Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ российской системы налогообложения кредитных учреждений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая база налога на прибыль кредитных организаций [22].

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Если в отчетном (налоговом) периоде банком получен убыток, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база по прибыли, облагаемой по разным ставкам, определяется банком отдельно [3].

Если банк осуществляет операции с ценными бумагами и (или) сделки ФИСС, то налоговая база по таким сделкам определяется отдельно или путем включения в общую налоговую базу в зависимости от особенностей осуществления этих сделок и положений, предусмотренных ст. ст. 280, 304 НК РФ.

В целях налогообложения налогом на прибыль банк учитывает доходы и расходы в денежной форме [8].

Банк в учетной политике для целей налогообложения определяет, что авансовые платежи исчисляются ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, то в этом случае отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года. Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены ст. 284 НК РФ [11].

Налоговая ставка установлена в размере 20% с 2009 года. При этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации [10].

Также к некоторым доходам, полученным в виде дивидендов, должны применяться следующие ставки:

- 9% - по доходам, которые получены в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации;

- 15% - по доходам, которые получены в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций;

- 30% - по доходам, которые полученным в виде дивидендов от российских организаций физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации [16].

Исходя, из вышесказанного, можно сделать вывод, что по долговым обязательствам, входящим в налоговую базу, применяются следующие налоговые ставки:15%, 9%, 0% и 20% в зависимости от сроков и видов ценных бумаг.

Сумма налога исчисляется банком по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной в соответствии с НК РФ и отраженной в налоговых регистрах в целом по банку [9].


Суммы авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляются банком в зависимости от системы, закрепленной в учетной политике для целей налогообложения.

Налог на прибыль уплачивается в бюджет не позднее 28 числа месяца, следующим за отчетным [7].

  1. АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    1. Налоговая нагрузка на банковскую систему

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которых неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто фискальной функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса [8].

Налоговая нагрузка играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства — как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде [18]. С одной стороны, высокая налоговая нагрузка положительно сказывается на доходах консолидированного бюджета, но отрицательно на доходах плательщиков, так как уменьшает инвестиционные возможности, увеличивает отпускные цены, на реализуемую продукцию, негативно сказывается на ее конкурентоспособности. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов [13].

Рассмотрим определение самой экономической сущности понятия “налоговая нагрузка”. В своей работе “Теоретические начала определения налоговой нагрузки и уровня налогообложения” А. Соколовская интерпретирует понятие налоговой нагрузки как эффект влияния налогов на экономику в целом и на отдельные группы плательщиков, связанные с ограничениями, возникающие в результате уплаты налогов и отвлечения от других направлений использования [20].


Например, Т.Ф.Юткиной («Налоги и налогообложение»,1998г.) отмечается, что «налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов» [1].

В Современном экономическом словаре под налоговой нагрузкой понимается бремя, налагаемое любым платежом [21].

Эффективное функционирование банковской системы в условиях рыночной экономики во многом зависит от организации в банках. Для успешного построения надежной банковской системы важен процесс оптимизации налоговой нагрузки, который позволит перечислять в бюджет оптимальную сумму налогов, чтобы оставшуюся в распоряжении прибыль направлять на развитие банковского бизнеса.

Реформой предусмотрено, снижение налоговой нагрузки в различных отраслях экономики (в том числе и в финансово-кредитном секторе), что в комплексе с другими мерами, такими как повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы способны привести к устойчивому экономическому росту всей национальной экономики. Происходящие в России в области реформирования системы налогообложения перемены позитивно сказываются на деятельности коммерческих банков [24].

Как уже говорилось выше, к числу основных налогов банка можно отнести налог на прибыль, который в среднем занимает 48,97 % в структуре налогов, суммарная же доля прочих налогов, таких как налог на недвижимость, земельный налог, налог на развитие территории, экологический налог, невелика, поэтому серьезного влияния на эффективность формирования финансовых результатов работы банка не окажут.

Учитывая вышеизложенное, сущность налоговой нагрузки банка можно определить как эффект влияния налогов на финансовые потоки банка и формирование его ресурсной базы.

Еще в 2016 году Национальный банк России обратился в правительство с предложением дальнейшего снижения налоговой нагрузки на коммерческие банки. Данная инициатива НБРФ обусловлена более высоким уровнем налоговой нагрузки на белорусские банки по сравнению с объемом налогов, которые уплачивают крупнейшие мировые банки [7].

Так, на 1 января 2018 года налоговая нагрузка на коммерческие банки в России составляла 35,85%, в то же время, по данным НББ, налоговая нагрузка для Barclays Bank (Великобритания) составила 10,28%, UBS (Швейцария) - 6,93%, BNP Paribas (Франция) - 10,54%, Royal Bank of Scotland Group (Великобритания) - 12,01%, Credit Agricole (Франция) - 1,15%, ОАО "Газпромбанк" - 10,7% [22].

