Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ российской системы налогообложения кредитных учреждений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На 2016 год была запланирована не только отмена сбора на развитие территорий, но и предполагается отмена налога на услуги. Кроме того, из экологического налога исключается ряд платежей. По налогу на добавленную стоимость предлагается отменить критерий для перехода на квартальную отчетность [20]. По налогу на прибыль в проект изменений в Налоговый кодекс включена возможность предоставления декларации один раз в год с ежеквартальной уплатой налога.

Также рассматривается возможность с учетом исполнения бюджета и складывающейся экономической ситуации снижения ставок налога на прибыль и налога на добавленную стоимость [26].

Необходимо отметить, что теоретически снижение уровня налоговых изъятий повысит привлекательность кредитных операций для банков, а рост прибыли расширит их ресурсную базу [18].

В общем виде данную зависимость можно представить следующим образом:

Д ко = (1- К нко)* (1)

где Дко – доходность кредитных операций с учетом налогообложения,

Кнко – общий коэффициент налоговой нагрузки на кредитные операции по основным налогам,

КЗ – средняя величина кредитной задолженности.

Очевидно, чем меньше значение коэффициента налоговой нагрузки, тем выше эффективность кредитных операций. Если кредитные операции будут освобождены от налогообложения (при Кнко = 0), то их доходность возрастет в 1 / (1 – Кнко) раза. В качестве иллюстрации приведем расчет по налогу на прибыль. Например, при действующей ставке налога на прибыль в 24 % доходность кредитных операций может повыситься на 1/(1-0,24) = 1,3158 или на 31,58%.

Рассмотрим влияние налоговой нагрузки на эффективность кредитных операций банка, структурировав их по срокам кредитования [14]. При определении эффективности воспользуемся традиционными показателями, такими как доходность и прибыльность кредитных операций.

Расчет доходности для краткосрочных кредитных операций можно осуществлять путем прямого учета фактора налогообложения по следующей формуле:

К дох = (2)

Данный коэффициент является универсальным показателем, который характеризует эффективность вложений в кредитные операции и показывает, сколько банк получает доходов с каждого рубля , вложенного именно в кредитные операции с учетом фактора уровня налогообложения. Показатель дает возможность провести сравнительный анализ эффективности кредитных операций и оптимизировать направления использования банковских ресурсов [9].

Расчет прибыльности краткосрочного кредитования можно провести с использованием формулы:


К приб = (1- К нпр ) (3)

где К нпр – коэффициент налоговой нагрузки по налогу на прибыль.

Данный коэффициент показывает прибыль по кредитным операциям на каждый рубль кредитных вложений. Рост показателя прибыльности более высокими темпами по сравнению с ростом показателя доходности кредитных операций свидетельствует о повышении эффективности кредитных вложений [11].

В случае долгосрочного кредитования имеет смысл получаемые процентные доходы и прибыль банка по кредитным операциям продисконтировать с использованием налогового корректора, включая его в ставку дисконтирования, в качестве которой принимается средневзвешенная цена ресурсов, используемых в целях долгосрочного кредитования (WACC – weighted average cost of capital) [9]. Причем в этом случае в качестве коэффициента налоговой нагрузки правомерно использовать только налоговую нагрузку по прибыли:

К дох долг = (4)

где WACCнко – средневзвешенная цена ресурсов банка, привлекаемых для кредитования с учетом налогового корректора по основным налогам,

t – период поступления процентных доходов.

WACC НКО = (5)

где k заем i – цена заемных ресурсов из i-го источника, используемых для кредитования (заимствования средств на межбанковском рынке, кредиты рефинансирования центрального банка, эмиссия собственных долговых ценных бумаг);

d заем i – доля i-го источника заемных ресурсов в общей сумме ресурсов, используемых для кредитования;

К нко – налоговая нагрузка по основным налогам;

k привл.i – цена привлеченных ресурсов из i-го источника, используемых для кредитования (средства клиентов, размещаемые на депозитных, текущих и приравненных к ним счетам);

d привлi – доля привлеченных средств в общей сумме ресурсов, используемых для кредитов;

k собств i – цена собственных ресурсов из i-го источника, используемых в целях кредитования (средства собственников, нераспределенная прибыль банка и т.п.);

d собств i – доля i-го источника собственных ресурсов, используемых для кредитования, включая сумму обязательных резервов по кредитам [8].

Данная методика расчета средневзвешенной стоимости ресурсов включает корректирующий коэффициент, учитывающий влияние налоговой нагрузки на стоимость заемных средств банка [15].

Аналогично будет выглядеть методика расчета прибыльности долгосрочных кредитных операций:

К приб долг = (6)

где WACCнпр – средневзвешенная цена ресурсов банка, привлекаемых для кредитования с учетом налогового корректора по налогу на прибыль,


t – период поступления прибыли от долгосрочных вложений.

Доходность и прибыльность кредитных операций являются видимыми и открытыми показателями, однако различные налоговые факторы могут свести первоначальные значения практически к нулю или привести к убыткам [17]. Поэтому при разработке банком новых кредитных схем эти показатели должны учитываться с поправками на влияние налогового корректора.

В данной главе рассмотрены основные проблемы налогообложения банковской деятельности, таких как высокая налоговая нагрузка на банковский сектор, несовершенство законодательства в данной сфере, а также рассмотрены направления его совершенствования [22].

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ

В развитых странах сложилась устойчивая с точки зрения принципов и подходов налоговая политика, поэтому большинство развивающихся стран ориентируются на опыт Европы и США. Обратимся к опыту зарубежных стран в проведении налоговой политики [6].

Доминирующая в настоящее время в мировой практике модель построения налоговых систем не предполагает специального режима обложения финансовых институтов [8].

