Файл: Анализ действующей в Республике Беларусь системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что эффективное функционирование банковской системы в условиях рыночной экономики во многом зависит от организации в банках налоговой работы. Для успешного построения надежной банковской системы очень важен процесс оптимизации налоговой нагрузки, который позволит перечислять в бюджет оптимальную сумму налогов, чтобы оставшуюся в распоряжении прибыль направлять на развитие банковского бизнеса.

В настоящее время одной из актуальных проблем является формирование такой государственной налоговой политики, которая стимулировала бы инвестиционную направленность деятельности коммерческих банков. Причем меры, методы и направления налогового регулирования банковской деятельности не должны вызывать стремления минимизировать налоговые обязательства банков за счет перераспределения финансовых потоков.

Необходима выработка такой налоговой стратегии, которая обеспечивала бы потребности государства, не нарушая при этом воспроизводственные процессы, происходящие в банковской сфере. С этой целью необходимо проведение постоянного мониторинга влияния налогообложения банков как на их хозяйственную деятельность, так и на деятельность обслуживаемых ими организаций.

При децентрализованном порядке исчисления налогов, налоговой базой у которых является прибыль, затраты, связанные с функционированием убыточных филиалов, создаваемых чаще всего только для обслуживания населения в небольших населенных пунктах и имеющих яркую социальную направленность, не участвуют в определении налогооблагаемой прибыли государственных банков. При этом банк как юридическое лицо не может в полном объеме применить предоставленную законодательством льготу по прибыли, направленной на капитальные вложения, учесть нормируемые расходы, исходя из норм, исчисленных по показателям в целом по юридическому лицу.

Таким образом, при прочих равных условиях исчисления и уплаты налогов, налоговой базой у которых является прибыль, у юридических лиц, имеющих в своем составе филиалы, при децентрализованном порядке исчисления налогов налоговая нагрузка увеличивается. Это снижает экономическую эффективность государственного банковского капитала и ограничивает возможности развития, в первую очередь, государственных банков, которые обладают наиболее разветвленной сетью филиалов.

Объектом исследования курсовой работы является система налогообложения банков.


Предметом исследования является анализ действующей в Республике Беларусь системы налогообложения банков.

Основной целью курсовой работы является исследование направлений совершенствования налогообложения банков Республики Беларусь.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы системы налогообложения банков;
  • изучить особенности системы налогообложения банков Республики Беларусь;
  • рассмотреть направления совершенствования налогообложения банков Республики Беларусь.

Методы исследования: наблюдение, сравнительный анализ, графический метод.

В процессе исследования использован широкий перечень источников: научные издания, учебные пособия, публикации в периодической печати отечественных и зарубежных авторов, рассматривающие вопросы современных тенденций развития налоговой системы государства.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

1. Теоретические основы системы налогообложения банков

1.1 Понятие и структура налоговой системы

В условиях рыночных отношений налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно построена ее налоговая система.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания (приложение А).

Основные элементы налоговой системы:

- налоговое сознание представляет собой экономические убеждения общества, которые заложены в основу экономической политики государства;

- система налогообложения представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в определенном порядке;

- налогоплательщики – это субъекты налоговых правоотношений, которые несут обязанности по уплате налогов;

- законодательные органы – это высшие органы законодательной власти, которые имеют право вводить закон, вносить в него изменения, а также отменять его;


- органы, которые производят процесс взимания налогов и контролируют применение законодательных норм;

- международные договоры представляет собой соглашения, регулируемые международным правом и заключенные между государствами, которые вовлекают налоговую систему в процессы международной интеграции.

Эти элементы налоговой системы влияют друг на друга и обеспечивают функционирование налогового механизма, который представляет собой совокупность организационно-правовых методов, норм, а также форм государственного управления налогообложением.

Кроме понятия налоговой системы существуют также такие понятия, как налоговая политика и налогообложение.

Налоговая политика представляет собой составную часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества [16, с 73].

Налогообложение представляет собой процесс установления и взимания налогов в стране, определения величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогом.

Налоговая система любого государства создается в соответствии с общественно-политическим устройством общества, типом государства, его задачами и проводимой экономической политикой. При построении оптимальной налоговой системы особое внимание следует уделить видам налогов, методам и способам их взимания.

