Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретический аспект психологического портрета РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Определение понятия «психологический портрет личности»
1.2 Теоретические вопросы составления психологического портрета руководителя
ГЛАВА 2 ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ
В зависимости от уровня успешности разрешения конфликтов между сотрудниками выявлены следующие стили разрешения организационных конфликтов.
У руководителей с высоким посредническим потенциалом:
1) партнерский тип взаимодействия;
2) стиль гибкого реагирования на ситуацию;
3) стиль априорного взаимного доверия;
4) компетентный в своих действиях;
5) делегирующий ответственность за разрешение конфликта.
У руководителей со средним посредническим потенциалом:
1) толерантный стиль;
2) уступчивый стиль;
3) синтонный (согласованный);
4) предвосхищающий последствия событий;
5) неуверенный в понимании его окружающими.
У руководителей с низким посредническим потенциалом разрешения конфликтов:
1) негибкий стиль реагирования на изменяющуюся ситуацию;
2) неуверенный в собственной аргументации;
3) субъективный стиль в оценке ситуации.
Каждый стиль обусловлен комплексом социально-психологических, операциональных и ситуативных характеристик.
Руководители с разной степенью посреднического потенциала деятельности в сфере разрешения конфликтов различаются личностными свойствами. Так, руководителей с высоким посредническим потенциалом можно характеризовать как активных, эмоционально зрелых, реалистически настроенных. Им свойственна социальная смелость, независимость. Они компетентны, авторитетны, успешны в делах, ориентированы на принятие и социальное одобрение, эмоционально лабильны. Чутко воспринимают эмоциональные и поведенческие проявления окружающих, отличаются высоким уровнем самоконтроля. Им свойственен высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, они считают, что сами добились всего, что было и есть в их жизни.
Руководителей со средним посредническим потенциалом можно характеризовать как открытых, добросердечных, впечатлительных людей. Им свойственна неуверенность в себе, склонность все усложнять. Энергичны, требуют уважения к себе, отношение к людям проявляется в сострадании, симпатии, заботе.
Руководителям с низким посредническим потенциалом свойственны такие качества, как конкретность и некоторая ригидность мышления, консервативность. Часто оказываются зависимыми в разрешении ситуаций межличностного характера. Их поведение в большей степени зависит от внутреннего состояния, отличаются низким уровнем контроля и управления своим аффективным поведением. Свои успехи и неудачи считают следствием внешних обстоятельств, ответственность за неудачи приписывают другим людям или считают их результатом невезения, неудач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Избрав тему курсовой работы «Психологический портрет современного руководителя» и определив ее цель – теоретическое и эмпирическое исследование психологического портрета современного руководителя, мы пришли к следующим выводам.
Теоретический анализ проблемы показал, что в психологической науке «психологический портрет личности» имеет множество трактовок и остается дискуссионным в психологической науке.
В рамках темы данной под психологическим портретом мы понимаем комплексную психологическую характеристику человека, содержащую описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.
В данной работе практическая часть была составлению посвящена современному психологическому портрету руководителя с учетом конфликтной ситуации в трудовом коллективе, поэтому логичным представлялось рассмотрение общих параметров, с помощью которых можно составить данный портрет личности. Этими параметрами являются личность, стиль руководства, авторитет.
В личностные характеристики входят биографические, способности, личностные черты. Наиболее распространенными стилями руководства считают авторитарный и демократический. Авторитет представлен тремя формами: формальный, моральный и функциональный. К психологическому авторитету относят два последних, поскольку они определяют эффективность работы руководителя с коллективом.
В практической части данной работы было проведено исследование, посвященное составление психологического портрета руководителя разного уровня конфликтности. Именно конфликтная ситуация как психологически напряженная ситуация в трудовом коллективе требует от управляющего большего использования профессиональных и личностных качеств.
Анализ конфликтного поведения руководителей показывает, что они строят свое поведение исходя из образов конфликтной ситуации, объекты которой находятся между собой во взаимосвязи в зависимости от процесса категоризации и опосредуются личностными особенностями.
Руководители с низким уровнем конфликтности оценивают конфликтную ситуацию как сложную ситуацию социального взаимодействия, напряженную и в некоторой степени угрожающую. Она связана с негативными переживаниями, такими как страдание и отчаяние, но не всегда – иногда она может приносить удовольствие. В неопределенной, угрожающей ситуации руководители демонстрируют защитные, пассивные формы поведения. Можно предположить, что основной мотив данных руководителей – избегание неудач. Таким образом, покорность и смирение можно рассматривать как стратегию поведения, направленную на эту цель.
Для руководителей высокого уровня конфликтности конфликт – это значимая, важная, в определенной степени простая и понятная ситуация. Мир для них – место, а люди – средство достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей, т. е. можно предположить, что основной мотив их поведения – достижение успеха. Они не видят в каждом человеке Личность, его индивидуальность и уникальность. Конфликтная ситуация является необходимым условием доказательства своей значимости, собственного превосходства, восстановления справедливости.
