Файл: Анализ действующей в Республике Беларусь системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенствование действующего порядка налогообложения нерезидентов позволит повысить привлекательность отечественного банковского сектора для инвесторов, ускорить процессы внедрения банками современных банковских технологий, усилить конкурентные позиции белорусских банков на мировых финансовых рынках.

Действующий порядок налогообложения доходов нерезидентов характеризуется многообразием ставок: от 0 процентов (по доходам от операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами Национального банка, ценными бумагами местных целевых облигационных жилищных займов.

В настоящее время актуально изменение подходов, касающихся налогообложения банков-нерезидентов, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, по доходам от долговых обязательств субъектов Республики Беларусь. В данном случае налог на доходы по ставке 10 процентов удерживается от валовой суммы дохода (процентов), начисленного нерезиденту, без учета понесенных им затрат. Это, в свою очередь, может привести к тому, что налог на доходы, удерживаемый в Республике Беларусь, будет выше, чем прибыль компании-нерезидента, либо налог на прибыль, подлежащий уплате в стране местонахождения иностранной организации. При этом, согласно международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, налог на доходы, уплаченный в иностранном государстве, подлежит зачету в стране местонахождения. Однако такой зачет не может превышать сумму налога на доход, рассчитанный в соответствии с налоговым законодательством страны местонахождения.

Таким образом, иностранные банки, размещая ресурсы либо инвестируя средства в бизнес-проекты на территории Республики Беларусь, вынуждены в целях обеспечения рентабельности проводимых операций формировать стоимость ресурсов для белорусских резидентов с учетом уплачиваемого в бюджет Республики Беларусь налога.

Действующий порядок исчисления налогов и отнесение на себестоимость ряда расходов, являющихся неотъемлемой частью производственной деятельности банков, далек от совершенства и не позволяет конкурировать белорусским банкам на мировых финансовых рынках.

В настоящее время в условиях выхода практически всех банков на международные финансовые рынки с целью заимствования, вхождения нерезидентов в состав участников подавляющего большинства банков, отсутствие заинтересованности государства в развитии данных процессов, сохранение устаревших норм отнесения затрат на указанные цели тормозит интеграцию белорусских банков в мировую банковскую систему, приводит к удорожанию и, в определенной степени, ограничению привлечения иностранных инвестиций.


Ставится под сомнение эффективность децентрализованного порядка уплаты налогов, налоговой базой для которых является прибыль, для юридических лиц (банков), имеющих в своем составе филиалы. При децентрализованном порядке исчисления налогов, налоговой базой у которых является прибыль, затраты, связанные с функционированием убыточных филиалов, создаваемых чаще всего только для обслуживания населения в небольших населенных пунктах и имеющих яркую социальную направленность, не участвуют в определении налогооблагаемой прибыли государственных банков. При этом банк как юридическое лицо не может в полном объеме применить предоставленную законодательством льготу по прибыли.

Таким образом, при прочих равных условиях исчисления и уплаты налогов, налоговой базой у которых является прибыль, у юридических лиц, имеющих в своем составе филиалы, при децентрализованном порядке исчисления налогов налоговая нагрузка увеличивается. Это снижает экономическую эффективность государственного банковского капитала и ограничивает возможности развития, в первую очередь, государственных банков, которые обладают наиболее разветвленной сетью филиалов. Требует рассмотрения целесообразность перевода существующего порядка налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами на налогообложение финансового результата (прибыли) от таких операций.

Необходимость такой меры аргументируется следующими соображениями: на финансовый результат от операций с ценными бумагами влияние оказывают как внешние факторы, обуславливающие снижение стоимости ценных бумаг, так и внутренние (увеличение стоимости привлеченных ресурсов, операционных затрат и так далее). Очевидно, что в отчетный (налоговый) период может сложиться убыток от операций с ценными бумагами. Исключение убытка от операций с ценными бумагами из налогооблагаемой базы, предусмотренное нормами действующего законодательства, нарушает общие принципы налогообложения прибыли. Поэтому целесообразнее было бы применять общий порядок налогообложения прибыли по сделкам с ценными бумагами также как и по основному виду деятельности. Такой порядок упростит ведение налогового учета в банках.

В настоящее время процесс исчисления затрат, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг, очень трудоемкий: требуется определение среднедневных остатков ценных бумаг по их видам, средней процентной ставки привлечения денежных ресурсов в зависимости от валюты, выделение на отдельных лицевых счетах прямых затрат и прочее.


Заключение

Из проведенных исследований в процессе написания курсовой работы по теме «Анализ действующей в Республике Беларусь системы налогообложения банков» сделаем следующие выводы.

