Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ российской системы налогообложения кредитных учреждений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Повышение налога дало ожидаемые результаты: налоговые сборы увеличились и к 1996 году доходы от федерального индивидуального подоходного дохода достигли 8,6% ВВП, вернувшись к уровню 1980 (8,8%), когда начиналось их скольжение вниз, инициированное “экономикой предложения” Рейгана.

Эволюцию, отличную по своей форме, но “созвучную” главной черте развития федерального подоходного налога проделали налоги и взносы по социальному страхованию. И существо дела заключается даже не в том, что после 3-х десятилетий интенсивного роста эти налоги приблизились к удельному весу федерального подоходного налога.

При этом некоторые штаты предоставляют банкам особые льготы по подоходному налогу, в других для банковских учреждений действуют специальные правила налогообложения. В нескольких штатах принята унитарная налоговая структура, т.е сделана попытка учесть совокупный доход, включая доход от зарубежных операций, что вызывает серьезные споры и критику. Капиталовложения национальных банков в штатах обычно исключены из налогообложения [12].

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что степень налогообложения в Европе выше, чем в США. так, удельный вес обязательных отчислений по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) в США составляет около 30 процентов, в Канаде - 31-34 процентов, во Франции, Австрии, Дании, Бельгии, Нидерландах, Швеции их доля превышает 40 процентов, а в Германии составляет 37-38 процентов [9].

Французы предпочитают косвенные налоги. Ставка НДС равна 18,6 процентов или 5,5 процентов, однако существует перечень услуг, которые не являются объектами налогообложения. Банки из двух налогов (НДС и подоходный) могут выбрать только один. Акционерные общества в отличие от других форм собственности уплачивают налог на прибыль. Во Франции филиалы несут полную ответственность, поэтому и прибыль облагается обычно отдельно по каждому филиалу акционерного общества. Консолидация разрешена только если головная фирма владеет 95 процентов акций филиалов [13].

В Великобритании налог на добавленную стоимость впервые был введен в апреле 1973 года. Первоначально ставка была равна 10 процентам, сейчас в этой стране существуют две ставки налога: стандартная - 15 процентов и льготная - 0 процентов. Через механизм делегирования законодательства Казначейства в определенных случаях вправе изменить ставку НДС на 25 процентов от существующей (то есть уменьшить до 11,25 процента или увеличить до 18, 75 процента) [5].

Главной целью, по мнению государственного секретаря Министерства финансов, профессора Х. Цитцельсбергом, является сокращение структурной и конъектурной безработицы. К 2009 году условия инвестирования станут в Германии вполне конкурентоспособны. Снижение налогов даст существенный экономический и финансово-психологический стимул для немецких и иностранных инвесторов. Определённые реформой долгосрочные ориентиры придадут финансовой политике государства надёжность. Согласно имеющимся расчётам, налоговые меры позволят ежегодно достигать дополнительного прироста темпов развития примерно на 1% [7].


Как видно, налоговый план оппозиции отличался от правительственного варианта некоторыми элементами. Прежде всего, упор делался на то, чтобы провести налоговую реформу в более сжатые сроки (по сути – не за 5 лет, а за 3 года). Второй важнейший аспект заключается в стремлении утвердить более решительное снижение максимальной ставки подоходного налога (до уровня не 45, а 35%). В области же корпоративного налога действия аппозиции была, однако, менее решительны: было предложено ограничить снижение ставки уровнем в 30% (в правительственном варианте – 25%).

Таким образом, Великобритания выручит $3,1 млрд, что, разумеется, не мало. Но не так уж и много, если учесть, что за последние 1,5 года страна отдала 2,2 трлн. долларов для поддержки финансовой системы Дж.Осборн разъяснил, какие активы будут подлежать обложению новым налогом, и отметил, что налоговый режим будет более либеральным для малых банков.

Германия планирует собрать за счет нововведения 1-1,2 млрд евро. Со следующего года во Франции также появится налог на банковскую деятельность. Бюджет страны 2011 года будет формироваться с учетом нового налога [19].

