Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и основные цели ценовой политики предприятия
1.2 Политика цен, стратегия и виды цен на предприятиях
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «БОБРУЙСКТРИКОТАЖ»
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Бобруйсктрикотаж»
2.2 Анализ цен на предприятии ОАО «Бобруйсктрикотаж»
2.3 Основные пути совершенствования ценообразования на предприятии ОАО «Бобруйсктрикотаж»
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из таблицы 2.1 видно, что отпускная цена на мужской спортивный костюм формируется из затрат, прибыли, налогов, причем прибыль составляет 18%, а отпускная цена мужского спортивного костюма с НДС составляет 512,24 тыс.руб. Проанализируем себестоимость этих видов продукции. Для более глубокого и детального изучения проанализируем отчетные калькуляции, сравнивая фактический уровень цены на единицу продукции с плановыми данными. Вначале проанализируем уровень цены мужского спортивного костюма в таблице 2.2. (Приложение В)
Из таблицы 2.2 видно, что фактические затраты на производство мужского спортивного костюма значительно выше плановых. Особенно это можно отметить по таким статьям, как «Сырье и материалы», «Топливо и энергия на технологические цели», «Общехозяйственные расходы», «Коммерческие расходы». Из таблицы и приведенного анализа видно, что полная себестоимость по факту значительно выше плановой, а именно на 13370 рублей и если учесть, что годовой выпуск на предприятии ОАО «Бобруйсктрикотаж» составляет 3650000 штук в год, то перерасход будет очень значительным. А в конечном счете, плановые цены намного ниже фактических, что, конечно сказывается на уровне прибыли предприятия.
Таблица 2.2 - Анализ формирования цены на производство мужского спортивного костюма за март 2016г.( хлопчатобумажного, артикул 02489-01/2)
Статьи затрат |
Затраты на единую продукцию, руб |
Структура затрат |
||||
План |
Факт |
Δ |
План |
Факт |
Δ |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сырье и материалы |
213000 |
223340 |
+10340 |
54,87 |
56,14 |
+1,27 |
Возвратные отходы |
200 |
280 |
+80 |
0,01 |
0,01 |
- |
Покупные материалы |
2060 |
2290 |
+230 |
0,01 |
0,01 |
- |
Топливо и энергия на технологические цели |
16030 |
16950 |
+920 |
4,13 |
4,26 |
+0,13 |
Основная заработная плата производственных рабочих |
20010 |
20950 |
+940 |
5,15 |
5,27 |
+0,12 |
Единый налог |
800 |
840 |
+40 |
0,21 |
0,21 |
- |
Отчисления на социальное страхование |
7000 |
7330 |
+330 |
1,80 |
1,84 |
+0,04 |
Цеховые расходы |
258700 |
271420 |
+12720 |
66,65 |
68,2 |
+1,5 |
Общезаводские расходы |
18960 |
19050 |
+90 |
4,88 |
4,79 |
-0,09 |
Потери от брака |
- |
270 |
+270 |
- |
0,01 |
+0,01 |
Прочие производственные расходы |
950 |
1180 |
+230 |
0,24 |
0,29 |
+0,05 |
Производственная себестоимость |
278610 |
291920 |
+13310 |
71,77 |
73,37 |
+1,60 |
Внепроизводственные расходы |
2910 |
2970 |
+60 |
0,75 |
0,75 |
- |
Полная себестоимость |
281520 |
294890 |
+13370 |
72,52 |
74,12 |
+1,6 |
Прибыль |
37570 |
32160 |
-5410 |
9,68 |
8,08 |
-1,6 |
Рентабельность, % |
11 |
9 |
- |
- |
- |
- |
Оптовая цена |
319090 |
327050 |
+7960 |
82,20 |
82,20 |
- |
Отчисления в местные республиканские фонды |
9869 |
10115 |
+246 |
2,54 |
2,54 |
- |
Отпускная цена предприятия без НДС |
328959 |
337165 |
+8206 |
84,75 |
84,75 |
- |
НДС |
59213 |
60690 |
+1477 |
15,25 |
15,25 |
- |
Отпускная цена предприятия |
388172 |
397855 |
+9683 |
100 |
100 |
- |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из таблицы 2.2 видно, что фактический уровень цены значительно выше плановой, а именно на 9683 рублей и это, конечно, скажется на уровне реализованной продукции и сумме общего дохода.
Далее проанализируем формирование цены джемпера мужского и детского хлопчатобумажного костюма в таблицах 2.3 и 2.4. (Приложение Г)
Таблица 2.3 - Анализ формирования цены на производство джемпера мужского.
