Файл: Маркетинговые исследования как часть информационной маркетинговой системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На протяжении последних лет завод «Полимир» занимает лидирующее положение на рынке СНГ по производству акрилового волокна. Поставки в Россию в 2014–2015 г. составляют около 7000 тонн/год.

В 2016 г. прогнозируется сохранение объемов поставок акрилового волокна завода «Полимир» на данный рынок. Ориентировочные цены на акриловое волокно на 2016 год при поставках в РФ: 85000–89000 росс. руб./т на условиях FCA Новополоцк.

Привлекательным для завода рынком является Украина в связи с отсутствием собственных производителей и географической близостью. Однако из-за сложной политической ситуации в Украине текстильная промышленность находится в тяжелом положении. Часть предприятий значительно снизила объемы переработки волокна, некоторые приостановили работу. По этой причине значительного увеличения поставок акрилового волокна на рынок Украины в 2016 году не прогнозируется. Прогнозируемые цены на акриловое волокно завода «Полимир» с учетом доплат по крашению при поставках в страны СНГ: 2000–2100 Евро/т на условиях FCA Новополоцк.

Нитрил акриловой кислоты.

Основная часть производимого на заводе «Полимир» нитрила акриловой кислоты (НАК) используется в собственном производстве полиакрилонитрильных волокон (Нитрон-С; Нитрон-Д) в качестве основного сомономера и в производстве метилакрилата – второго сомономера в производстве акриловых волокон. Свободные объемы НАК реализуются на внешних рынках.

В Беларуси нет потребителей нитрила акриловой кислоты.

Структура поставок НАК по рынкам сбыта представлена в таблице 3:

Таблица 3

Структура поставок НАК завода «Полимир» по рынкам сбыта

Рынок/

объем поставки

2013 г.

2014 г.

план на 2015 г.

январь-сентябрь 2015 г.

план на 2016 г.

тонн

%

тонн

%

тонн

%

тонн

%

тонн

%

РФ

6428

26,7

1585

5,3

583

2,9

583

2,9

600

2,1

ДЗ

17678

73,3

28069

94,7

19290

97,1

14230

71,6

28200

97,9

Всего

24106

100,0

29654

100,0

19873

100,0

14813

74,54

28800

100,0


Структура поставок НАК завода «Полимир» такова, что наибольшие их объемы направляются в страны дальнего зарубежья, причем удельные вес поставок на данный рынок имеет тенденцию роста. Доля же рынка Российской Федерации неуклонно снижается.

Длительное время свободный объем НАК (10000-11000 тонн в год) производства завода «Полимир» поставлялся на предприятия-переработчики в Российскую Федерацию. Общая емкость российского рынка находится на уровне 20000–25000 тонн в год. В 2014 году поставки на этот рынок сократились до уровня 1735 тонн. Потребность в НАК в РФ в значительной мере покрывается российским производителем – ЗАО «ЛУКойл-Нефтехим», г.Саратов (мощность производства 150 тыс.тонн в год). Однако потребители акрилонитрила заинтересованы в альтернативных поставщиках и полностью от поставок акрилонитрила белорусского производства не отказываются. В перспективе поставки НАК на рынок России могут быть увеличены до 1000–2000 тонн в год.

Продажа акрилонитрила на долгосрочной основе осуществляется в следующих направлениях: в адрес заводов, входящих в ОАО «Сибур-Холдинг» на российском рынке, венгерской компании «Zoltek».

ОАО «Сибур-Холдинг» является долгосрочным надежным партнёром – одним из основных поставщиков сырья для завода «Полимир». Организации связывает многолетняя взаимовыгодная практика торговли, основанная на долгосрочных контрактах.

В 2015 году была продолжена работа на венгерском рынке. В текущем году было поставлено 7900 тонн НАК. Емкость венгерского рынка находится на уровне 25000 тонн в год. Учитывая особенности конъюнктуры рынка и возможности поставок акрилонитрила железнодорожным транспортом без промежуточных перевалок, этот рынок является приоритетным, и поставки на него будут сохранены.