Вырученные средства призваны снизить риски тех крупных учреждений, что являются "too big to fail" — слишком большими, чтобы лопнуть. Значит, в первую очередь деньги пойдут на спасение крупнейших банков – с них и спрос. Merrill Lynch, один из лидеров мирового инвестиционного банкинга, подсчитал, что крупные британские банки Barclays и HSBC заплатят около $ 555 млн, шотладнский RBS - $540 млн, гонгконгский Standard Chartered - $135 млн. Ставки и другие условия налогообложения в каждой из стран могут отличаться из-за местных особенностей финансовой системы. Однако все они вступят в силу со следующего года. США - пока только обсуждают идею налога, не включая ее в пакет реформирования финансового регулирования. Администрация Барака Обамы предлагала ввести налог по ставке сравнительно большой - 0,15%. А те страны, чья экономика не пострадала во время кризиса, то есть Бразилия, Австралия, Канада, а также Россия – решили не трогать своих банкиров [13].

Таким образом, на основе приведённых примеров мы можем сделать вывод о том, что в различных странах существует своя практика проведения налоговой политики, как либерального характера, так и консервативного. В Германии мы можем наблюдать более консервативный подход, когда на протяжении достаточно продолжительного периода не происходит резких перемен в налоговой системе. США же в полной мере используют данный рычаг для оперативного регулирования экономики. При этом в каждой из стран есть моменты в налоговой политике ярко особенные[8].


Таким образом, современная экономическая ситуация вынуждает принятие соответствующих решений в области налогообложения для поддержания экономики страны, в том числе банковской системы. Решение правительств стран, представляющих три крупнейших экономики Европы, на дополнительное налогообложение банков, это попытка создания некого страхового фонда. Государства в случае возникновения крупных финансовых кризисов в будущем хотят делить ответственность за случившееся вместе с финансовым сектором, а не взваливать все риски, все издержки на себя. Создание специального фонда для ликвидации форс-мажорных ситуаций – это решение, продолжающее тенденцию по ужесточению регулирования за деятельностью финансовых институтов [7].

В данной главе рассмотрены понятие налога и его элементов, влияние налогов на финансовые результаты деятельности банков, а также особенности налогообложение банков зарубежных стран, таких как США, Франция, Германия [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что мнения ряда специалистов сходятся в пользу абсолютно раздельного ведения налогового и бухгалтерского учета, нами предлагается использовать метод корректировок, позволяющий обеспечить методологическое единство учета. Он снижает вероятность ошибок и облегчает процесс сверки учетных данных. Этот метод не противоречит положениям НК РФ. Как может показаться на первый взгляд. Поскольку он в итоге позволяет обеспечить отражение в налоговых регистрах всей суммы дохода (расхода), определяемой как сумма дохода (расхода) отраженная в соответствующем регистре бухгалтерского учета увеличенная (уменьшенная) на сумму корректировки, которая может быть отражена во вспомогательном регистре [9]. 

Российская Федерация сейчас находится на непростом этапе развития. Большинство аналитиков сходятся на мысли, что экономическая ситуация находится в стадии относительной стабилизации. Но всё же учёными была разработана широкая научная база, на основе которой в каждом отдельно взятом государстве может быть разработана своя особенная, эффективная налоговая политика. И мы можем это наблюдать на примере зарубежных стран и особенно развитых. На основе приведённых в работе Германии и США мы ещё раз убеждаемся, что в мире существует различная практика проведения налоговой политики, как либерального характера, так и консервативного. В Германии, например, мы можем наблюдать более консервативный подход, когда на протяжении достаточно продолжительного периода не происходит резких перемен в налоговой системе. США же в полной мере используют данный инструмент для оперативного регулирования экономики. При этом в каждой из стран есть моменты в налоговой политике ярко особенные. И нашей стране, безусловно, необходимо учитывать зарубежный опыт, в том числе и негативный.


По мнению западных экономистов, основные проблемы в налоговой сфере для развитых стран состоят в следующем:

- современные налоговые системы слишком сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов;

- личное подоходное обложение характеризуется несправедливым распределением налогового бремени: нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения;

- налогообложение заставляет компании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налоговым причинам.

Эти проблемы существуют и в России. Но кроме этого на основе исследованного материала можно назвать специфические недостатки нашей налоговой системы: высокий уровень налогов в ВВП; несовершенные пропорции налоговой системы и налоговых ставок, системы и налоговых ставок, системы и порядок предоставления льгот; отсутствие налогового стимулирования эффективного использования ресурсов и инвестиционной активности.

