Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ российской системы налогообложения кредитных учреждений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Всем известно, что в функционирующем механизме банковской системы основную роль, безусловно, выполняют коммерческие банки, т.к. они аккумулируют в стране основную долю кредитных ресурсов и предоставляют клиентам полный комплекс кредитно-финансового обслуживания [1].

Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. Каждое государство проходит на своём пути времена, как подъёма, так и упадка. И очень важно прейти к стадии подъёма, максимально смягчив и сократив стадию упадка. Государство - это колоссальное количество механизмов, и от того, как ими будут управлять, зависит многое.

Российская Федерация находиться на очень важном и в то же время очень сложном этапе развития. Очень важно в настоящий момент взять правильное направление развития национальной экономики. И так как налоговая политика является далеко не маловажной составляющей государственной политики, а во многом и основополагающей для государства, то именно эта отрасль государственной политики стала объектом изучения в данной работе. Ведь изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство может в известных пределах стимулировать или сдерживать экономическое развитие[6].

Целью данной работы является нахождение возможных путей совершенствования налоговой политики России. Для решения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть само понятия налоговой политики, показать на примере зарубежных стран практику проведения налоговой политики, выявить существующие недостатки в данном вопросе в России, отразить различные взгляды на реформы в области налогового законодательства.

Это предполагается сделать на основе изучения, как теоретических разработок, так и существующей практики [4]. При этом автор попытается рассмотреть взгляды, которые значительно различаются, а в чём-то и противоположны, для того, чтобы более полно увидеть проблемные моменты.

Для этого в работе используются материалы как отечественных, так и зарубежных учёных. Довольно глубоко этот вопрос характеризует Н.Е.Заец в своей книге «Теория налогов», где он отражает основные существующие понятия касаемо налоговой политики, а так же взаимосвязь налогов и экономики. К вопросу о налоговой политике обращается и Д.Г.Черник в книге «Налоги и налогообложение», где автор акцентирует своё внимание на историческом аспекте данного вопроса, а так же обращается к практике проведения налоговой политике в зарубежных странах. Вопрос о налоговой политике глубоко изучен в литературе, тем не менее, остаётся масса вопросов неоднозначного характера, и ввиду большого значения этой тематики налоговая политика исследуется в периодической литературе. В данной работе представлены публикации А.В.Неверова и И.П.Деревяго «Налоговая политика как средство реализации стратегии устойчивого развития», опубликованная в Экономическом Журнале, А.В.Шевчук «Инструменты налогового регулирования» представленная в журнале «Главный бухгалтер» и некоторые другие[4].


Цель данной курсовой работы заключается в анализе налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений на основе анализа действующей системы их налогообложения[8].

Исходя из установленной цели, мною поставлены следующие основные задачи:

- изучить развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях;

- изучить характеристику налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие банки;

Предметом исследования является система налогов, уплачиваемых коммерческими банками.

1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    1. Особенности налоговой системы РФ

Система государственных финансов возникла еще в эпоху Древней Руси. Сначала в качестве основного сбора выступала дань, затем ей на смену пришла бравшаяся с каждой трубы и печи с дымом подать. Во времена татаро-монгольского нашествия уровень обременения граждан достиг небывалого уровня, так как помимо решения государственных задач, требовалось отдавать значительные средства монгольским ханам. Нередко уплата происходила напрямую в натуральной форме представителям татаро-монгольской аристократии [8].

Большинство нововведений в систему государственных финансов внес Петр I. Именно в период его царствования появились новые виды обязательных платежей, включая подушевой налог и сбор на бороды. Значимым событием стало появление института прибыльшиков, которые уже тогда взяли на себя функции по администрированию и контролю за взиманием денег в казну. Это был момент создания фискальных органов, что в итоге привело к формированию целого отдельного института налоговых органов [11].

Дальнейшее усложнение налоговой системы произошло после отмены крепостничества в 1861 году. Так в качестве базы для обложения сборами стали служить: земли и поступления от использования недвижимости.

Затем впервые появились акцизы на алкоголь, табак, а также начали собираться таможенные платежи. Вся дальнейшая система начала двигаться в сторону усложнения [6].

В послереволюционный период, а именно после 1921 года, под лозунгами новой экономической политики были фактически возвращены все налоги, существовавшие при царе. Установлен дополнительный сбор с зажиточных хозяйств [9]. На протяжении 1930–1932 годов были отменены акцизы, а большинство организаций начали уплачивать налоги с выручки и прибыли. Уже тогда стали просматриваться основные направления будущего развития налоговой политики.


Вторая мировая война потребовала огромной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, общая милитаризация экономики — использования дополнительных видов фискальных платежей. В частности, впервые появились сборы: с неженатых мужчин и граждан, не имеющих семей [10].

Цели при этом преследовались вполне понятные: увеличить уровень рождаемости и решить демографическую проблему в перспективе. В сущности, поставленные задачи, как известно, в итоге были решены. Немаловажен тот факт, что платеж с неженатых мужчин взимался вплоть до 1990 года и только потом отменен [12].