Статьи затрат |
Затраты на единую продукцию |
Структура затрат |
||||
План |
Факт |
Δ |
План |
Факт |
Δ |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сырье и материалы |
119900 |
120700 |
+800 |
51,06 |
50,7 |
-0,27 |
Возвратные отходы |
800 |
1000 |
+200 |
0,34 |
0,42 |
+0,08 |
Покупные материалы |
830 |
910 |
+80 |
0,35 |
0,38 |
+0,03 |
Топливо и энергия на технологические цели |
11980 |
12050 |
+70 |
5,10 |
5,07 |
-0,03 |
Основная заработная плата производственных рабочих |
13010 |
13500 |
+490 |
5,54 |
5,68 |
+0,14 |
Единый налог |
520 |
540 |
+20 |
0,22 |
0,23 |
+0,01 |
Отчисления на социальное страхование |
4550 |
4730 |
+180 |
1,94 |
1,99 |
+0,05 |
Цеховые расходы |
149990 |
151430 |
+1440 |
63,87 |
63,7 |
-0,14 |
Общезаводские расходы |
19860 |
23610 |
+3750 |
8,46 |
9,94 |
+1,48 |
Потери от брака |
- |
160 |
+160 |
- |
0,01 |
+0,01 |
Прочие производственные расходы |
900 |
930 |
+30 |
0,38 |
0,39 |
+0,01 |
Производственная себестоимость |
170750 |
176130 |
+5380 |
72,71 |
74,1 |
+1,41 |
Внепроизводственные расходы |
1600 |
1450 |
-150 |
0,68 |
0,61 |
-0,07 |
Полная себестоимость |
172350 |
177580 |
+5230 |
73,40 |
74,7 |
+1,33 |
Прибыль |
20682 |
17758 |
-2924 |
8,80 |
7,47 |
-1,33 |
Рентабельность, % |
12 |
10 |
-2 |
- |
- |
- |
Оптовая цена |
193032 |
195338 |
+2306 |
82,20 |
82,2 |
- |
Отчисления в местные республиканские фонды |
5970 |
6041 |
+71 |
2,54 |
2,54 |
- |
Отпускная цена предприятия без НДС |
199002 |
201379 |
+2377 |
84,75 |
84,7 |
- |
НДС |
35820 |
36248 |
+428 |
15,25 |
15,2 |
- |
Отпускная цена предприятия |
234822 |
237627 |
+2805 |
100,0 |
100, |
- |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из таблицы 2.3 видно, что цена на это изделие фактически выше запланированной, что сказывается на уровне рентабельности.
Таблица 2.4-Анализ формирования цены детского хлопчатобумажного костюма с начесом, артикул 01705-01Д
Статьи затрат |
Затраты на единицу продукции, руб. |
Структура затрат, % |
||||
План |
Факт |
∆ гр.2-гр.1 |
План |
Факт |
∆ гр.4-гр.5 |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Сырье и материалы |
5550 |
6207,93 |
+657,93 |
26,94 |
27,45 |
-0,51 |
2.Возвратные отходы |
56,4 |
73,05 |
+18,45 |
0,03 |
0,27 |
+0,03 |
3.Вспомогательные материалы |
2581,5 |
3598,8 |
+1017,3 |
15,62 |
12,77 |
+2,85 |
4.Итого сырья и материалов |
8076,9 |
9732,18 |
+1655,28 |
42,24 |
39,95 |
+2,29 |
5.Топливо и энергия на технологические нужды |
1050,6 |
1408,47 |
+357,87 |
6,11 |
5,20 |
+0,91 |
6.Основная заработная плата производственных рабочих |
5550 |
5728,92 |
+1789,2 |
24,86 |
27,45 |
-2,59 |
7.Дополнительня заработная плата |
450 |
498,18 |
+48,18 |
2,16 |
2,23 |
-0,07 |
8.Отчисления на социальное страхование |
2100 |
2179,5 |
+79,5 |
9,46 |
10.39 |
-0,93 |
9.Платежи в республиканский бюджет из фонда зарплаты |
285 |
311,37 |
+26,37 |
1,35 |
1,41 |
-0,06 |
10.Обще производственные расходы |
1080 |
1201,05 |
+121,05 |
5,21 |
5,34 |
-0,13 |
11.Общехозяйственные расходы |
1455,6 |
1788,96 |
+3333,36 |
7,76 |
7,20 |
+0,56 |
12.Потери от брака |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
13.Прочие производственные расходы |
114,60 |
123,84 |
+9,24 |
0,54 |
0,57 |
-0,03 |
Производственная себестоимость |
20162,7 |
22972,17 |
+2809,47 |
99,70 |
99,73 |
-0,03 |
14. Коммерческие расходы |
54,60 |
68,91 |
+14,31 |
0,30 |
0,27 |
+0,03 |
Полная себестоимость Прибыль Оптовая цена НДС Отпускная цена предприятия |
20217,3 2426,1 22643,4 4075,8 26719,2 |
23041,08 2304,1 25345,18 4562,1 29907,3 |
+2823,78 -122 +2701,78 +486,3 +3188,1 |
100,0 |
100,0 |
- |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из таблиц 2.3 и 2.4 видно, что по основным видам выпускаемой продукции фактические цены на единицу продукции выше плановых. Превышение цен по факту произошли за счет увеличения затрат, а именно из-за фактической себестоимости произошли изменения, в основном за счет таких статей затрат, как «Сырье и материалы», «Вспомогательные материалы», «Общехозяйственные расходы».
