Файл: Роль мотивации в поведении организации (Место мотивации и стимулирования труда в системе управления трудом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- положительной оценки работника через периодическую печать;

- присвоения почетных званий, вручения в торжественной обстановке Почетной грамоты, Благодарственного письма.

- занесения фотографии на Доску Почета.

Положительная оценка труда через периодическую печать производится редакцией газеты на основании руководителя подразделения , в котором работает работник. Руководитель работника в служебной записке на имя главного редактора газеты обращается с просьбой о моральном поощрении работника путем помещения в газете статьи, поздравления к юбилейной дате и т.п. Проект статьи или характеристика работника, представленная в редакцию, редактируется корреспондентом газеты, окончательная редакция помещается в выпуске номера газеты. Порядок осуществления морального стимулирования путем присвоения почетных званий, вручения в торжественной обстановке Почетной грамоты.

Характеристика мотивации поведения, направленного на удовлетворение потребности :

В уважении: Восхищаться работником и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних людей. Иметь пример для подражания. Подчиняться обычаю.

В доминировании: Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других внушением, соблазном, убеждением, указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать.

В поддержке: Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого человека. Быть тем, кого опекают, поддерживают, окружают заботой, защищают. Любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну. Всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку.

В аффилиации : Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его), доставлять удовольствие объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе.

Потребность: Характеристика мотивации поведения, направленного на удовлетворение потребности.

В понимании: Ставить вопросы или отвечать на них. Интересоваться теорией. Размышлять. Формулировать, анализировать, обобщать.

В эксгибиции: Производить впечатление. Быть увиденным и услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять.

В автономии: Освобождаться от уз и ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать. Пренебрегать условностями.


В агрессии: Силой преодолевать противостояние. Нападать, оскорблять, демонстрировать враждебность. Сражаться. Мстить за обиды. Противостоять насилием или наказывать.

В противодействии: В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения поражения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой.

В защите: Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения.

В избегании ущерба: Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать для этого предупредительные меры.

В избегании позора: Избегать унижения. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение, насмешка, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи .

В опеке: Проявлять сочувствие и помогать беззащитным ,в удовлетворении их потребностей — ребенку или кому-то, кто слаб, обессилен, устал, неопытен, немощен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, защищать, опекать, лечить.

В порядке: Приводить все в порядок, добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности.

В игре: Действовать «забавы ради» — без иных целей. Смеяться, шутить. Искать расслабления после стресса в удовольствиях. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.

Основные в области нематериального стимулирования персонала являются моральные стимулы. Организационные стимулы и поощрения свободным временем. Приоритет выбора направлений нефинансовых стимулов в практике работы персонала зависит, в какой ситуации и с какой целью они используются, и в какой степени цели органов управления соответствуют интересам работников.

Моральное стимулирование трудовой деятельности является регулирование поведения работников на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание, повышение престижа работника.

Стимулирование такого рода приводит в движение мотивации, основанные на реализацию необходимостью признать и быть признанным. Суть регулирования заключается в передаче и распространению информации о результатах работы, достижениях и достоинствах работника к команде или организации в целом.

Методы морального стимулирования персонала :

Систематическое информирование персонала:

Расширенные совещания:


- собрания трудового коллектива;

- презентации успешных проектов;

- организованный внутренний пиар;

- целенаправленная идеологическая работа;

- локальные корпоративные СМИ (газета, журнал, сайт, локальная информационная сеть);

- фирменный стиль (деловые принадлежности с фирменной символикой, фирменная одежда) и пр.

Организации корпоративных мероприятий:

-профессиональные конкурсы;

-мастер-классы;

-трудовые соревнования;

-корпоративные праздники;

-событийные мероприятия;

-мероприятия тимбилдинга (командообразования) и др.

Официальное признание заслуг:

-представление к государственным, профессиональным и общественным наградам; почетными грамотами . Пример :

Почетной грамотой награждаются штатные работники за высокие показатели в работе, инициативность, многолетнюю добросовестную и безупречную работу, образцовое выполнение трудовых обязанностей, иные достижения в труде и активное участие в общественной жизни.

Награждение Почетной грамотой приурочивается к общегосударственным и профессиональным праздниками, а также к значительным событиям в жизни предприятия, юбилеям работников и другим важным событиям. Награжденным Почетной грамотой работникам выплачивается денежное вознаграждение.

-награждение заслуженных сотрудников, дипломами, корпоративными наградами, ценными подарками. Путевками, денежными суммами (статусными премиями); упоминание на совещаниях, публичных мероприятиях; доска почета.

4. Основными критериями оценки работы при выдвижении трудовыми коллективами кандидатур для занесения на Доску почета являются:

1) для руководителей

- деловые качества, государственный подход к решению производственных задач;

- стабильное выполнение плановых заданий подразделением;

- обеспечение высокого качества выпускаемой продукции (отсутствие рекламаций потребителей);

- высокая трудовая дисциплина подчиненного персонала (процент нарушителей к численности подразделения);

- отсутствие несчастных случаев на производстве, высокая культура производства;

- высокие моральные качества руководителя, наличие организаторских способностей, инициативность, активность, участие в рационализаторской работе;

2) для специалистов, служащих:

- деловые качества, уровень специальных знаний, опыт практической работы, самостоятельность выполнения работы, повышение квалификации;

- наличие поощрений за добросовестный труд (благодарности, грамоты и др. награды);


- моральные качества, общественная активность, отношение к труду, организованность, целеустремленность, инициативность, участие в рационализаторской работе, дисциплинированность;

3) для рабочих

- работники, постоянно выполняющие и перевыполняющие нормы выработки, овладевшие смежными профессиями, не имеющие замечаний по ведению технологического процесса в течение трех лет.

