Файл: Выбор стиля руководства в организации (Руководство и лидерство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Понятие «управление» вошло в нашу жизнь очень прочно, поэтому мы не задумываемся над его точным значением. Мы говорим, что президент управляет страной, директор – организацией, автовладелец – своим автомобилем. Невозможно управлять фирмой, фабрикой, отделом без учета определенных особенностей людей, которые там работают, без взаимодействия членов той или иной организации, без представления какую может вызвать реакцию принятое решение.

В любой организации, предприятии, есть сложившиеся убеждения, как должна быть организована работа, осуществляться управление, как должен контролироваться персонал. В зависимости от личных качеств руководителя, уровня его профессиональных и общих знаний, его опыта, а также его темперамента зависит стиль управления.

Именно от этого содержания зависит манера поведения руководителя, его обращения к своим подчиненным, учитывает или игнорирует руководитель мнение своего персонала, подбирает ли роли каждому подчиненному в соответствии с его профессиональными возможностями. Из личностных качеств руководителя и складывается его стиль руководства и управления.

Однако не существует единого стиля управления, и говорить о достоинстве одного или другого стиля управления можно только для каждой конкретной ситуации управления. Стиль управления оказывает влияние на эффективность работы коллектива и всю деятельность предприятия.

1. Стили руководства в системах управления

1.1. Понятие, стили руководства, уровни руководства

«Часто хороший руководитель является

посредственным лидером, а истинный

лидер группы не всегда в состоянии

профессионально руководить коллек-

тивом…»

Аристотель

Руководитель – это человек, на которого официально возложены функции управления коллективом и организацией его деятельности.

Успешная работа трудового коллектива на 90% зависит от руководителя[1][1]. Грамотный, руководитель способен в короткий срок вывести коллектив на устойчивую, стабильную, рентабельную работу.

Руководители могут использовать различные методы и средства для принятия решений[2][2]. Руководитель на всех уровнях управления выступает как ведущее лицо, именно руководители определяют целенаправленность и продуктивность работы коллектива, подбирают кадры, налаживают психологический климат и рассматривают другие аспекты деятельности каждой конкретной производственной группы. Важной характеристикой деятельности самого руководителя, является его стиль руководства.


Стиль руководства – совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным[3][3]. Стиль руководства это воздействие руководителя на подчиненных, в зависимости, как от объективных, так и субъективных условий управления, а так же от особенностей личности самого руководителя. Руководитель сам решает, как скоординировать действия подчиненных, для эффективности выполнения управленческих целей и задач, а также их поощрения и наказания.

Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем[4][4]. Стиль управления – это определенная система выбранная руководителями для эффективных методов и приемов управленческой деятельности. В теории менеджмента различают несколько стилей руководства[5][5.] Рассмотрим несколько типичных стилей руководства.

Участвующий

Совещательный

Агрессивно-податливыйвыАй

Агрессивный

Эгоистичный

Добросердечный

Рис. 1. Стили руководства

1.Авторитарный стиль (от лат. auctoritas - власть, влияние) – властный, основанный на стремление утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства[6][6]. Характеризуется сосредоточенностью власти в одних руках. Руководитель сам принимает и отменяет решения единолично. В его отсутствие никто не может принять решение. Он сам подбирает себе помощников, но использует их не как советчиков, а как исполнителей своей воли[7][7]. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, требует дисциплины и идеального порядка; берет на себя всю ответственность за результаты деятельности; держится отчужденно от рядовых исполнителей. К критике относится отрицательно, нетерпим к чужому мнению. Положительно реагирует на свои нововведения. Авторитарный руководитель желателен для деятельности, связанной с высшей социальной ответственностью (например, президент). Такой руководитель необходим там, где нет времени на обсуждения ситуации, где необходимо решительно взять на себя всю ответственность за последствия принятых решений.

Авторитарный стиль руководства имеет несколько разновидностей:

- агрессивный стиль руководства;

- агрессивно-податливый стиль руководства;

- эгоистичный стиль руководства;

- добросердечный стиль руководства.


2. Демократический стиль (от греч. demos - народ и kratos - власть). К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения – одна из возможных»[8][8]. Руководства строится на разделении власти, участии работников в управлении. Он предпочитает активное участие своих помощников (инициативной группы) в принятии решений, однако право окончательного выбора оставляет за собой[9][9]. Ответственность за принятие решений частично может быть разделена с подчиненными. Руководитель заботиться о развитии личной деловой инициативы подчиненных, доверяет им, стимулирует проявления разных точек зрения. Руководитель контактен с подчиненными, отмечает их успехи, всегда держит их в курсе дела. Руководитель – демократ не боится рисковать и побуждает подчиненных открыто признавать допущенные ошибки. Такой стиль оптимален, в некоторых видах производства, управлении учебными заведениями, творческими коллективами. Он порождает более теплый психологический климат в коллективе. Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных границ, за которым дело подменяется его обсуждением[10][10].

Имеются две разновидности демократического стиля руководства:

- совещательный стиль руководства;

- участвующий стиль руководства.