К современному виду структура налоговой системы РФ начала приходить только после событий 1990 года. Начало процессу ее становления было положено изданием закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991 № 2118-I. Большинство обязательных платежей, которые сейчас стали нормой в работе бухгалтера, были впервые введены именно тогда:

- НДС;

- подоходный налог;

- акцизы и др.

В дальнейшем порядок их взимания совершенствовался, но первые основные принципы начисления и уплаты закладывались еще тогда [2].

Позднее появился Налоговый кодекс РФ:

- первая его часть, по большей части посвященная налоговому администрированию, правам и обязанностям плательщиков и проверяющих, — в 1998 году;

- вторая часть, в которой содержались определения налогов, порядок расчета базы для них, сроки и периодичность уплаты, — в 2000 году.

В последующие годы НК РФ неоднократно изменялся и дополнялся, некоторые элементы становились сложнее, а некоторые, напротив, упрощались. Теперь это главный законодательный акт, лежащий в основе налоговой системы РФ. Он регулирует практически все вопросы по взаимодействию между налоговыми органами и налогоплательщиками, включая:

- ставки;

- сроки;

- методы отчетности;

- периоды уплаты налогов.

Органы налогового контроля также имеют свою новую историю:

В 1990 году была образована Государственная налоговая инспекция, позднее ставшая Государственной налоговой службой [4].

В ходе написания данной главы было выявлено, что министерство по налогам и сборам появилось на свет в 1998 году, но просуществовало только до 2004 года. В дальнейшем его полномочия были переданы Минфину России. В тот же период была учреждена Федеральная налоговая служба в том виде, в котором она работает и в настоящий момент [7]. Именно она и стала основным надзорным органом, контролирующим исполнение налогоплательщиками своих обязанностей.


1.2 Понятие налоговой системы России на современном этапе

Налоговая система РФ — комплекс взаимоотношений между фискальными органами и налогоплательщиками в области всех существующих налогов и сборов [9]. На рисунке 1 отражены, объекты налоговой системы.

Рисунок 1 – Объекты налоговой системы

Структура налоговой системы имеет 3-ярусную конструкцию, которая отражена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура налоговой системы

Каждый обязательный платеж предназначен для наполнения бюджета определенного уровня [13]. Существует перечень налогов, имеющих единый процент на всей территории России, взимаемых с базы и полностью зачисляемых в федеральный бюджет:

- налог на доходы физлиц;

- налог с прибыли;

- НДС;

- акцизы;

- водный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- государственная пошлина.

Сюда же стоит относить и специальные налоговые режимы:

  1. единый налог на вмененный доход;
  2. единый сельхозналог;
  3. упрощенную систему налогообложения;

4.систему патентов.

Налоги регионального уровня хотя и находят свое отражение в кодексе, по большей части регулируются местными властями [15]. НК РФ закрепляет только наиболее общие параметры и границы, в пределах которых органам управления субъектов РФ дано право их регулировать.

Приведем пример, например, в регионе могут самостоятельно определять процент сбора, но он не должен превышать максимальный уровень, указанный в кодексе. К примеру, конкретные условия применения транспортного налога, налога на игорный бизнес и имущество утверждаются местными властными структурами путем издания соответствующих законов и постановлений [17]. Также администрации регионов могут утверждать изменения в специальных налоговых режимах, но строго в пределах полномочий, установленных в кодексе.

В основе формирования налоговой политике лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

На мой взгляд, если до недавнего времени считалось, что высокий уровень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц.


Местные налоги, как и остальные элементы налоговой системы РФ, закреплены в НК РФ. Местные власти также изменяют их основные параметры по своему усмотрению, но в рамках границ кодекса. К ним относятся налоги: на землю; имущество физических лиц; торговый сбор [20].

В состав налоговой системы России на данный момент входит следующее количество налогов различных уровней:

- 14 федеральных;

- 3 региональных;

- 3 местных.

В отдельную группу можно выделить спецрежимы, которых ровно 5.

Налоги по методу их начисления делят на прямые и косвенные. Первые получаются путем умножения базы на процент, вторые сразу включаются в цену товара, работы или услуги [21].

При рассмотрении косвенного варианта взимания налог уплачивает приобретатель товара, а тот, кто его реализует, выступает для государства посредником. Косвенных налогов всего два: НДС; акцизы.

    1. Особенности налогообложения банков и кредитных учреждений

Банки и кредитные учреждения являются плательщиками следующих налогов и сборов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, также могут быть плательщиками налога на имущества, государственной пошлины, транспортного налога и налога на землю [16].

Особенности расчета некоторых налогов для кредитных учреждений в налоговом кодексе регламентируются отдельными статьями, это связанно в первую очередь с их спецификой деятельности, с учетом специфики его структуры, в том числе региональной, видов осуществляемых операций и сделок и т.п.

Далее в данной главе, рассмотрим особенности начисления и уплаты налога на прибыль [19].

Банк признается налогоплательщиком налога на прибыль по прибыли, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль в соответствии со ст. 247 НК РФ признается прибыль, полученная банком в течение отчетного (налогового) периода [15].

Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ.

Методом признания доходов и расходов в целях налогообложения налогом на прибыль для банков является метод начисления [19].

Налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению, в целом по банку.