Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от уровня успешности разрешения конфликтов между сотрудниками выявлены следующие стили разрешения организационных конфликтов.

У руководителей с высоким посредническим потенциалом:

1) партнерский тип взаимодействия;

2) стиль гибкого реагирования на ситуацию;

3) стиль априорного взаимного доверия;

4) компетентный в своих действиях;

5) делегирующий ответственность за разрешение конфликта.

У руководителей со средним посредническим потенциалом:

1) толерантный стиль;

2) уступчивый стиль;

3) синтонный (согласованный);

4) предвосхищающий последствия событий;

5) неуверенный в понимании его окружающими.

У руководителей с низким посредническим потенциалом разрешения конфликтов:

1) негибкий стиль реагирования на изменяющуюся ситуацию;

2) неуверенный в собственной аргументации;

3) субъективный стиль в оценке ситуации.

Каждый стиль обусловлен комплексом социально-психологических, операциональных и ситуативных характеристик.

Руководители с разной степенью посреднического потенциала деятельности в сфере разрешения конфликтов различаются личностными свойствами. Так, руководителей с высоким посредническим потенциалом можно характеризовать как активных, эмоционально зрелых, реалистически настроенных. Им свойственна социальная смелость, независимость. Они компетентны, авторитетны, успешны в делах, ориентированы на принятие и социальное одобрение, эмоционально лабильны. Чутко воспринимают эмоциональные и поведенческие проявления окружающих, отличаются высоким уровнем самоконтроля. Им свойственен высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, они считают, что сами добились всего, что было и есть в их жизни.

Руководителей со средним посредническим потенциалом можно характеризовать как открытых, добросердечных, впечатлительных людей. Им свойственна неуверенность в себе, склонность все усложнять. Энергичны, требуют уважения к себе, отношение к людям проявляется в сострадании, симпатии, заботе.

Руководителям с низким посредническим потенциалом свойственны такие качества, как конкретность и некоторая ригидность мышления, консервативность. Часто оказываются зависимыми в разрешении ситуаций межличностного характера. Их поведение в большей степени зависит от внутреннего состояния, отличаются низким уровнем контроля и управления своим аффективным поведением. Свои успехи и неудачи считают следствием внешних обстоятельств, ответственность за неудачи приписывают другим людям или считают их результатом невезения, неудач.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Избрав тему курсовой работы «Психологический портрет современного руководителя» и определив ее цель – теоретическое и эмпирическое исследование психологического портрета современного руководителя, мы пришли к следующим выводам.

Теоретический анализ проблемы показал, что в психологической науке «психологический портрет личности» имеет множество трактовок и остается дискуссионным в психологической науке.

В рамках темы данной под психологическим портретом мы понимаем комплексную психологическую характеристику человека, содержащую описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.

В данной работе практическая часть была составлению посвящена современному психологическому портрету руководителя с учетом конфликтной ситуации в трудовом коллективе, поэтому логичным представлялось рассмотрение общих параметров, с помощью которых можно составить данный портрет личности. Этими параметрами являются личность, стиль руководства, авторитет.

В личностные характеристики входят биографические, способности, личностные черты. Наиболее распространенными стилями руководства считают авторитарный и демократический. Авторитет представлен тремя формами: формальный, моральный и функциональный. К психологическому авторитету относят два последних, поскольку они определяют эффективность работы руководителя с коллективом.

В практической части данной работы было проведено исследование, посвященное составление психологического портрета руководителя разного уровня конфликтности. Именно конфликтная ситуация как психологически напряженная ситуация в трудовом коллективе требует от управляющего большего использования профессиональных и личностных качеств.

Анализ конфликтного поведения руководителей показывает, что они строят свое поведение исходя из образов конфликтной ситуации, объекты которой находятся между собой во взаимосвязи в зависимости от процесса категоризации и опосредуются личностными особенностями.

Руководители с низким уровнем конфликтности оценивают конфликтную ситуацию как сложную ситуацию социального взаимодействия, напряженную и в некоторой степени угрожающую. Она связана с негативными переживаниями, такими как страдание и отчаяние, но не всегда – иногда она может приносить удовольствие. В неопределенной, угрожающей ситуации руководители демонстрируют защитные, пассивные формы поведения. Можно предположить, что основной мотив данных руководителей – избегание неудач. Таким образом, покорность и смирение можно рассматривать как стратегию поведения, направленную на эту цель.


Для руководителей высокого уровня конфликтности конфликт – это значимая, важная, в определенной степени простая и понятная ситуация. Мир для них – место, а люди – средство достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей, т. е. можно предположить, что основной мотив их поведения – достижение успеха. Они не видят в каждом человеке Личность, его индивидуальность и уникальность. Конфликтная ситуация является необходимым условием доказательства своей значимости, собственного превосходства, восстановления справедливости.