Высокая налоговая нагрузка снижает конкурентоспособность банков, полагают эксперты Нацбанка. Незначительный объем средств, остающихся в их распоряжении не позволяет банкам наращивать собственный капитал, внедрять передовые управленческие и информационные технологии [23].


При этом в 2015 году наблюдалась тенденция к снижению налоговой нагрузки на банковский сектор, и на 1 октября она составляла 15,49%.

Рассмотрим динамику коэффициента налоговой нагрузки по налогу на прибыль (К нпр) в целом по банковскому сектору России с 2010 по 2016 г. (таблица 1), если будем считать, что данный коэффициент определяется соотношением суммы уплаченного налога на прибыль к валовому доходу (или прибыли до уплаты налогов) [12].

Таблица 1 - Коэффициент налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Рассматриваемый период

Количественный показатель, К нпр

январь - март 2010

0,22994173

июнь 2010

0,2423215

сентябрь 2010

0,245155154

декабрь 2010

0,262753814

январь - март 2011

0,245476882

июнь 2011

0,2518631

сентябрь 2011

0,270218658

декабрь 2011

0,25363167

январь - март 2012

0,236595293

июнь 2012

0,2041642

Для большей наглядности рассмотрим графическое представление динамики данного показателя (рисунок 3).

Рисунок 3- Динамика коэффициента налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Проанализировав данный график, видим, что коэффициент налоговой нагрузки по налогу на прибыль в рассматриваемом временном промежутке находится в пределах 0,2- 0,27 или составляет 20-27%. При этом наблюдается тенденция его снижения с сентября 2009 года. Итак, с начала 2012 года данный показатель уменьшился с 23,66% до 20,42%.

Известный американский экономист А.Лаффер исследовал тему оптимального налогообложения, и его труды воплотились в так называемую кривую Лаффера. Согласно его исследованиям рост ставки налога только до определённого значения ведёт к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же её повышение обуславливает, напротив, их уменьшению [18].

Рисунок 4 - Кривая Лаффера

Таким образом, данный коэффициент показывает значительный удельный вес в общей сумме прибыли банковского сектора [12].

В данной главе были рассмотрены основные налоги, уплачиваемые банками и их структура. Проанализирована динамика налога на прибыль и его налоговой базы как в целом по банковскому сектору. Также проанализирована динамика коэффициента налоговой нагрузки по налогу на прибыль [14].


2.2 Совершенствование налогообложения банковской деятельности

Как уже было отмечено, налоговая нагрузка на банковский сектор экономики по-прежнему остается достаточно высокой, поэтому необходимы меры по ее снижению, для повышению конкурентоспособности отечественных банков на мировом рынке банковских услуг, а также привлечения иностранных инвесторов в банковскую сферу [7].

Безусловно, меры по решению данной проблемы постоянно совершенствуются и реализуются. Так, с 1 января 2010 года была снижена с 24 до 12 процентов ставка налога на доходы от операций с акциями белорусских организаций, а также до 12 процентов была снижена ставка налога на дивиденды и приравненные к ним доходы, получаемые как физическими, так и юридическими лицами [11]. По налогу на прибыль:

  • отменено нормирование расходов на оплату труда, а также на рекламу, информационные, консультационные, маркетинговые услуги, содержание служебного легкового автомобильного транспорта;
  • плательщикам предоставлена возможность выбора сроков уплаты налога – ежеквартально или ежемесячно;
  • установлена возможность учитывать при налогообложении все отраженные в бухгалтерском учете затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), за исключением четкого состава расходов, которые не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль [14];

Указом Президента РФ от 9 марта 2010 г. № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения» предоставлено право местным Советам депутатов увеличивать (уменьшать) в 2010 году, но не более чем в два раза ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.

В соответствии с Указом Президента России от 23 сентября 2010 г. № 484 «О признании утратившим силу Указа Президента РФ от 5 февраля 1997 г. № 132» отменяется установленное этим документом право Правительства определять состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также порядок выплаты заработной платы юридическими лицами, основанными на государственной собственности [4].

Теперь основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), ранее утвержденные совместным решением соответствующих министерств, будут носить только рекомендательный характер. При этом организации смогут самостоятельно определять методологию формирования себестоимости продукции [2].

Таким образом, данный Указ принят в целях либерализации условий осуществления экономической деятельности, упрощения ведения бухгалтерского учета, а также сближения национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности. Т.е в соответствии с данным Указом банки вправе сами регулировать перечень затрат, включаемых в себестоимость банковских услуг, что является положительным моментом совершенствования налогового законодательства.