Кроме того, обязательным условием занесения на Доску почета является отсутствие у кандидатур в течение 12 месяцев, предшествующих выдвижению, случаев нарушения трудовой и общественной дисциплины, в том числе:

- отсутствие случаев нарушения правил техники безопасности (для рабочих);

- отсутствие случаев травматизма в подразделении (для руководителей структурных подразделений).

Регулирование взаимоотношений в коллективе :

-использование демократического стиля руководства;

-научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;

-комплектование первичных подразделений с учетом фактора психологической совместимости;

-применение социально-психологических методов,

-способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

По существу, все эти методы морального поощрения имеют информационный характер информационных процессов, в которых источником информации о достоинствах рабочих является субъект управления и приемником информации о достоинствах рабочих - объект стимулов (сотрудник, группа, команда, организация). Канал связи является средством передачи информации (визуальное, вербальное).

Моральные стимулы должны создать позитивную мотивацию для создания позитивного настроения, благоприятное отношение к работе, команде, организации, а также повысить значимость работы в человеческой жизни и ценности организации.

Организационные (занятости) стимулов является регулирование поведения работника на основе изменения чувства удовлетворенности работой. Удовлетворение от работы в качестве ценностного и эмоционального отношения индивида или коллектива от выполняемой работы и условий ее потока формируется за счет соотношения частных удовлетворенности определенных аспектов трудовой жизни: удовлетворение организации, содержания и продуктивной работы, достойные человека условия труда, удовлетворенность качеством трудовой жизни, труда, отношений в коллективе и т.д.

Особое значение в этом контексте приобретает содержание работы как комплекс характеристик труда (профессиональной) деятельности, отражающих разнообразие рабочих функций и операций, которые выполняются в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность может заинтриговать человека неизвестного, тайну конечного результата (например, в результате опыта для ученого или исследования к геологу) или сложность решаемой задачи, которая, кажется, бросает вызов самолюбию человека (" Я могу или не могу сделать? "). Профессионально мотивированный человек чувствует удовольствие, не только трудной задачей, но траты усилий на технологические решения, в поиске наиболее продуктивного варианта. Работа в этом случае осуществляется ради его самого, а не только средством достижения внешних целей.


Зная, что получит удовольствие от процесса и результата работы (задачи), человек предполагает возможность такого удовольствия в будущем, это будет мотивировать его, чтобы выполнить эту работу снова. Сотрудник ожидает вознаграждение в виде интенсивных положительных эмоций, радости и удовольствия от работы в качестве интересной деятельности, а его трудовой энтузиазм проявляется в чувстве полного (психического и физического) участия в деятельности полного внимания, мысли и чувства по вопросу. Человек знает, как действовать в одно время или другую работу, потому что ясно осознал цель своей деятельности и не боится возможных ошибок и неудач.

Включенный в список таблицы методы организационных стимулов, это стимулы , которые направленны на изменение чувства удовлетворенности сотрудников своей работой в организации. Особенностью труда в качестве основы человеческой жизни заключается в том, что удовлетворение от работы во многом определяет удовлетворенность жизнью и является интегральным показателем социального благополучия человека. Замена человеческой машины на рутину, низко интеллектуальные операции, обогащение и расширение работы, содействие профессиональных и должностных уровней сотрудников, с участием в управлении их работой и организации, работодатель формирует более развитую и социально устойчивую личность работника XXI век.

Одной из актуальных проблем современного рабочего человека является полное отсутствие свободного времени. Активное развитие экономики, конкуренция на рынке труда во многих профессий. Рост информационных потоков - все эти объективные факторы увеличивают ценность таких стимулов, как "свободное время", и вынуждены искать способы компенсации рабочего времени, чтобы искать себе резервы - для развития, развития новейших технологий, профессиональных и личностного роста, для семьи, для друзей, хобби, отдых, спорт. Таким образом, очевидно, актуальность использования такого важного стимула, как свободное время, в системе управления мотивации и стимулирования персонала организации.

Стимулирование свободным временем, это регулирование поведения работников на основе изменений во время его работы. Суть стимулов заключается в предоставлении работнику реальную возможность осуществлять свои профессиональные интересы без ущерба для личной жизни, семьи, здоровья и отдыха. Рост материального благосостояния общества, уровень развития мировой науки, культуры, искусства, информационных технологий отвечает за расширение круга интересов современного человека, рабочих не занятых вне плоскости профессиональной занятости. Многим работникам сегодня нужно свободное время, чтобы воспользоваться всем, что дает им жизнь в современном высокоразвитом обществе, чтобы сбалансировать работу и личную жизнь без ущерба для последнего, и т.д.