Руководители среднего уровня конфликтности имеют аналогичные черты обеих групп руководителей. С одной стороны, руководители воспринимают конфликтную ситуацию как в определенной степени сложную, непредсказуемую, неопределенную ситуацию социального взаимодействия. С другой стороны, они в большей степени удовлетворены собой, не ограничены в выборе стратегий поведения, т. е. более активны в социальном мире, что позволяет им более успешно достигать поставленных целей.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: «МПСИ», 2012. – 398 c.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, Академия, 2012. – 416 с.
  3. Бенни М. Как развивать навыки делового общения. - Челябинск, 1999. - 268 с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: «МПСИ», 2008. – С.245-272.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2011. – 816 c.
  6. Вересов Н.Н Психология управления. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2016. – 304 с.
  7. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: Нева Олма- Пресс, 2003.
  8. Гуревич П.С. Психология личности. – Р-на\Д: Юнити-Дана, 2011. – 560 с.
  9. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.
  10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. – 492 c.
  11. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 219 с.
  12. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 352 с.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Красанд, 2014. – 304 с.
  14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии – М.: Директ-Медиа, 2008. – 487 c.
  15. Любон Г. Психология народов и масс. – М.: Социум, 2016. – 348 c.
  16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2016. – 398 c.
  17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Психология образования. 5-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 2. – 209 c.
  18. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Высшая школа, 2007. – 196 с.
  19. Панасюк A.IO. Управленческое общение: практические советы. – М.: Гардики, 2014. – 112 с.
  20. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – М.: Прспект, 2012. – 509 с.
  21. Радугин А.А. Психология / Понятие и структура «личности». – М: Изд-во ЦЕНТР, 2011. – 400 с.
  22. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  23. Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. – СПб: Питер, 2001. - 448 с.
  24. Стариков Н. Власть. – СПб.: Питер, 2016. – 408 c.
  25. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1997.
  26. Урбанович А.А.Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2003.
  27. Фрейд З. Я и Оно. – СПб.: Азбука, 2014. – С. 184-188.
  28. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации: пер. с нем. - М.: Интер - экспресс, 1994. - 262 с.
  29. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М: Изд. центр «Академия», 2006. – 416 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник Н.И. Леонова

«Посреднический потенциал руководителя»

Инструкция: Просим Вас искренне и вдумчиво ответить на ряд вопросов. Опросник состоит из 27 противоположных суждений. Вам необходимо дать ответ на каждое из них (не пропуская ни од­ного) по семи балльной шкале:

7 - высокое проявление левого полюса

6 - среднее проявление левого полюса

5 - минимальное проявление левого полюса

4 - в равной степени проявление левого и правого полюса

3 - минимальное проявление правого полюса

2 - среднее проявление правого полюса

1 - высокое проявление правого полюса

Помните, что Ваш ответ должен отражать только Ваше собственное мнение.

1. Я отстаиваю свое мнение или решение, даже если оно не было сразу принято моими коллегами

7654321

Я не настаиваю на своем мнении или решении, если оно не было сразу принято моими коллега­ми

2. Слушая собеседников, я не скрываю своего отношения к ним.

7654321

Выслушивая собеседников, я не выражаю сво­его отношения к ним (положительно­го/отрицательного)

3. Когда я отстаиваю свою точку зрения, голос мой спокоен и расслаблен

7654321

Когда я отстаиваю свою точку зрения, могу со­рваться на крик, говорить на повышенных тонах

4. Мне трудно устанавливать контакты с малознакомыми людьми

7654321

Я быстро устанавливаю контакты с малознако­мыми людьми

5. Я никогда не теряю самообладания

7654321

Время от времени я выхожу из себя, ослабляю самоконтроль

6. Я часто сужу о людях по первому впе­чатлению, доверяя своей интуиции

7654321

Я никогда не сужу о людях по первому впечат­лению

7. Я чувствую себя достаточно уверенно и спокойно, когда мне приходится говорить перед большой аудиторией

7654321

Я чувствую себя неуверенно и испытываю бес­покойство, когда мне приходится говорить перед большой группой людей

8. Когда требуется разрешить какой-либо межличностный конфликт, коллеги, со­трудники организации обычно не обра­щаются ко мне

7654321

Когда требуется разрешить какой-либо межлич­ностный конфликт, коллеги, сотрудники орга­низации обычно обращаются ко мне

9. Я никогда не возьмусь за дело, не имея достаточных знаний и умений для его раз­решения

7654321

Я всегда берусь за дело, даже не имея достаточ­ных знаний и умений для его разрешения, счи­тая, что можно учиться по «ходу»

10. В разнообразных ситуациях я придер­живаюсь единого для меня стиля общения с людьми

7654321

В каждой конкретной ситуации я стараюсь на­ходить оптимальный стиль общения с людьми

11. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах

7654321

Я работаю продуктивнее над заданием, где кон­кретно указывают, что и как выполнять

12. Я всегда включаюсь в разрешение конфликтов моих подчиненных или кол­лег по работе, т. к. думаю, что они не все­гда могут «правильно» повести себя при его разрешении

7654321

Бывают случаи, когда я не «включаюсь» в раз­решение конфликта, а предоставляю возмож­ность разрешить его самим участникам