1) Налог включает в себя несколько составляющих, которые принято называть элементами налога. В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов:

- субъект налога;

- носитель налога;

- объект налога;

- источник налога;

- налоговая база;

- налоговый оклад;

- единица обложения;

- налоговый период;

- налоговая ставка.

2) Режим налогообложения банков должен выпол­нять не столько фискальную функцию (удельный вес налоговых поступ­лений от коммерческих банков составляет в большинстве стран всего лишь около 4 процентов), сколько поощрять перелив средств из финансового в реальный сектор экономики и не увеличивать цену кредита. Высокие бан­ковские налоги влекут дороговизну кредита, что в свою очередь снижает рентабельность реального сектора и тем самым налоговые поступления. Банки - это финансовые посредники, налогообложение которых автоматически увеличивает налоговый пресс на предприятия и в итоге вытесняет их в бартерное и полулегальное поле.

3) По итогам работы можно сказать, что имеется тенденция к снижению налогового бремени. Реформирование системы налогообложе­ния коммерческих банков в Республике Бе­ларусь относится к числу мер по реализации налоговой реформы. Реформой предусмотрено, в частно­сти, снижение налоговой нагрузки в различ­ных отраслях экономики (в том числе и в финансово-кредитном секторе), что в комп­лексе с другими мерами, такими как повы­шение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы способно привести к устойчивому экономическому ро­сту всего хозяйства страны.

Реформа налогообложения, которая проводилась в Республике Беларусь в последние годы, позволила приблизить действующую налоговую систему по основным качественным характеристикам к системам европейских стран. Что касается в целом налоговой нагрузки на экономику в 2019 году, то, по данным Министерства финансов Республики Беларусь, совокупность уже принятых решений обеспечит снижение налоговой нагрузки на экономику в размере 0,4 процентов валового внутреннего продукта.

Библиография


  1. Артемова, А. Живительный источник: А. Артемова // Экономическая газета. — 2018. — № 71. — С. 3.
  2. Барулин, С.В. Налоговый менеджмент: учебное пособие / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В.Степаненко. – Москва: Омега-Л, 2015. – 269 с.
  3. Ганаго, А.Л. Налоги – 2017: вот и дождались // Налоговый вестник. – 2018. – № 20 (261). – С. 5–8.
  4. Герасимова, В.А. Куда уводят ставки // Экономическая газета. – 2018. – №78 (1695). – С. 2–3.
  5. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учебное пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – Москва: Омега-Л, 2013. – 256 с.
  6. Заяц, Н. Е. Теория налогов: учебник / Н.Е Заяц. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2015. –220с.
  7. Золотарчук, В. Макроэкономика: учебное пособие / В. Золотарчук. – Москва: Инфра-М, 2016. – 608 с.
  8. Дейко, А. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность / А. Дейко // Экономика Беларуси. – 2018. – № 2. – С. 6-12.
  9. Ивасенко А.Г. Макроэкономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – Москва: Кнорус, 2017. – 320 с.
  10. Курайши, Е.В. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2017 году / Е.В. Курайши // Налоги Беларуси. – 2018. – № 12(252). – С. 7-13.
  11. Кондратова, Л. Налоговая нагрузка на экономику Беларуси снизилась за 4 года на 7,3 процентного пункта / Л. Кондратова // Налоги Беларуси. – 2017. – № 8. – С.8.
  12. Лукьянова, И.А. Теория налогов: курс лекций / И.А.Лукьянова. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2015. – 147 с.
  13. Макроэкономика. Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2014. – 415 с.
  14. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е издание, переработанное и дополненное – Москва: ИНФРА-М, 2016. – 520 с.
  15. Муравьева, З.А. Налоги и налогообложение: учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей / З.А. Муравьева. 2-е издание, переработанное – Минск: Издательство МИУ, 2017. – 372 с.
  16. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е.Заяц [и другие]; под общей редакцией Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. – 5-е издание, исправленное и дополненное – Минск: Высшэйшая школа, 2016. – 320 с.
  17. Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие / Д.А.Неверов. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2016. – 179 с.
  18. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2017 года // www. minstat.gov.by.
  19. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2017 года // www. minstat.gov.by.
  20. Пресс-центр Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь // Налоги Беларуси. — 2017. — № 42. — 19-20.
  21. Пресс-центр Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь // Налоги Беларуси. — 2017. — № 42. — 88.
  22. Селицкая, Э. Налоги в рейтинге и жизни: достижения и перспективы: Э. Селицкая // Экономическая газета. — 2017. — № 83. — С.2-3.
  23. Фридкин, Л. Услуги близкого свойства: Л. Фридкин // Экономическая газета. — 2017. — № 70. — С.2.
  24. Фридкин, Л. Цель без средств и оправданий: Л. Фридкин // Экономическая газета. — 2017. — № 81. — С. 3.