Рассмотрим динамику цен на продукцию, экспортируемую в Российскую Федерацию в таблице 2.5. ( Приложение Д)
Таблица 2.5 - Динамика роста цен на продукцию, экспортируемую в Российскую Федерацию за 2014-2016г.
Наименование изделий |
Ед. измерения |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||
Цена в $ |
Цена в $ |
Темп роста, в % |
Цена в $ |
Темп роста, в % |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Костюмы спорт. |
||||||
Мужские |
К-т |
105 |
145 |
138,1 |
178 |
122,8 |
Женские |
К-т |
92 |
112 |
121,7 |
126 |
112,5 |
Детские |
К-т |
135 |
168 |
124,4 |
191 |
113,7 |
Подростковые |
К-т |
50 |
63 |
126,0 |
77 |
122,2 |
Верхний трикотаж |
||||||
Джемпер |
шт |
28 |
36 |
128,6 |
47 |
130,6 |
Жакет |
шт |
37 |
45 |
121,6 |
58 |
128,9 |
Жилет |
шт |
30 |
41 |
136,7 |
49 |
119,5 |
Детская одежда |
||||||
костюм |
шт. |
21 |
24 |
114,3 |
30 |
125,0 |
шорты |
шт. |
5 |
5 |
100,0 |
6 |
120,0 |
кофта |
шт. |
20 |
28 |
140,0 |
35 |
125,0 |
бриджи |
шт. |
30 |
36 |
120,0 |
47 |
130,6 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из таблицы 2.5 можно увидеть, что по таким позициям как жилет, шорты детские и бриджи детские рост цен незначителен. Учитывая, что курс доллара в рублях РФ падает и за эти три года динамика курса доллара составила 91,25%, а падение на 8,75%, то можно сделать вывод, что цены на такие изделия как жилет, шорты и бриджи остались на прежнем уровне и практически не приносят прибыли предприятию. Зато спортивные костюмы пользуются большим спросом и увеличение цены и соответственно прибыли приносит предприятию ОАО «Бобруйсктрикотаж» значительный доход.
Предприятие ОАО «Бобруйсктрикотаж» постоянно следит за уровнем отпускных цен, но не всегда изменяет объемы и ассортимент выпускаемой продукции.
За 2016 год предприятие ОАО «Бобруйсктрикотаж» выпустило на 20 наименований продукции трикотажа больше, чем в 2015 году.
Рассмотрим ассортимент и его изменение в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Изменение ассортимента продукции в ОАО «Бобруйсктрикотаж» за 2015-2016гг.
Наименование продукции |
2015 г. |
2016 г. |
Темп роста, % |
Объем производства в шт |
Объем производства в шт |
||
А |
1 |
2 |
3 |
Спорт.костюмы |
700 |
920 |
131,4 |
Верхний трикотаж |
260 |
398 |
153,1 |
Детские костюмы |
1110 |
1490 |
134,2 |
Детский трикотаж |
600 |
890 |
148,3 |
Прочая продукция |
372 |
598 |
160,8 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Как видно из таблицы 2.6 наибольшую долю выпущенной продукции занимают детские костюмы. Это продукция ОАО «Бобруйсктрикотаж» пользуется неизменно высоким спросом у потребителя.
Продукция ОАО «Бобруйсктрикотаж» пользуется большим спросом не только в Республике Беларусь, но и в России. Для более полной картины сравним отпускные цены на одну и ту же продукцию белорусского предприятия ОАО «Бобруйсктрикотаж» в таблице 2.7 (Приложение Е)
Из таблицы 2.7 видно, что по всем позициям трикотажных изделий цены у нас в республике на большинство производимых изделий в ОАО «Бобруйсктрикотаж» ниже, чем в России.