Файл: Анализ действующей в Республике Беларусь системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перераспределительная функция проявляется в перераспределении общественных доходов, то есть происходит передача средств в пользу более слабых категорий населения за счет возложения налогового бремени на более сильные категории граждан;

Фискальная функция состоит в формировании государственных финансовых ресурсов и создании материальных условий для эффективного функционирования государства.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет, а также определяет необходимость реформирования налоговой системы.

Следует отметить, что налог включает в себя несколько составляющих, которые принято называть элементами налога. В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов:

- субъект налога;

- носитель налога;

- объект налога;

- источник налога;

- налоговая база;

- налоговый оклад;

- единица обложения;

- налоговый период;

- налоговая ставка.

Субъект налога (налогоплательщик) представляет собой лицо, на которое возложена обязанность по оплате того или иного налога.

Носитель налога представляет собой фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов.

Объект налога представляет собой какое-либо обстоятельство, имеющее стоимостную, физическую или количественную характеристику, с возникновением которого, законодательство по налогам и сборам связывает появление у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Источник налога представляет собой доход субъекта, из которого уплачивается налог.

Налоговая база представляет собой физическую либо стоимостную характеристику объекта налогообложения.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую субъектом с одного объекта.

Единица обложения представляет собой единицу измерения объекта налога.

Налоговый период представляет собой какой-то определенный период времени, по истечении которого исчисляется сумма налога и определяется налоговая база. В Беларуси налоговый период составляет, как правило, месяц, квартал, календарный год.

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах.

Различают четыре метода построения налоговых ставок: твердые или равные ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки.


Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации. Классификация налогов представляет собой систематизированную, научно-обоснованную группировку налогов в соответствии с однородными признаками. Многообразие налоговых классификаций в какой-то степени отражает саму эволюцию налогов.

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги представляет собой налоги у которых объектом налогообложения является непосредственно доход налогоплательщика или его имущество. Прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика. К ним могут относиться земельный налог, подомовой налог, налог на ценные бумаги и другие.

Личные налоги представляют собой налоги на имущество, а также доходы налогоплательщика, взимаемые у источника дохода или по декларации. Это такие налоги, как подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций налог на сверхприбыль и другие.

Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к тарифу или цене. В отличие от прямых налогов они определяются доходом налогоплательщика. Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошли­ны и так прочее.

Различия между прямыми и косвенными налогами представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Различия между прямыми и косвенными налогами

Прямые налоги

Косвенные налоги

1 В отношения по поводу взимания

налогов вступают два субъекта: бюджет

и налогоплательщик

В отношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними

2 Налоговое бремя несет непосред­ственно юридический плательщик

Налоговое бремя несет носитель налога, тогда как налог в бюджет поступает через юридического плательщика

3 Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плетельщика

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

4 Эти налоги подоходно-поимущественные

Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)

По способу отражения прав использования налоговых сумм налоги бывают закрепленные и регулирующие (рисунок 1.2).


По способу отражения прав использования налоговых сумм

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые закреплены на длительное время как источник дохода конкретного бюджета

Регулирующие налоги - налоги, на которые предусмотрены нормативы отчислений в другие бюджеты

Рисунок 1.2 – Классификация налогов по способу отражения прав использования налоговых сумм

Налоги могут быть классифицированы в зависимости от способа обложения:

- первый способ (кадастровый) предполагает уплату налога на основании сведений, содержащихся в кадастре. При этом кадастр представляет собой сборник сведений о наиболее типичных объектах (недвижимость, земля).

- второй способ (декларационный) предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта налогообложения, в которое, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога;

- третий способ (административный) представляет собой исчисление и изъятие налога у источника выплаты.

В зависимости от назначения налоги делят на общие и целевые (рисунок 1.3).