Свободный объем акрилонитрила от 1000 до 2000 тонн ежемесячно реализуется на тендерной основе на базисе FOB Силламяэ.

В 2015 году были освоены новые рынки сбыта НАК: Индия и Иран. Данные рынки представляют особый интерес для экспорта НАК, производимого заводом «Полимир». Рынок Индии является перспективным ввиду отсутствия собственных производителей акрилонитрила, а в связи со сложной политической обстановкой в Иране, ведущие производители акрилонитрила прекратили поставки на рынок Ирана.

На рисунке 2 представлена структура поставок акрилонитрила в 2015 году в разрезе рынков сбыта, которая свидетельствует, что основными рынками являются Венгрия и страны дальнего зарубежья. Значителен также удельный вес Индии, Ирана и Испании.


Рисунок 2 – Структура поставок акрилонитрила в 2015 году

За 9 месяцев 2015 года объем экспортируемого НАК по сравнению с соответствующим периодом 2014 года сократился на 35% в натуральном выражении, однако в стоимостном выражении вырос на 59%.

В течение первых 2-х кварталов 2015 года наблюдался рост цен на акрилонитрил. В июне 2015 года спотовые цены на акрилонитрил составляли 2400 USD/MT на условиях CIF WE. Со второй половины 2015 года цены на акрилонитрил снизились в связи с падением спроса на акриловые волокна. Необходимо отметить, что цена акрилонитрила напрямую зависит от стоимости сырья (пропилена). Конъюнктура рынка акрилонитрила зависит также от спроса на акриловые волокна и АБС-пластики. К концу 2015 года в связи с оживлением на рынке акрилового волокна, цены на НАК несколько увеличились. В сентябре 2015 года спотовые цены на акрилонитрил составляли 1900 USD/mt на условиях CIF WE. В настоящее время находятся на уровне 1980-2020 USD/mt CIF WE, что соответствует цене 1680 USD/mt без НДС на условиях FCA Новополоцк.

С учетом тенденции развития рынков сбыта, цена на нитрил акриловой кислоты в 2016 году прогнозируется на уровне 1800–1900 USD/mt на условиях FCA Новополоцк.

2.3 Анализ организации маркетинговых исследований рынков сбыта на заводе «Полимир» и направления ее совершенствования

За организацию маркетинговых исследований рынка сбыта на заводе «Полимир» отвечает отдел маркетинга.

Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением завода «Полимир», обеспечивающим формирование стратегии и тактики маркетинга общества с целью максимальной эффективности реализации продукции, обеспечения производства, а также проведение комплексного планирования и анализа снабженческо-сбытовой деятельности завода, организацию работы по проведению расчетов за потребляемые энергоресурсы.

Организационная структура отдела маркетинга ОАО «Нафтан» завода «Полимир» представлена на рисунке 3:

Зам. начальника

отдела

Начальник отдела

Бюро подготовки и проведения тендеров


Начальник бюро – 1 шт. ед.;

Эксперт – 2 шт.ед.

Итого: 3 ед.

Бюро анализа и планирования сбыта и снабжения

Начальник бюро – 1 шт. ед.;

Экономист – 3 шт. ед.;

Инженер (по ассортименту продукции) – 1 шт. ед.

Итого: 5 ед.

Бюро по исследованиям рынков химического сырья и готовой продукции

Ведущий эксперт – 1 шт. ед.;

Эксперт (по полиэтилену и изделиям из него) – 1 шт.ед.

Эксперт (по хим. волокнам и изделиям из них) – 1 шт. ед.;

Эксперт (по рекламе и информационному обеспечению) – 2 шт. ед.

Итого: 5 ед.

Рисунок 3. Организационная структура отдела маркетинга завода «Полимир»

В состав отдела маркетинга входит бюро исследованиям рынков химического сырья и готовой продукции, бюро анализа и планирования сбыта и снабжения и бюро подготовки и проведения тендеров. Как видно из рисунка специалисты по маркетинговым исследованиям рынков сбыта входят в состав бюро по исследованиям рынков химического сырья и готовой продукции.

