+1789,2

24,86

27,45

-2,59

7.Дополнительня заработная плата

450

498,18

+48,18

2,16

2,23

-0,07

8.Отчисления на социальное страхование

2100

2179,5

+79,5

9,46

10.39

-0,93

9.Платежи в республиканский бюджет из фонда зарплаты

285

311,37

+26,37

1,35

1,41

-0,06

10.Обще производственные расходы

1080

1201,05

+121,05

5,21

5,34

-0,13

11.Общехозяйственные расходы

1455,6

1788,96

+3333,36

7,76

7,20

+0,56

12.Потери от брака

-

-

-

-

-

-

13.Прочие производственные расходы

114,60

123,84

+9,24

0,54

0,57

-0,03

Производственная себестоимость

20162,7

22972,17

+2809,47

99,70

99,73

-0,03

14. Коммерческие расходы

54,60

68,91

+14,31

0,30

0,27

+0,03

Полная себестоимость

Прибыль

Оптовая цена

НДС

Отпускная цена предприятия

20217,3

2426,1

22643,4

4075,8

26719,2

23041,08

2304,1

25345,18

4562,1

29907,3

+2823,78

-122

+2701,78

+486,3

+3188,1

100,0

100,0

-


Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из таблиц 2.3 и 2.4 видно, что по основным видам выпускаемой продукции фактические цены на единицу продукции выше плановых. Превышение цен по факту произошли за счет увеличения затрат, а именно из-за фактической себестоимости произошли изменения, в основном за счет таких статей затрат, как «Сырье и материалы», «Вспомогательные материалы», «Общехозяйственные расходы».

Рассмотрим динамику цен на продукцию, экспортируемую в Российскую Федерацию в таблице 2.5. ( Приложение Д)

Таблица 2.5 - Динамика роста цен на продукцию, экспортируемую в Российскую Федерацию за 2014-2016г.

Наименование изделий

Ед.

измерения

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Цена в $

Цена в $

Темп роста, в %

Цена в $

Темп роста, в %

А

1

2

3

4

5

6

Костюмы спорт.

Мужские

К-т

105

145

138,1

178

122,8

Женские

К-т

92

112

121,7

126

112,5

Детские

К-т

135

168

124,4

191

113,7

Подростковые

К-т

50

63

126,0

77

122,2

Верхний

трикотаж

Джемпер

шт

28

36

128,6

47

130,6

Жакет

шт

37

45

121,6

58

128,9

Жилет

шт

30

41

136,7

49

119,5

Детская одежда

костюм

шт.

21

24

114,3

30

125,0

шорты

шт.

5

5

100,0

6

120,0

кофта

шт.

20

28

140,0

35

125,0

бриджи

шт.

30

36

120,0

47

130,6


Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из таблицы 2.5 можно увидеть, что по таким позициям как жилет, шорты детские и бриджи детские рост цен незначителен. Учитывая, что курс доллара в рублях РФ падает и за эти три года динамика курса доллара составила 91,25%, а падение на 8,75%, то можно сделать вывод, что цены на такие изделия как жилет, шорты и бриджи остались на прежнем уровне и практически не приносят прибыли предприятию. Зато спортивные костюмы пользуются большим спросом и увеличение цены и соответственно прибыли приносит предприятию ОАО «Бобруйсктрикотаж» значительный доход.

Предприятие ОАО «Бобруйсктрикотаж» постоянно следит за уровнем отпускных цен, но не всегда изменяет объемы и ассортимент выпускаемой продукции.

За 2016 год предприятие ОАО «Бобруйсктрикотаж» выпустило на 20 наименований продукции трикотажа больше, чем в 2015 году.

Рассмотрим ассортимент и его изменение в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Изменение ассортимента продукции в ОАО «Бобруйсктрикотаж» за 2015-2016гг.

Наименование продукции

2015 г.

2016 г.

Темп роста, %

Объем производства в шт

Объем производства в шт

А

1

2

3

Спорт.костюмы

700

920

131,4

Верхний трикотаж

260

398

153,1

Детские костюмы

1110

1490

134,2

Детский трикотаж

600

890

148,3

Прочая продукция

372

598

160,8

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Как видно из таблицы 2.6 наибольшую долю выпущенной продукции занимают детские костюмы. Это продукция ОАО «Бобруйсктрикотаж» пользуется неизменно высоким спросом у потребителя.

Продукция ОАО «Бобруйсктрикотаж» пользуется большим спросом не только в Республике Беларусь, но и в России. Для более полной картины сравним отпускные цены на одну и ту же продукцию белорусского предприятия ОАО «Бобруйсктрикотаж» в таблице 2.7 (Приложение Е)

Из таблицы 2.7 видно, что по всем позициям трикотажных изделий цены у нас в республике на большинство производимых изделий в ОАО «Бобруйсктрикотаж» ниже, чем в России.