В зависимости от назначения

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий

Специальные целевые налоги (взносы) имеют строго определенное назначе­ние и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхо­вания, обязательного медицинского страхования и другие)

Рисунок 1.3 – Классификация налогов в зависимости от назначения

По субъекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на три группы (рисунок 1.4):

По субъекту налогообложения

налоги, взимаемые только с юридических лиц

налоги, взимаемые с физических и юридических лиц

налоги, взимаемые только с физических лиц

Рисунок 1.4 – Классификация налогов по субъекту налогообложения

По объекту налогообложения налоги делятся на:

- налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), — налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других организаций;

- налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), — налог на добавленную стоимость, акцизы;

- налоги с имущества – налог на имущество организаций и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод, что не существует единого критерия, по которому налоги можно было бы отнести к той или иной группе. При классификации налогов выделяется их доминирующее значение какой-либо из групп экономических показателей.


2 Особенности системы налогообложения банков Республики Беларусь

2.1 Анализ налоговой системы Республики Беларусь

В начале 90-х годов на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик начался процесс либерализации экономической жизни. Это привело к появлению в Республике Беларусь коммерческих банков, независимых предприятий и предпринимателей, страховых компаний. Также начала развиваться внешняя торговля и сформировался рынок ценных бумаг. В связи с этим государство приступило к скорейшему принятию соответствующих законов, которые были направлены на сбор налогов при условии появления новых хозяйственных форм.

В таких условиях особо актуальной стала проблема создания налоговой системы, которая бы соответствовала изменившимся экономическим условиям. Началом создания налоговой системы Республики Беларусь стало образование суверенного государства. 1 января 1992 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а впоследствии и многие другие законы, которые и заложили основу налогообложения в стране.

Формирование налоговой системы Республики Беларусь проходило по примеру налоговых систем европейских стран. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видом отчислений в различные внебюджетные фонды. В связи с этим, уровень налоговой нагрузки на экономику в 1992 году составил 43,9 процентов от валового внутреннего продукта. Некоторые налоги уже имели признаки налогообложения рыночного типа.

Создание налоговой системы связано с условиями фискального кризиса начала 90-х XX века. В связи с этим, в странах с переходной экономикой большинство доходов бюджета уходило на поддержания стабильного уровня экономики.

На протяжении 1992-2000 годы в налоговой системе Республики Беларусь происходили некоторые изменения, однако при этом сохранялись изначально заложенные методы, формы, а также принципы налогообложения. Произошло объединение некоторых видов налогов, уплачиваемых от одной налоговой базы, снизились ставки по основным налогам, ужесточились штрафные санкции за налоговые нарушения. В связи с этим произошло улучшение структуры налогообложения.


Однако, следует отметить, что Республика Беларусь, как и некоторые восточноевропейские страны и страны Содружества Независимых Государств, на начальном этапе реформирования экономики имела довольно высокий уровень налогообложения. Это приводило к развитию теневого бизнеса и массовым уклонениям от уплаты налогов.

Налоговая система Республики Беларусь прошла множество этапов своего реформирования и, на данный момент, можно сказать, что она является инструментом экономического регулирования, который обеспечивает довольно стабильные поступления в бюджет, а также сокращает инфляционный спрос.

Формирование налоговых доходов в Республике Беларусь в 2016 году на 90,5 процентов обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,9 процентов), подоходного налога (17,0 процентов), акцизов (11,2 процентов), налога на прибыль (10,6 процентов), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (9,7 процентов), налогов на собственность (5,1 процентов) (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2015-2016 годы., процентов

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2015 годом вызвано, главным образом, снижением в 2016 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (на 4,4 процентных пункта) за счет отмены вывозных таможенных пошлин на калийные удобрения, а также налога на прибыль (на 2,5 процентных пункта) за счет снижения прибыли до налогообложения по экономике в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 38,2 процентов.

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления 2016 года составили:

  • по налогу на добавленную стоимость 69,8 миллиардов рублей (увеличение к 2015 году в 1,2 раза);
  • по подоходному налогу 32,1 миллиардов рублей (увеличение в 1,2 раза);
  • по акцизам 21,2 миллиардов рублей (увеличение в 1,2 раза);
  • по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 18,4 миллиардов рублей (снижение на 21,1 процента);
  • по налогу на прибыль 20,0 миллиардов рублей (снижение на 7,1 процента);
  • по налогам на собственность 9,6 миллиардов рублей (увеличение в 1,3 раза).

В структуре консолидированного бюджета 55,8 процентов составляют доходы республиканского бюджета и 44,2 процентов доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений) (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за январь-декабрь 2016 года (без учета безвозмездных поступлений)