Руководители среднего уровня конфликтности имеют аналогичные черты обеих групп руководителей. С одной стороны, руководители воспринимают конфликтную ситуацию как в определенной степени сложную, непредсказуемую, неопределенную ситуацию социального взаимодействия. С другой стороны, они в большей степени удовлетворены собой, не ограничены в выборе стратегий поведения, т. е. более активны в социальном мире, что позволяет им более успешно достигать поставленных целей.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: «МПСИ», 2012. – 398 c.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, Академия, 2012. – 416 с.
- Бенни М. Как развивать навыки делового общения. - Челябинск, 1999. - 268 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: «МПСИ», 2008. – С.245-272.
- Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2011. – 816 c.
- Вересов Н.Н Психология управления. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2016. – 304 с.
- Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: Нева Олма- Пресс, 2003.
- Гуревич П.С. Психология личности. – Р-на\Д: Юнити-Дана, 2011. – 560 с.
- Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. – 492 c.
- Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 219 с.
- Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 352 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Красанд, 2014. – 304 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии – М.: Директ-Медиа, 2008. – 487 c.
- Любон Г. Психология народов и масс. – М.: Социум, 2016. – 348 c.
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2016. – 398 c.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Психология образования. 5-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 2. – 209 c.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Высшая школа, 2007. – 196 с.
- Панасюк A.IO. Управленческое общение: практические советы. – М.: Гардики, 2014. – 112 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – М.: Прспект, 2012. – 509 с.
- Радугин А.А. Психология / Понятие и структура «личности». – М: Изд-во ЦЕНТР, 2011. – 400 с.
- Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
- Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. – СПб: Питер, 2001. - 448 с.
- Стариков Н. Власть. – СПб.: Питер, 2016. – 408 c.
- Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1997.
- Урбанович А.А.Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2003.
- Фрейд З. Я и Оно. – СПб.: Азбука, 2014. – С. 184-188.
- Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации: пер. с нем. - М.: Интер - экспресс, 1994. - 262 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М: Изд. центр «Академия», 2006. – 416 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник Н.И. Леонова
«Посреднический потенциал руководителя»
Инструкция: Просим Вас искренне и вдумчиво ответить на ряд вопросов. Опросник состоит из 27 противоположных суждений. Вам необходимо дать ответ на каждое из них (не пропуская ни одного) по семи балльной шкале:
7 - высокое проявление левого полюса
6 - среднее проявление левого полюса
5 - минимальное проявление левого полюса
4 - в равной степени проявление левого и правого полюса
3 - минимальное проявление правого полюса
2 - среднее проявление правого полюса
1 - высокое проявление правого полюса
Помните, что Ваш ответ должен отражать только Ваше собственное мнение.
1. Я отстаиваю свое мнение или решение, даже если оно не было сразу принято моими коллегами |
7654321 |
Я не настаиваю на своем мнении или решении, если оно не было сразу принято моими коллегами |
2. Слушая собеседников, я не скрываю своего отношения к ним. |
7654321 |
Выслушивая собеседников, я не выражаю своего отношения к ним (положительного/отрицательного) |
3. Когда я отстаиваю свою точку зрения, голос мой спокоен и расслаблен |
7654321 |
Когда я отстаиваю свою точку зрения, могу сорваться на крик, говорить на повышенных тонах |
4. Мне трудно устанавливать контакты с малознакомыми людьми |
7654321 |
Я быстро устанавливаю контакты с малознакомыми людьми |
5. Я никогда не теряю самообладания |
7654321 |
Время от времени я выхожу из себя, ослабляю самоконтроль |
6. Я часто сужу о людях по первому впечатлению, доверяя своей интуиции |
7654321 |
Я никогда не сужу о людях по первому впечатлению |
7. Я чувствую себя достаточно уверенно и спокойно, когда мне приходится говорить перед большой аудиторией |
7654321 |
Я чувствую себя неуверенно и испытываю беспокойство, когда мне приходится говорить перед большой группой людей |
8. Когда требуется разрешить какой-либо межличностный конфликт, коллеги, сотрудники организации обычно не обращаются ко мне |
7654321 |
Когда требуется разрешить какой-либо межличностный конфликт, коллеги, сотрудники организации обычно обращаются ко мне |
9. Я никогда не возьмусь за дело, не имея достаточных знаний и умений для его разрешения |
7654321 |
Я всегда берусь за дело, даже не имея достаточных знаний и умений для его разрешения, считая, что можно учиться по «ходу» |
10. В разнообразных ситуациях я придерживаюсь единого для меня стиля общения с людьми |
7654321 |
В каждой конкретной ситуации я стараюсь находить оптимальный стиль общения с людьми |
11. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах |
7654321 |
Я работаю продуктивнее над заданием, где конкретно указывают, что и как выполнять |