Основной проблемой в проведении маркетинговых исследований на заводе Полимир» является их рассредоточение по различным подразделениям. Так наряду с Бюро по исследованиям рынков химического сырья и готовой продукции отдела маркетинга этим занимается Бюро анализа и планирования сбыта и снабжения и отдел сбыта. Кроме того, на наш взгляд, процедура маркетингового исследования и использования его результатов должна быть усовершенствована. Таким образом, нами выделены следующие направления совершенствования организации и проведения маркетингового исследования рынков сбыта завода «Полимир» ОАО «Нафтан» (рисунок 4):

Направления совершенствования организации и проведения маркетинговых исследований рынков сбыта завода «Полимир»

Концентрация рыночных исследований, организованных по товарному принципу, в одном подразделении завода

Более широкое использование результатов, проводимых маркетинговых исследований в планировании и прогнозировании

Выявление возможностей для расширения рынков сбыта и выхода на новые рынки, основываясь на результатах маркетинговых исследований

Рисунок 4. Направления совершенствования организации и проведения

маркетинговых исследований рынков сбыта завода «Полимир» ОАО «Нафтан»

Изучение рынка как такового должно включать географию рынка, емкость, структуру, конъюнктуру, тенденции развития.

На основании результатов маркетинговых исследований специалисты отдела маркетинга должны проводить классификацию рынков по принципу перспективности для завода: перспективные, менее перспективные, неперспективные. Также данным отделом должны разрабатываться краткосрочные (на 1 год) и долгосрочные (на 5 лет) прогнозы по сбыту продукции на целевом рынке завода. Разработке данных прогнозов отделу необходимо уделять особое внимание, так как, точно прогнозируя сбыт, можно выделить области роста, разработать бюджет маркетинга, распределить ресурсы, проанализировать производительность продаж и модифицировать планы маркетинга.


Обязанностью отдела маркетинга в области анализа и прогнозирования должно стать постоянное изучение рыночной конъюнктуры, то есть экономической ситуации на рынке в определенный момент времени. Конечная цель изучения – это прогнозирование конъюнктуры рынка. Успешное решение этой задачи может быть достигнуто лишь в том случае, если исследование будет вестись с учетом всех новых явлений и процессов, возникающих в первую очередь в сфере производства и обращения. Непрерывность исследования рынка необходима особенно для выработки стратегии и множества решений тактического характера: реклама (непосредственное воздействие на потенциального потребителя, продвижение сбыта (влияние на торгового посредника), формирование общественного мнения о заводе.

Сотрудники отдела должны использовать разнообразные методы исследования: статистические, частные (например, «предельный» анализ), экспертные оценки. В процессе краткосрочных конъюнктурных исследований целесообразно использование таких методов как интервьюирование и заочный опрос с помощью рассылаемой потребителям анкеты-опросника, а также ресурсов Интернет-сайта завода «Полимир» ОАО «Нафтан».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маркетинговое исследование – целенаправленный сбор, анализ и интерпретация информации с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений, относящихся к конкретной рыночной ситуации.

На практике применяются различные виды маркетинговых исследований, классификация которых осуществляется по ряду признаков: метод проведения исследования (кабинетные и полевые); характер и цели исследования (поисковые, описательные, аналитические); вид собираемой информации (количественные и качественные). Каждый из указанных выше видов исследования имеет свои достоинства и недостатки.

Исследование рынков сбыта хозяйствующего субъекта является одним из видов его маркетингового исследования в рамках изучения различных видов рынков, на которых действует данный хозяйствующий субъект.

Маркетинговое исследование представляет собой целенаправленное изучение некоторой проблемы в целях разработки рекомендаций по обеспечению ее наилучшего решения. Указанные проблемы могут быть обусловлены различными факторами. Наиболее часто они вызваны некоторыми трудностями, возникающими при продаже изготовленных товаров. Поэтому чаще всего проводятся исследования рынка, товара, конкурентов, потребителей, цены, эффективности политики продвижения.