Файл: Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т. п. [9; с. 55].

Для оценки эффективности управления важно определить соответствие системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это выражается в сбалансированности состава функций и целей управления, содержательной полноте и целостности процессов управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения производственно-технологических процессов требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры, мощности и быстродействия.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что организационная структура управления для каждой организации является разной. Она может состоять из различных элементов, характерных для определенной организации согласно ее целям, функциям, деятельности. Построение организационной структуры управления является неотъемлемой составляющей в организации, как на этапе создания организации, так и при изменении существующей структуры. Эффективность организационной структуры определяется различным набором критериев. Для оценки эффективности управления важно определить соответствие системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Важно то, что эффективность организационной структуры выражается в сбалансированности состава функций и целей управления, полноте и целостности процессов управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения производственно-технологических процессов требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры, мощности и быстродействия.


2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ПЛАСТИК»

2.1 Краткая характеристика организационно-технического уровня предприятия

ЗАО «ПЛАСТИК» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.

Основной целью Общества является получение прибыли.

Полное наименование – закрытое акционерное общество – ЗАО «ПЛАСТИК»

Юридический адрес: индекс 54036,г.Челябинск, ул.Радонежская, 11 (ЗАО "Пластик")

ЗАО «ПЛАСТИК» динамично развивающееся предприятие, являющееся лидером по производству высококачественных пластиковых изделий. Ассортимент компании регулярно пополняется, чутко реагируя на изменения рынка. ЗАО «ПЛАСТИК» - одно из ведущих предприятий России по производству автокомпонентов из полимеров. Компания выпускает более 1000 наименований пластмассовых деталей и поставляет их на АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ и КамАЗ. ОАО "АВТОВАЗ" является главным потребителем продукции ЗАО «ПЛАСТИК»: более 60% выпускаемых здесь автокомпонентов поступает на вазовский конвейер.

Совет учредителей ЗАО «ПЛАСТИК» решает вопрос о распределении чистой прибыли. За счет привлечения дополнительных денежных средств, предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды, наращивает объемы продаж, увеличивает доход.

В ЗАО «ПЛАСТИК» существует линейно-функциональная структура управления, которая характеризуется как вертикальными, так и горизонтальными связями. Структурная схема предприятия ЗАО «ПЛАСТИК» проиллюстрирована в приложении 1.

В структуре управления ООО ЗАО «ПЛАСТИК» отсутствует отдел маркетинга. По всеми маркетинговыми вопросами занимается коммерческий отдел.

В структуру ЗАО «ПЛАСТИК» входит информационно-вычислительный отдел. Руководство информационно-вычислительным отделом осуществляет заведующий, назначаемый и увольняемый руководителем предприятия ЗАО «ПЛАСТИК» в установленном порядке.


Технико-экономические показатели ЗАО «ПЛАСТИК» за 2008-2010 год представлены в приложении 2. Как видно из представленной динамики, в течение 2008-2010 г. наблюдается снижение объема реализации продукции и снижение прибыли. Также следует отметить, что динамика выручки определяет конкурентоспособность предприятия на рынке, способность предприятия эффективно организовать продвижение корпоративных продаж. Таким образом, перейдем к анализу факторов, способствующих снижению эффективности организации корпоративных продаж, что в свою очередь ведет к снижению прибыли.

2.2 Оценка эффективности организационной структуры предприятия

Целью анализа является оценка степени надежности (работоспособности) оргструктуры управления, характеризующейся степенью рациональности горизонтальной и вертикальной структуризации целостной системы на элементы. Для оценки организационной структуры ЗАО «ПЛАСТИК» используем методику, предложенную Е. Никифоровой (11; с. 56). В соответствии с вышеуказанной методикой, рассчитаем следующие показатели эффективности, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Методика расчета показателей эффективности организационной структуры

№ п/п

Наименование показателя

Методика расчета

1.

коэффициент актуализации функций

где Фо - количество основных и вспомогательных функций, обусловленных деревом целей системы;

Фф - количество фактически выполняемых функций;

Каф >1 означает, что часть целевых функций не реализуется;

Каф< 1 свидетельствует о том, что реальная действительность требует выполнения и других функций

2.

коэффициент концентрации функций

где Фосн - количество основных функций.

Под основными понимаются функции, обусловленные ключевыми функциями системы; вспомогательными служат те функции, с помощью которых реализуются основные

3.