12. Я всегда включаюсь в разрешение конфликтов моих подчиненных или коллег по работе, т. к. думаю, что они не всегда могут «правильно» повести себя при его разрешении |
7654321 |
Бывают случаи, когда я не «включаюсь» в разрешение конфликта, а предоставляю возможность разрешить его самим участникам |
13. Если я как руководитель испытываю затруднения в разрешении конфликта между сотрудниками, то доверяю его разрешение авторитетному лицу |
7654321 |
Я как руководитель всегда сам «иду до конца» в разрешении конфликта, между сотрудниками, даже если при разрешении у меня возникают трудности |
14. В ходе разговора я пытаюсь быть внимательным, но бываю рассеян и, прежде всего, исхожу из собственных интересов, а затем ориентируюсь на потребности и интересы партнеров по общению |
7654321 |
В ходе разговора, я внимателен к партнерам по общению, пытаюсь определить их потребности и интересы |
15. Обычно я умею предвидеть исход конфликтной ситуации между сотрудниками до того, как она разрешится |
7654321 |
Я никогда заранее не могу предположить, как закончится та или иная конфликтная ситуация между сотрудниками |
16, Я считаю, что участники сложившейся конфликтной ситуации должны сами заботиться об успешном ее разрешении конфликтной ситуации |
7654321 |
В сложившейся конфликтной ситуации между сотрудниками, я стараюсь создать все необходимые условия для быстрого ее разрешения |
17. Я заранее готовлюсь к предстоящей встрече (собирая относящиеся к делу факты и информацию) |
7654321 |
Я никогда заранее не готовлюсь к предстоящей встрече |
18. Мне не всегда удается убедить моих коллег в правоте моего мнения |
7654321 |
Мне всегда удается убедить моих коллег в правоте моего мнения |
19. В напряженных ситуациях я всегда быстро принимаю решения |
7654321 |
В напряженных ситуациях я не могу быстро принимать решения |
20. Мои партнеры по общению не всегда понимают, что я им излагаю |
7654321 |
Мои партнеры по общению всегда понимают излагаемую мной информацию |
21. Обычно я продумываю свой предстоящий разговор по важному вопросу |
7654321 |
Обычно я не продумываю свой предстоящий разговор по предстоящему вопросу, ориентируясь по ситуации |
22. Я не использую приемы для снятия напряжения в сложных ситуациях, считая, что это может вызвать «негатив» с другой стороны |
7654321 |
Я использую приемы для снятия напряжения в сложных ситуациях (юмор, шутки) |
23. При обсуждении какого-либо вопроса я обычно внимательно выслушиваю каждого, не перебивая, до конца |
7654321 |
При обсуждении какого-либо вопроса я, слушая собеседника, могу перебивать его своими высказываниями, комментариями |
24. При решении важного вопроса, для того чтобы сэкономить время, я заявляю о своем неизменном и окончательном решении |
7654321 |
При решении важного вопроса, я вместе с оппонентами взвешиваю все «за» и против» несмотря на затраты времени, а затем мы вместе ищем взаимоприемлемое решение |
25. В разрешении конфликтной ситуации, между сотрудниками я пытаюсь учитывать интересы обеих сторон |
7654321 |
Разрешая конфликтную ситуацию, я учитываю интересы той стороны, которая, как я считаю, бывает права |
26. Я отстаиваю свою позицию до конца во время спора |
7654321 |
Я склонен принять другую позицию, если меня в этом убедят |
27. В разрешении конфликта я люблю находить такие решения, которые делают оппонента таким же счастливым, как и я |
7654321 |
В разрешении конфликта я люблю находить такие решения, которые, в первую очередь, отражали мои интересы, а потом – интересы оппонента |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сравнение групп руководителей с разным уровнем конфликтности
по Т-критерию Стюдента.
Для простоты обозначений руководителей высокого уровня конфликтности будем называть «конфликтными» руководителями, руководителей среднего уровня конфликтности – «нормой» и руководителей низкого уровня – «неконфликтными» руководителями. Нами были получены следующие достоверные различия между группами:
Таблица 1
Достоверность различий между группами руководителей с низким и высоким уровнем конфликтности
Показатели |
Среднее значение качеств |
Критерий достоверности |
|||||
«Неконфликтные» |
«Конфликтные» |
Т |
Р |
||||
Неуверенный уверенный |
4,59 |
5,06 |
2,05 |
0,05 |
Руководители низкого уровня конфликтности по сравнению с группой руководителей высокого уровня оценивают конфликтную ситуацию как более сложную.
Наоборот, руководители высокого уровня конфликтности отмечают свое поведение в ситуации конфликта как более уверенное.
Таблица 2
Достоверность различий между группами руководителей высокого и среднего уровня конфликтности
Показатели |
Среднее значение качеств |
Критерий достоверности |
|||||
«Конфликтные» |
«Норма» |
t |
Р |
||||
Довольство — обида |
4,316 |
3,515 |
3,274 |
0,01 |
Для руководителей среднего уровня конфликтности конфликт – это ситуация, которая вызывает чувства удовольствия и восторга в большей степени, нежели отчаяние и обиду. Для них важным аспектом является эмоциональное переживание ситуации конфликта.
Руководители высокого уровня конфликтности в большей степени переживают чувство обиды в конфликтной ситуации по сравнению с руководителями среднего уровня конфликтности.
Таблица 3
Достоверность различий между группами руководителей
с низким и средним уровнем конфликтности