13. Если я как руководитель испытываю затруднения в разрешении конфликта ме­жду сотрудниками, то доверяю его разре­шение авторитетному лицу

7654321

Я как руководитель всегда сам «иду до конца» в разрешении конфликта, между сотрудниками, даже если при разрешении у меня возникают трудности

14. В ходе разговора я пытаюсь быть вни­мательным, но бываю рассеян и, прежде всего, исхожу из собственных интересов, а затем ориентируюсь на потребности и интересы партнеров по общению

7654321

В ходе разговора, я внимателен к партнерам по общению, пытаюсь определить их потребности и интересы

15. Обычно я умею предвидеть исход конфликтной ситуации между сотрудни­ками до того, как она разрешится

7654321

Я никогда заранее не могу предположить, как закончится та или иная конфликтная ситуация между сотрудниками

16, Я считаю, что участники сложившейся конфликтной ситуации должны сами за­ботиться об успешном ее разрешении конфликтной ситуации

7654321

В сложившейся конфликтной ситуации между сотрудниками, я стараюсь создать все необхо­димые условия для быстрого ее разрешения

17. Я заранее готовлюсь к предстоящей встрече (собирая относящиеся к делу фак­ты и информацию)

7654321

Я никогда заранее не готовлюсь к предстоящей встрече

18. Мне не всегда удается убедить моих коллег в правоте моего мнения

7654321

Мне всегда удается убедить моих коллег в пра­воте моего мнения

19. В напряженных ситуациях я всегда быстро принимаю решения

7654321

В напряженных ситуациях я не могу быстро принимать решения

20. Мои партнеры по общению не всегда понимают, что я им излагаю

7654321

Мои партнеры по общению всегда понимают излагаемую мной информацию

21. Обычно я продумываю свой пред­стоящий разговор по важному вопросу

7654321

Обычно я не продумываю свой предстоящий разговор по предстоящему вопросу, ориентиру­ясь по ситуации

22. Я не использую приемы для снятия напряжения в сложных ситуациях, считая, что это может вызвать «негатив» с другой стороны

7654321

Я использую приемы для снятия напряжения в сложных ситуациях (юмор, шутки)

23. При обсуждении какого-либо вопроса я обычно внимательно выслушиваю каж­дого, не перебивая, до конца

7654321

При обсуждении какого-либо вопроса я, слушая собеседника, могу перебивать его своими вы­сказываниями, комментариями

24. При решении важного вопроса, для того чтобы сэкономить время, я заявляю о своем неизменном и окончательном ре­шении

7654321

При решении важного вопроса, я вместе с оппо­нентами взвешиваю все «за» и против» несмот­ря на затраты времени, а затем мы вместе ищем взаимоприемлемое решение

25. В разрешении конфликтной ситуации, между сотрудниками я пытаюсь учиты­вать интересы обеих сторон

7654321

Разрешая конфликтную ситуацию, я учитываю интересы той стороны, которая, как я считаю, бывает права

26. Я отстаиваю свою позицию до конца во время спора

7654321

Я склонен принять другую позицию, если меня в этом убедят

27. В разрешении конфликта я люблю на­ходить такие решения, которые делают оппонента таким же счастливым, как и я

7654321

В разрешении конфликта я люблю находить та­кие решения, которые, в первую очередь, отра­жали мои интересы, а потом – интересы оппо­нента


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сравнение групп руководителей с разным уровнем конфликтности

по Т-критерию Стюдента.

Для простоты обозначений руководителей высокого уровня конфликтности будем называть «конфликтными» руководителями, руководителей среднего уровня конфликтности – «нормой» и руководителей низкого уровня – «неконфликтными» руководителями. Нами были получены следующие достоверные различия между группами:

Таблица 1

Достоверность различий между группами руководителей с низким и высоким уровнем конфликтности

Показатели

Среднее значение качеств

Критерий

достоверности

«Неконфликтные»

«Конфликтные»

Т

Р

Неуверенный уверенный

4,59

5,06

2,05

0,05

Руководители низкого уровня конфликтности по сравнению с группой руководителей высокого уровня оценивают конфликтную ситуацию как более сложную.

Наоборот, руководители высокого уровня конфликтности отмечают свое поведение в ситуации конфликта как более уверенное.

Таблица 2

Достоверность различий между группами руководителей высокого и среднего уровня конфликтности

Показатели

Среднее

значение качеств

Критерий

достоверности

«Конфликтные»

«Норма»

t

Р

Довольство — обида

4,316

3,515

3,274

0,01

Для руководителей среднего уровня конфликтности конфликт – это ситуация, которая вызывает чувства удовольствия и восторга в большей степени, нежели отчаяние и обиду. Для них важным аспектом является эмоциональное переживание ситуации конфликта.

Руководители высокого уровня конфликтности в большей степени переживают чувство обиды в конфликтной ситуации по сравнению с руководителями среднего уровня конфликтности.

Таблица 3

Достоверность различий между группами руководителей

с низким и средним уровнем конфликтности