коэффициент накопления организационной структуры дисфункций

где Фс - количество свойственных звену управления функций;

Фф - количество фактически выполняемых им функций

4.

коэффициент концентрации элементов

где Nосн - количество носителей основных функций; Nо - общее количество элементов в системе

5.

сложность организационной структуры управления

(2.11)

где n - количество звеньев управления;

ч - число ступеней управления


Определим представленные выше показатели для каждого структурного подразделения предприятия ЗАО «ПЛАСТИК» (таблица 4).

Таблица 4

Показатели эффективности организационной структуры управления предприятия ЗАО «ПЛАСТИК»

Структурное подразделение

Каф

Ккф

Кнд

Ккэ

Ксл

Коммерческий отдел

0,90

0,70

1,15

0,65

1,00

Отдел по общим вопросам

1,00

0,80

0,90

0,67

Отдел материально-технического снабжения

1,15

0,50

1,25

0,50

Планово-экономический отдел

0,85

0,60

0,85

1,00

Отдел качества

0,90

0,80

1,10

1,00

Производственное подразделение

1,10

0,50

1,15

1,00

Бухгалтерия

0,90

0,70

0,90

1,00

Отдел кадров

1,17

0,50

1,25

1,00

Произведем расчет коэффициента эффективности состава структуры управления – Ксс по формуле (1):

(1)

где:

m - количество частных показателей, принятых для оценки соответствующего обобщенного показателя;

qi - коэффициент весомости i-ого показателя;

Ai – оценка i-ого показателя в баллах по шкале 1-m.

Коэффициент весомости устанавливается экспертным путем, при этом ∑qi=1. Расчет Ксс приведен в таблице 5. В качестве частных показателей взяты средние по структурным подразделениям, приведенным в таблице 4.

Таблица 5

Расчет коэффициента состава структуры ЗАО «ПЛАСТИК»

Показатель

Коэффициент весомости (qi)

Оценка в баллах (Аi)

Коэффициент актуализации функций

0, 20

1,00

0, 20

Коэффициент концентрации функций

0,15

0,64

0,10

Коэффициент накопления организационной структуры дисфункций

0, 20

1,07

0,21

Коэффициент концентрации элементов

0, 20

0,85

0,17

Сложность организационной структуры управления

0,25

1,00

0,25

Итого

1,00

-

0,93


Таким образом, коэффициент состава структуры равен 0,93. Значение меньше единицы, что означает, что уровень рациональности горизонтальной и вертикальной структуризации целостной системы на элементы в ЗАО «ПЛАСТИК» несколько ниже нормального уровня, при котором организационная структура управления характеризуется высокой степенью надежности (работоспособности).

Анализ степени рациональности распределения задач, прав и ответственности между различными структурными подразделениями ЗАО «ПЛАСТИК» выявил следующие недостатки данной системы:

  • несоответствие функций управления, обусловленных целями предприятия и фактически выполняемых функций;
  • имеются нереализуемые функции;
  • дублирование функций двумя или тремя службами;
  • решения принимаются на необоснованно высоком уровне, что снижает их оперативность и отвлекает руководство от стратегических задач.

Нереализуемые функции имеются в первую очередь в коммерческом отделе и отделе кадров. В связи с наличием нереализуемых функций в коммерческом отделе ЗАО «ПЛАСТИК» коммерческий блок данного предприятия является очень слабым. Основными проблемами являются:

  • практически полное отсутствие маркетинга;
  • продажи и обслуживание не сегментированы;
  • потребители недостаточно мотивированы.

Следствием этих проблем является принятие неоптимальных производственных решений, необоснованных инвестиций и потеря наиболее привлекательных клиентов. Для устранения проблем из коммерческого отдела необходимо создать подразделение маркетинга с функциями:

  • исследования рынка;
  • разработки маркетинговой стратегии;
  • тарифной (ценовой) политики.

2.3 Рекомендации по организационному развитию предприятия путем создания службы маркетинга

Как показал проведенный анализ на предприятии ЗАО «ПЛАСТИК» имеет место ряд существенных проблем, имеющих непосредственное влияние на эффективность деятельности компании ЗАО «ПЛАСТИК, в частности на организацию корпоративных продаж.

Таким образом, в качестве организационного развития компании ЗАО «ПЛАСТИК» целесообразно создать службу маркетинга, которая являлась бы одним из подразделений организационной структуры данного предприятия. План действия создания службы маркетинга на предприятии ЗАО «ПЛАСТИК», должен включать следующие этапы (рисунок 1):