В налогообложении за рубежом большое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. Одним из видов налогового стимулирования является законодательное разрешение оказания таких видов услуг, которые позволяют инвесторам сокращать свои личные подоходные налоги. Применение подобных правил о подоходном налогообложении в отношении финансовых институтов обычно не унифицировано [13]. Финансовые институты могут предлагать некоторые виды финансовых продуктов, доход по которым полностью освобожден от налогообложения, тогда как в других случаях уплата налога на инвестиционный доход только откладывается. Они также имеют возможность предлагать депозиты или облигации, процентный доход по которым освобожден от налогообложения. Финансовые институты вправе предлагать пенсионные сберегательные счета, уплата налога на доход по которым откладывается до его закрытия после ухода на пенсию (аналогично по полисам страхования жизни) [9].

Для современной практики налогообложения коммерческих банков в развитых странах мира характерны следующие особенности:

  • низкая удельная доля налогов в доходах бюджета, уплачиваемых предприятиями (в т.ч. банками);
  • применение единого налога на прибыль для предприятий и банков;
  • полное или частичное освобождение от обложения подоходным налогом и налогом на прибыль процентов по займам, полученным физическими и юридическими лицами [21].

Традиционно корпорационный налог и прочие налоги на прибыль компаний, включающие все виды обложения прибыли компаний на центральном и местном уровнях и основанные на изъятии по определенным ставкам чистой облагаемой прибыли, рассматриваются как основная форма налогового изъятия [10].

Рассмотрим налогообложение банков различных стан.

Видный российский экономист И.И.Янжул в начале ХХ в. отметил особую роль налогов в жизни человеческого общества. В частности, он писал: «Французская революция 1789 года одной из важнейших причин своего возникновения имела непомерное отягощение народа различными поборами в пользу фиска; в корне войны между Англией и её североамериканскими колониями, имевшей своим результатом полное отделение последних, лежало также неудовольствие по вопросу о праве и размерах обложения».

Впрочем, избавиться от высоких налогов после создания собственного независимого государства американцам не удалось. Один из руководителей борьбы за независимость и авторов Декларации независимости США Бенджамин Франклин (1706-1790) высказался, что в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов.

Налоговая система США развивается и совершенствуется уже более 200 лет и способствует развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным – обеспечить доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоги выступают здесь в качестве инструментов регулирования развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Доходную часть федерального бюджета США определяют пять основных источников. Это подоходный налог с физических лиц, удельный вес которого в доходах обычно превышает 45%. Далее идут отчисления в фонды социального страхования – 36-37%. Налог на прибыль корпораций составляет только 8-10%, акцизы – 4-5% и таможенные пошлины – примерно 1%. На долю федерального бюджета приходится примерно 70% доходов и расходов[8].

Весьма интересен опыт проведения налоговой политики во времена управления страной Б.Клинтоном.

Клинтон и его советники существенно изменили “основное течение налоговой политики” на базе финансовой концепции своей партии, которая защищает прогрессивность системы индивидуального подоходного дохода и её эгалитарные принципы (как подчеркивал Б. Клинтон, фактически налог был повышен всего для 1,2% налогоплательщиков с наивысшими доходами). Так президент добился повышения целого ряда налогов.


Прежде всего изменения касаются индивидуального подоходного налога, налоговая шкала была повышена с установлением новой верхней базисной ставки - 39,6% (для семейных пар, подающих совместную налоговую декларацию).

При расчете налогооблагаемой прибыли банков из нее исключаются проценты, получаемые по правительственным облигациям, хотя и не в полной сумме, а по определенной норме. Доходы от государственных облигаций, выпущенных правительством США до 4 августа 1998 года, исключаются банками в размере 20 процентов, а после указанной даты - 10 процентов [9].

Важный феномен американской политической жизни новейшего времени – мощные союзы налогоплательщиков, которые также достаточно активно действуют как по всей территории США, так и непосредственно в вашингтонских коридорах власти.

Главной задачей амортизационных отчислений является обеспечение полной замены капитальных активов по истечении срока их жизни, рассчитанного с учетом физического и морального износа. Кроме амортизационных отчислений в издержки включаются вычеты на создание целого ряда резервов и фондов: на обесценение запасов, на сомнительных должников, на будущие убытки и т.д., всего более 15-25 видов вычетов [16].

Следует отметить, что наиболее широкое применение резервные фонды получили в Германии. Резервные фонды в Германии создаются с целью компенсации возможных убытков и потерь, связанных с изменением экономической ситуации. касается отчислений на случай возникновения непредвиденных финансовых обязательств, убытков и т.п., а также отчислений в пенсионные фонды, которые находятся в долгосрочном пользовании компаний и фактически представляют долгосрочное вложение резервного капитала. Рост отчислений в резервные фонды ведет к уменьшению размеров облагаемой прибыли [18].

В случае появления операционных убытков большинство стран предоставляет возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль как за последующие периоды, так и за предшествующие. Например, в США после реформы 1986 г. операционные убытки могут быть распределены на три предшествующие года и пятнадцать последующих. В отношении косвенных налогов для большинства стран характерно освобождение от налогообложения банковских, страховых и финансовых услуг [11].

Важный момент налогообложения американских банков - альтернативный минимальный налог, введенный в 1986 году. Он взимается в размере 20 процентов к сумме, состоящей из двух компонентов обычного облагаемого дохода, увеличенного на сумму налоговых льгот и половины суммы превышения дохода над облагаемым доходом с учетом налоговых льгот. При этом, если сумма альтернативного налога выше суммы обычного налога, то взимается большая сумма. При определении минимального альтернативного налога операционные убытки исключаются только на 90% обязательств. Операционные убытки должны быть уменьшены на сумму налоговых льгот, когда возникли убытки [19].