Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы «Психологический портрет современного руководителя» связана с проблемой исследования личностных особенностей современных управленцев под влиянием различных внутриличностных и социальных факторов.

Известно, что руководитель – субъект управления, лидер организации. Успех любого лидера зависит от его личных качеств как человека и стиля его деятельности, иначе говоря, от его манеры поведения по отношению к подчиненным, от его способности оказывать на них свое воздействие. В связи с этим вопросы изучения психологических особенностей управленцев всегда были актуальными.

В психологической науке наработан материал, посвященный психологическому портрету руководителя. Однако важность изучения данной проблемы обусловлена возрастающим интересом в науке к личностным характеристикам современного управленца, живущего в постиндустриальном обществе. Этим продиктована актуальность исследования.

Объектом исследования является личность руководитель.

Предмет исследования – психологические особенности руководителя.

Цель исследования – теоретическое и эмпирическое исследование психологического портрета современного руководителя.

Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:

  1. Определить содержание и объем базовых для данной работы понятий «личность», «психологический портрет».
  2. Изучить психологические особенности руководителя.
  3. Провести эмпирическое исследование для составления психологического портрета современного руководителя с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: теоретический анализ; тестирование; наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования.

В связи с поставленными задачами рассмотрение проблемы привело к необходимости использования теоретический метод исследования – анализ научной литературы и программно-методических материалов; приемы обобщения и типологизации.

Методологической основой исследования выбраны следующие работы по направлениям:

  • психологическая природа человека (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, П.С.Гуревич, Д.А.Леонтьев, В.А.Петровский и др.);
  • социальная психология (В.В.Новиков, Д.Карнеги, Г.Любон, Д.Майерс, Н.Стариков и др.);
  • теория социальной категоризации (А.Тэшфел).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней уточняется содержание и смысл понятия «психологический портрет» в психологическом аспекте.

Практическая значимость состоит в том, что представленный в ней материал может быть использован в профессиональной деятельности психолога, для оперативной коррекции проблем в различных организациях.

Поставленные задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновываются выбор темы работы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, указываются методы анализа материала, формулируются цель, задачи.

В первой главе «Теоретический аспект психологического портрета руководителя» определяется содержание и объем понятий «психологический портрет», «личность»; на материале исследовательской литературы рассмотрены психологические особенности руководителя.

Во второй главе «Опыт составления психологического портрета руководителя» представлены методики исследования, описана работа, проведенная на основе данных методик, предпринята попытка составить психологический портрет современного руководителя в рамках социальных отношений с учетом конфликтной ситуации.

Заключение курсовой работы содержит краткие выводы по результатам проведенного исследования.

Библиография составлена в алфавитной последовательности и включает в себя 29 наименований.

Глава 1 Теоретический аспект психологического портрета РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1 Определение понятия «психологический портрет личности»

В настоящее время понятие «психологический портрет личности» (далее ППЛ) имеет множество трактовок и остается дискуссионным в психологической науке. Однако прежде видится необходимым рассмотреть понятие «личность» в психологии.

Проблема определение содержание понятия «личность» волновала еще античных мыслителей (Аристотель, Платон, Демокрит). Согласно их представлением к личности относится все то, что относится к его внутреннему миру и принадлежит ему (материальные и духовные ценности). Этот точка зрения может считаться справедливой, ведь личность характеризует и человека, и его действия (поведение) [19].


В изучении личности выделяют два периода – клинический и экспериментальный [15]. В первый период под личностью понимали набор специфических качеств, принадлежавших одному человеку и находящихся в норме. Если эти качества выражались ярко, то тогда говорили о нарушения в личностной сфере у человека, его считали больным. По нашему мнению, такой подход к определению понятия «личность» следует признать узким. В экспериментальный период научная деятельность Г.Айзенка и Р.Кеттела, А.ФЛазурского привела к созданию «теории черт», ставшей основой «психологии и поведения здоровой личности» [15, c.29].

В середине XX века сложилось множество направлений и школ, занимающихся изучением специфики личности как психологического феномена:

  • психодинамическая теория личности, описывающая поведение человека через его субъективные характеристики;
  • социодинамическая теория, в которой доминирующей силой влияния на развитие личности признаны социальные факторы;
  • интеракционистские теории, придерживающиеся «серединной» точки зрения: личность развивается благодаря взаимодействию ее внутренних характеристик и внешних факторов.

Каждая из представленных выше точек зрения на описание личности имеет право на существование, поскольку теоретические положения каждого из направлений были подкреплены экспериментальными исследованиями.

Важно разграничивать понятия «личность» и «индивидуум», «человек». Человек в этом контексте более широкое понятие и применимо в любой сфере (научной, неофициальной и пр.). Индивидуум – термин в психологии (ср. не индивид – живой организм), под которым понимают «человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера» [4, c. 109]. Личность в отличие от «индивидуума» предполагает динамику своих качеств под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. А.В.Петровский называет личностью «системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений» [15, с. 13]. Мы вслед за Р.С.Немовым считаем, что «личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [12, c.46].