Важное место в создании оптимальной системы налогообложения занимают принципы ее построения.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в 1776 году. В дальнейшем развитие идей Адама Смита, их адаптация к современном условиям позволяет уточнить и расширить принципы построения налоговой системы:

1) Принцип равномерности – предполагает единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения равенства налогового изъятия. Всеобщности, а также единства правил.

2) Принцип определенности - требует, чтобы порядок налогообложения устанавливался заранее, то есть сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщику.

3) Принцип удобства - предполагает, что каждый налог должен взиматься таким способом и в такое время, которые являются наиболее удобными для налогоплательщика, то есть государство должно упростить акт уплаты налога и устранить формальности.


4) Принцип экономичности - предполагает экономическую эффективность налогообложения.

С течением времени сложился комплекс принципов, которые были выделены и государством, и плательщиками:

- принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;

- принцип однократности налогообложения одного и того же объекта за определенный период;

- принцип стабильности налоговой системы;

- принцип оптимальности налоговых изъятий [16, с. 76].

Опираясь на данные принципы, американский экономист Дж. Стиглиц предложил следующую систему критериев оптимальной налоговой системы:

- критерий относительного равенства налоговых обязательств. Он предполагает полное отсутствие дискриминации, а также распределение налогов в соответствии с подходами, которые одобряются обществом. Относительное равенство обязательств можно достичь при условии равенства по горизонтали и вертикали. Равенство по горизонтали значит, что налогоплательщики, которые находятся в одинаковом положении, обязаны уплачивать одинаковый налог. Равенство по вертикали означает, что налоги, которые взимаются с лиц, находящихся в разном положении, дифференцируются соответственно этому положению;

- критерий экономической нейтральности. Он означает, что несмотря на то, что государство ограничивает возможности налогоплательщиков, изымая у них часть средств, оно оставляет доступными варианты поведения, которые обладают наибольшей аллокационной эффективностью. А налог рассматривается как неискажающий в то время, когда экономические агенты не могут изменить свое финансовое положение для достижения своих налоговых обязательств;

- критерий организационной простоты. Данный критерий основывается на том, что эффективность налогообложения настолько выше, насколько ниже издержки сбора налогов. На практике получается, что затраты на экономических агентов, на содержание налоговой службы весьма высоки. Они в большей степени зависят от набора конкретных налогов, которые представлены в налоговой системе;

- критерий гибкости налогообложения. Означает, что адекватность налогообложения происходит, прежде всего, на смене фаз делового цикла. В фазе подъема налог замедляет переход к буму, а в фазе спада снижение прибыли предприятий уменьшает долю налога в цене их продукции.

- критерий прозрачности налогообложения. Согласно данному критерию, действующая система налогообложения рассматривается как доступная для понимания всем ее налогоплательщикам [12, с. 41].


Требований, как и принципов к построению эффективной системы налогообложения выделяют значительное количество. Разные авторы предлагают различные их классификации, между которыми существуют как сходства, так и различия. И опираясь на различные принципы, можно сказать, что не существует такой налоговой системы, которая идеально соответствует всем описанным критериям одновременно.

1.2 Налог как основной элемент налоговой системы, подходы к классификации налогов

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов являются средства, которые государство взимает с физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, которые осуществляются правительством на основе законодательства, и есть налоги.

Разные источники предлагают различные определения налогов:

1) Налоги представляет собой обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

2) Налог представляет собой обязательный, индивидуально-без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципаль­ных образований [17, с. 6].

Опираясь на определения налога можно выделить основные его признаки:

- обязательность платежа;

- индивидуальная безвозмездность и безвозвратность налога;

- денежный характер;

- публичное предназначение.

Налог, как и любая другая экономическая категория, выполняет свои функции (рисунок 1.1).

Функции налогов

Фискальная

Стимулирующая

Контрольная

Регулирующая

Распределительная

Рисунок 1.1 – Функции налогов

Регулирующая функция заключается в том, что налоги оказывают серьезное влияние на воспроизводство. Они могут стимулировать или сдерживать его темпы, усиливать или ослаблять накопление капитала, расширять или уменьшать платежеспособный спрос населения;

Стимулирующая функция налогов реализуется через льготы и санкции, которыми государство стимулирует технический прогресс, капитальные вложения в расширение производства и другие;