Файл: Выбор стиля руководства в организации (Руководство и лидерство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обеспечивает оперативность и четкость управления;

- уменьшает время принятия решений[17][17];

- создает единство управленческих действий;

- не требует больших материальных затрат;

- позволяет быстрее справиться с трудностями становления на вновь создаваемых предприятиях.

Недостатки авторитарного стиля:

- высокая вероятность неправильных решений;

- подавление любой инициативы[18][18];

- отсутствие стимулов труда;

- сильная система контроля;

- неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе[19][19];

- высочайшая степень зависимости работы коллектива от постоянного прессинга руководителя;

- на больших предприятиях – высокая степень бюрократизма.

Преимущества демократического стиля управления:

- развитие личной деловой инициативы подчиненных[20][20];

- высокая вероятность правильных, взвешенных решений;

- высокие результаты труда;

- удовлетворенность исполнителей своей работой и членством в трудовом коллективе;

- создание благоприятного психологического климата и сплоченность коллектива.

Недостатки демократического стиля руководства:

- необходимость материальных затрат;

- длительное принятие решений;

- низкий уровень дисциплины;

- отсутствие возможности централизованного контроля[21][21];

- перекладывание ответственности работы.

Преимущества либерального стиля управления:

- свобода творчества коллектива;

- неформальный тип взаимоотношения внутри коллектива;

Недостатки либерального стиля управления:

- уход от принятия стратегически важных решений;

- результаты работы обычно низкие[22][22];

- люди не удовлетворены своей работой;

- неблагоприятный климат в коллективе;

- сотрудничество отсутствует;

- нет интереса, трудиться добросовестно;

- равнодушие к критике[23][23];

- возможны конфликты.

Рассмотрев достоинства и недостатки этих стилей, мне кажется, что самым оптимальным можно признать демократический стиль руководства. Потому, что этот стиль при принятии решений позволяет избежать серьезных ошибок. При демократическом стиле проще адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Но все равно, сколько бы исследователи не разрабатывали теорию эффективного стиля руководства – это сделать не возможно, так как руководство – это искусство, а значит, что каждый руководитель должен уметь в зависимости от ситуации пользоваться всеми тремя стилями.


2. Руководство и лидерство

2. 1. Понятие о руководстве и лидерстве

В повседневной жизни часто путают термины «лидер» и «руководитель». Американский исследователь Дж. Коттел писал, что самая главная функция лидера организации – определить необходимость цели, точнее, миссию организации, и разработать стратегию для ее достижения[24][24]. А вот работа руководителя заключается в том, чтобы осуществлять эту стратегию на практике.

Рассмотрим каждое понятие в отдельности.

Руководитель – должностное лицо, определяемое структурной организацией деятельности. Руководство – это процесс, реализуемый через формальные отношения.

Лидер – самый авторитетный член группы, за которым признается преимущества в статусе и праве принимать решения в значимых для группы ситуациях. Лидерство – это процесс неформальных отношений воздействия на людей. Лидерство осуществляется спонтанно в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий.

Эти две формы управления имеют определенное сходство, которое заметно уже в самой терминологии. Руководитель – это ведущий за руку, лидер (от английского leader – ведущий)[25][25]. Руководитель обязан обладать лидерским влиянием для лучшего руководства.

Руководство и лидерство имеют общие черты[26][26]:

- полная подчиненность целям, принятым в организации;

- постоянное общение с подчиненными, объединенными в группы;

- воздействие на подчиненных для достижения целей;

- положительное мотивирование персонала;

- осуществляют социальное влияние в коллективе.

Рассмотрев общие черты руководителя и лидера, мне бы хотелось подробней рассмотреть их различия. Рассмотрю их с помощью таблицы, «перечень отличительных особенностей руководителя от лидера»:

Таблица 2

Отличительные особенности руководителя от лидера

Руководитель Лидер

Назначается официально Выдвигается неофициально

Даны права, и полномочия законом Не является обладателем прав и полно-

мочий

Выполняет несколько социальных Деятельность ограничивается рамками

ролей внутригрупповых отношений

Несет перед законом ответствен- Не несет ответственности перед законом


ность за деятельность группы и ее за работу группы и все, что в ней проис-

результаты ходит

Руководство имеет организационную Лидерство имеет психологическую при-

природу роду

Администратор Инноватор

Поручает Вдохновляет

Работает по целям других Работает по своим целям

Основа действий – план Основа действий – видение перспективы

Полагается на систему Полагается на людей

Использует доводы Использует эмоции

Контролирует Доверяет

Поддерживает движение Дает импульс движению

Профессионал Энтузиаст

Принимает решения Превращает решения в реальность

Делает дело правильно Делает правильно дело

Уважаем Обожаем

Часто возникает путаница между терминами «лидер» и «руководитель» потому, что различие между выбором миссии и ее осуществлением часто стирается. Зачастую это происходит оттого, что от лидеров ждут не только постановки задачи, но и помощи в ее реализации. А от руководителей часто требуют вести подчиненных, хотя это работа лидеров[27][27]. Слишком много лидеров не справляются с управленческими аспектами своей работы, так как ставят перед собой недостижимые цели.