Рассматривая различные определения психологического портрета личности, мы выявили общее для всех: ППЛ описывает структуру личности. Многие психологические теории по-разному характеризуют структуру личности. З.Фрейд дифференцировал ее бессознательное, сознательное и сверхсознательное [18]. А.А.Радугин отмечает, что некоторые концепции отрицают постоянство структуры личности [16]. Традиционно выделяют следующие ее составляющие: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки [1]. По сути, это индивидуальные характеристики, благодаря которым формируется и раскрывается личность. Базовыми считаются темперамент, характер, способности [1], сочетающие в себя врожденные и приобретенные в процессе социализации личности черты. Остальные влияют значительно, однако, исследователи используют больше или меньше из этого списка характеристик для составления ППЛ.


В Большом психологическом словаре под редакцией Б.Г.Мещрякова под психологическим портретом личности понимают «комплексную психологическую характеристику человека, содержащую описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах» [4, c.581]. Более того, ППЛ – это качественное описание личности в отличие от психологического профиля личности. При использовании ППЛ в обработки тестовых данных мы получаем «не график, описывающий соотношение баллов по разным факторам, а текстовая интерпретация этого соотношения баллов» [4, c.581].

В рамках темы данной работы личность современного подростка, на наш взгляд, уместно описывать с помощью психологического портрета. Данная характеристика, по словам П.С.Гуревича, способна подробно представить «механизма всякого индивидуального поведения, функционирующего в рамках личности, связывая воедино ее и внешнюю среду» [6, c. 56].

Прежде чем дать характеристику ППЛ руководителя обратимся к теоретическим исследованиям, описывающим психологические особенности данного возрастного периода человека.

1.2 Теоретические вопросы составления психологического портрета руководителя

Руководитель – это одна из сложных профессий, требующих овладения специальной областью управленческих знаний, умений и навыков. Наличие всего комплекса профессионально важных качеств является обязательным условием успешности. Руководитель должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами, которые позволили бы ему выполнить возложенные на него обязанности по разрешению конфликтов. Тесно связан успех разрешения конфликта с иерархическим статусом руководителя, т. е. с тем, какую роль в данной иерархии играет то или иное лицо. Помочь управленцу в его деятельности может составленный его психологический портрет. Рассмотрим, что следует включать в этот портрет личности руководителя.

В книге Н.Н. Вересова указаны три «переменные», лежащие в основе психологического портрета руководителя, - личность, стиль руководства, авторитет [5].

М.Шоу выделяет следующие основные характеристики личности управленца [Цит. по: 5, c.12-13]:

1) биографические характеристики;

2) способности;


3) черты личности

К биографическим характеристикам относят пол, возраст, социально-экономический статус, уровень образования [5].

М.Шоу называет следующие способности управленца: интеллект как общую способность и специальные умения, знания, компетентность, информированность (специфические особенности) [Цит. по: 5].

Перечень личностных черт руководителя в каждом научном источнике представлен различными качествами. На основе изученного материала выделим основные личные характеристики управляющего [5; 7; 11; 13; 15]: самоконтроль; смелость; справедливость; грамотность; личная привлекательность; доминантность (способность влиять на людей); уверенность; стрессоустойчивость; эмпатия; энергичность; добросовестность; интуиция.

Рассмотрим вторую «переменную», которую следует использовать при составлении психологического портрета руководителя, - стиль управления.

Традиционно выделяют три стиля руководства – авторитарный, демократический и либеральный [13]. Однако наиболее полной и содержательной, на наш взгляд, является классификация стилей управления А.Ю.Панасюк [14, c. 16]:

а) крайне нравственно-авторитарный,

б) терпимый нравственно-авторитарный;

в) консультативный нравственно-демократический

г) нравственно-доверительный.

Из этих стилей, предложенных А.Ю.Панасюк, как правило, наиболее часто встречаются терпимый авторитарный и консультативный демократический [14].

Некоторые считают авторитарный стиль руководства наиболее эффективным, поскольку он укрепляет власть руководителя, расширяет его возможности воздействия на подчиненных, побуждая их к достижению целей. Но в то же время руководитель часто забывает о нуждах своих подчиненных, социальных проблемах, что отрицательно сказывается па взаимоотношениях в коллективе и деятельности фирмы. Этот метод не является гуманным и эффективным в профессиональной деятельности менеджера.

Приверженцы нравственно-демократического стиля руководства, ориентированного на человека, убеждены, что он обеспечивает максимальную производительность труда, поскольку люди, непосредственно выполняющие работу, способны перестраивать ее таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности. Искусственное навязывание людям того, как работать и что делать, часто встречает с их стороны активное сопротивление, что не способствует улучшению дела.

На наш взгляд, руководитель, менеджер должен быть, прежде всего, влиятельным человеком. Благодаря своему авторитету он должен направлять поведение человека на осуществление поставленной задачи, достижение заданной цели и избрать тот путь воздействия, который в данной ситуации быстрее приведет к необходимому результату. Однако в практической работе управляющий, формально оставаясь полностью самостоятельным, на деле оказывается в зависимости от множества обстоятельств и огромного количества людей.