Наиболее подходящим вариантом, по мнению автора, являются предложения по совершенствованию налоговой политики, предлагаемые О.Л.Шулейко. Он предлагает снизить налоговую нагрузку в целом, и на предприятиях реального сектора экономики в частности, а выпадающие бюджетные доходы за счёт включения в бюджет доходов, распределяемых в настоящее время не через бюджет, за счет активации неналоговых источников, главным образом за счёт приватизации. В области совершенствования налогообложения недвижимости давать более объективную оценку налогооблагаемой базы налога исходя из рыночной стоимости объектов, что будет стимулировать их наиболее рациональное использование и исключить из налогообложения объекты, не попадающие под определение недвижимости – производственное оборудование, компьютеры и оргтехнику, транспортные средства и прочее. Так же думается, не будет лишним более детальный расчёт результатов проводимой налоговой политики и всяких нововведений, использование теории ренты, которая ориентируется на определение эффекта от использования ресурсов.

Совершенствование налоговой политики необходимо проводить одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексахина Р.А. Изменения налогового процесса в 2007 году / Р.А. Алексахина // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке.


2. Бойков О.В. Обзор судебной практики «Единый социальный налог» / 
2007. - № 4. – С. 1737. 

3.Борисов О.В. Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности банков /О. Борисов // Вопросы экономики. – 2005. - № 5.– С. 76-88. 

4. Булатов М.А. НДС и налог на прибыль: спорные вопросы и практика применения /М. А. Булатов //Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2008. - №6. – с.10

5. Бутыльков М.Л. Теоретические основы налогового регулирования банковской деятельности /М.Л. Бутыльков //Вестник финансового анализа. 2001. - №1. – с.11 

6. Бутыльков М.Н. Направления и методы воздействия государства на банковскую деятельность /М.Л. Бутыльков // Финансы и кредит. - 2002. - № 3. - С.16-19.

7. Виноградов В.С. Особенности расчета налога на прибыль по финансовым инструментам срочных сделок /В. Виноградова // Бухгалтерия и банки. - 2008. - N 9. - С. 8-11. 

8. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики / Л.И. Гончаренко. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 304 с. – ISBN 5-279-02985-8 

9. Глушкова Н.Б. Банковское дело. /Н.Б. Глушкова. - М.: Академический проект, 2008. – 432 с. – ISBN 5-8291-0514-4

10. Заявление. Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005 г. NN 983п-П13, 01-01/1617 \\\"О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года\\\" 

11. Кодексы. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. От 31.07.1998 №146-ФЗ (с изм. 30.12.2006). Часть вторая. От 5.08.2000 №117-ФЗ // Гарант 

12. Мурзин В. Е. Об обложении налогом на прибыль операций банков с иностранной валютой /В.Е, Мурзин // Налоговый вестник. - 2009. - N 7. - С. 110-113. 

13.Мурзин В.Е. Актуальные вопросы налогообложения прибыли кредитных организаций /В.Е. Мурзин //Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2008. - №11. – с.5 

14. Муравлева Т.В. Налогообложение банков. /Т.В. Муравлева - Система ГАРАНТ, 2005. - 157 с. – ISBN5-472-01212-0 

15. О перспективах развития банковской системы России. Статья от 7.10.2008 г// www. elib.org.ua 

16. Писцов Г.И. О налогообложении банков /Г.И. Писцов // Налоговый вестник. - 2008. - N5. - С.91-94. 

17. Романова М.В. Налог на добавленную стоимость / М.В. Романова //Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2009. - №12 . –с.11 

18. Романова М.В. Банковская деятельность: налоговый аспект. /М.В. Романова. - Москва, Издательская группа «БДЦ-пресс», 2004. - 304 с. – ISBN 5-93306-053-4 

19. Сапожков А.В. Реформа налога на добавленную стоимость /А.В. Сапожков // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2007. - №3. – с. 13-16 

20. Синникова Н.В. Одной из важнейших задач является повышение налоговой культуры налогоплательщиков /Н.В. Синникова //Российский налоговый курьер. - 2009. - № 22. – С. 21