В реальной жизни не всегда руководитель и лидер находятся по разные углы. Часто руководитель является лидером вне зависимости от его формальной должности в организации[28][28]. Идеальный вариант, это когда руководитель, эффективно управляющий своими подчиненными, признан ими и как лидером организации.

Проанализировав понятие лидерства и руководства, рассмотрев их общие черты и их отличия. Могу с уверенностью сказать, что быть действительно хорошим лидером не так просто.

2. 2. Теории и типы лидерства

2. 2. 1. Типология лидерства

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее распространенной классификацией лидерства в организации складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного[29][29].

Эмоциональный лидер – это человек, к которому каждый в группе, может обратиться за сочувствием, советом.

Деловой лидер – обеспечивает успех группы, налаживает деловые взаимосвязи, очень хорошо работает.

Информационный лидер – это эрудированный, все знающий, к нему все обращаются с вопросами и за помощью найти нужную информацию.


Наилучшим будет руководитель - лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается крайне редко.

Лидеров различают: по содержанию деятельности, по характеру деятельности, по направленности деятельности[30][30].

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Л. И. Уманский выделял 6 типов лидеров в зависимости от исполнения ролей: организатор, инициатор, генератор, эталон, мастер, эрудит.

А если в качестве критерия взять роль, которую выполняют руководители-лидеры, то их типы, как это установил Э. де Боне, выглядят следующим образом[31][31]: ведущие за собой, организаторы групп, исполнители, дипломаты, генераторы идей, продавцы идей, синтезаторы, разъяснители, реакторы, коммуникаторы, исследователи, следопыты, хранители информации, организаторы. Подробнее в приложении.

В зависимости от преобладающих функций выделяют виды лидеров:

1. Лидер-организатор – оптимистичен и уверен, что большинство проблем разрешимо. Нужды коллектива воспринимает как собственные и активно действует.

2. Лидер-творец – обладает способностью видеть новое и браться за решение проблем, которые казались бы неразрешимыми.

3. Лидер-борец – волевой и уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу неизвестности и опасности, без замедления вступает в борьбу[32][32].

4. Лидер-дипломат – опирается на знание ситуации, и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов, поэтому хорошо знает, как и на кого можно повлиять. Признает доверительные встречи в кругу единомышленников.

5. Лидер-утешитель – он готов поддержать в любую трудную минуту. Уважительно и доброжелательно относится к людям.

З. Фрейнд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой – индивидуальный[33][33].

В основе этих процессов лежит способность лидеров вызывать чувства восхищения, любви. Поклонения людей все время одному и тому же человеку может сделать эту личность лидером.

Психоаналитики выделяют 10 типов лидеров[34][34].

1. «Соверен» (патриархальный повелитель) образ строгого, но любимого отца[35][35]. Он способен подавить отрицательные эмоции и внушить им уверенность в себе. Его почитают и выдвигают на основе любви.

2. «Вожак» в нем люди видят силу, которая выражается в концентрации их желания. Ему стараются подражать в группе, особенно в плане внешнего поведения.


3. «Тиран» он внушает окружающим чувство повиновения, безотчетного страха, его считают волевым и сильным. Ему подчиняются и боятся.

4. «Организатор» выступает как сила для поддержания, самоутверждения и удовлетворения потребностей каждого члена группы. Его уважают, он объединяет людей.

5. «Соблазнитель» играет на слабостях других людей[36][36]. Предотвращает конфликты, снимает напряжения, давая выход подавленным эмоциям. Его недостатки часто не замечают, обожают.

6. «Герой» ради других жертвует собой. Благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт - справедливости. Лидер-герой способен увлекать за собой людей.

7. «Дурной пример» источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других, безумно следует за ним к положительной цели.

8. «Кумир» притягивает, влечет к себе, заражает окружающих положительными эмоциями. Его любят и боготворят.

9. «Изгой».

10. «Козел отпущения». Два последних типа лидеров, антилидеры, они становятся объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции[37][37].

Важным свойством руководителя-лидера является умение быть управляющим, не афишируя этого. Если руководитель завоевывает авторитет и становится лидером группы, то его приказания выполняются не из страха перед наказанием, а из веры в его компетентность, талантливость. Он воспринимается членами группы как «один из нас», как «лучший из нас»[38][38]. Управляющий как руководитель на основе данных ему полномочий распределяет обязанности, осуществляет контроль, учет, поощрения, наказания. Управляющий как лидер влияет на членов группы путем личного авторитета, морально-психологического воздействия, проявления инициативы, энергии, привлекательных личных качеств.

Рассмотрев существующую типологию лидерства можно сказать, что существуют различные основания для классификации и сравнения лидеров. Разнообразие типов лидеров объясняется во многом большим кругом решаемых ими задач.

2. 2. Ситуационные теории лидерства

Невозможно найти универсальные формы поведения лидеров, которые бы гарантировали успех. Так как определенная форма поведения может быть эффективной в одних обстоятельствах и неэффективной в других определенных обстоятельствах и даже может помешать решению проблемы. Получается, что эффективность поведения лидеров зависит от организационных ситуаций.