3. Либеральный стиль (от лат. liberalis - свободный). Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности[11][11]. Руководства строится на минимальном участии в управлении. Руководитель стремится уменьшить свою ответственность, не желает принимать ее на себя, ссылаясь на ограничения в правах, инструкции и положения. Дисциплина в таком коллективе поддерживается за счет сознательности и самоорганизации сотрудников. Руководитель - либерал тактичен, нетребователен, добродушен, доверчив, застенчив, неконфликтен; испытывает трудности в общении, склонен к задабриванию подчиненных выплатой незаслуженных премий. Руководитель такого стиля не эффективен в сложных экстремальных ситуациях.

Характер зависимости эффективности стилей работы руководителей, задается параметрами ситуации[12][12]. В разных стадиях развития коллектива, при разном характере труда и уровне образованности приоритетным может быть разный стиль управления, в том числе смешанный, когда признаки одного стиля взаимодействуют с признаками и других стилей.


В практике управленческой деятельности, встречаются и другие стили руководства, помимо указанных выше. Так, по фактору методов руководства, выделяют такие стили, как контактный, дистанционный, делегирующий, проблемный, целепостановочный[13][13].

Руководитель контактного стиля отдает преимущество общению с исполнителями, в отличие от дистанционного стиля. Руководитель дистанционного стиля не отдает преимущество общению с исполнителями. Руководитель делегирующего стиля предполагает передачу части полномочий подчиненным. Руководитель проблемного стиля поощряет самостоятельность мышления подчиненных, инициативу, ставит перед ними проблему и нацеливает их на самостоятельный поиск ее решения.

Руководитель целепостановочного стиля определяет цель, и предоставляет подчиненным полную свободу путей и методов ее достижения.

Руководитель должен уметь применять любые стили руководства, что порой невозможно в силу психологических причин[14][14]. Независимо от того, сколько существует стилей управления в конкретной организации, руководителей традиционно делят на три категории. В соответствии с уровнями управления можно выделить: руководителей высшего звена, руководителей среднего звена, руководителей низового звена.

Таблица 1

Характеристика уровней руководства

Место на иерар- Порядок

Уровень хической лест- Функции назначе- Права Обязанности

руководства нице органи- ния

зации

1 2 3 4 5 6

Высший ор- Во главе органи- Определе- Занимают Предста- - организация рабо-

ганизацион- ции (члены сове- ние мис- свою вительст- - ты фирмы;

ный уровень та директоров, сии, поли- долж- во на пе- - распоряжение

президенты, ви- тики и це- ность на регово- имуществом без

цепрезиденты) лей, основании рах с доверенности;

структу- контракта главны- - заключение и рас-

ры, систе- с собстве- ми госу- торжение догово-

мы управ- нником дарстве- ров

ления (государс- нными - стимулирование

вом) органами подчиненных руко-

водителей;

- ответственность

за принимаемые ре-

решения;

- реализация власти

в соответствии со

статусом

Руководите- Во главе основ- Выполне- Назнача- Поощре- - установление за-

ли среднего ных подразделе- ние полу- ются за- ние или даний, контроль их

звена ний ченных местите- наказа- выполнения;

заданий лями или ние под- - проведение ме-

и сохран- первым чинен- роприятий по со-


ность лицом ных, ре- вершенствованию

имущест- шение организации, усло-

ва кадро- вий труда, техноло-

вых воп- гии производства,

росов дисциплины;

- подготовка инфор-

мации для приня-

тия высшими руко-

водителями реше-

ний;

- борьба с конфлик-

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6

тами

Руководите- Во главе неболь- Повсед- Назнача- В уста- - распредиление за-

ли низового ших коллективов невное ются руко- новленном даний, составление

звена исполнителей управле- водителя- порядке графиков работы;

(начальники це- ние техно- ми низово- премиро- - координация и ор-

хов,участков, логичес- го звена вать и на- ганизация труда;

бригадиры) кими про- лагать - обеспечение вы-

цессами взыскание полнения заданий

и испол- на подчи- качественно;

нителями ненных - контроль за ис-

пользованием обо-

рудования, дисцип-

линой, безовасность

труда;

- содействие рацио-

нализаторству;

- осуществление об-

ратной связи;

- разрешение конф-

ликтов

Все управленческие уровни организации действуют как единая система, а успешность работы каждого из уровней обусловлена успешностью работы других, а именно, как реализуют свои основные функции руководители всех уровней, направляя свою организацию к правильному решению стратегических задач.

2. Достоинства и недостатки стилей руководства

Стиль руководства – это важнейший фактор в управлении предприятия. Рассмотрев особенности таких стилей как авторитарный, демократический, либеральный, следует перейти к рассмотрению их достоинств и недостатков. В каждом и этих стилей есть свои достоинства и недостатки[15][15].

Сразу хочется отметить, что не существует «хороших» или «плохих» стилей руководства. Стили руководства зависят от множества взаимодействующих объективных и субъективных факторов.

Главное различие между стилями – предпочитаемые методы управления[16][16].

Стиль руководства

Методы управления

Авторитарный

Командные методы

Демократический

Договорные и социально-психологические методы

Анархический

Бессистемность в выборе методов

Преимущества авторитарного стиля руководства: