Файл: Роль мотивации в поведении организации (Анализ материального стимулирования на РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты морального и материального стимулирования на предприятии
1.1 Понятие и сущность морального и материального стимулирования
1.2 Основные методы морального и материального стимулирования
2 Анализ материального стимулирования на РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест»
2.1 Общая характеристика РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест»
2.2 Анализ системы морального и материального стимулирования на РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест»
3.2 Экономическая эффективность внедрения системы материального стимулирования
Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности вызваны физиологией человека, и они, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, которые обеспечивают существование человека как биологического вида. Вторичные потребности по природе своей психологические. Они намного разнообразнее первичных, во многом зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти или потребность в принадлежности кому или чему-либо [8].
Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Люди стремятся повторять то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Упрощенная модель мотивации через потребности изображена на рисунке 1.2.
Полное удовлетворение
Частичное удовлетворение
Отсутствие удовлетворения
Потребности
Побуждения или мотивы
Поведение (действия)
Результат (цель)
Рисунок 1.2 – Модель мотивации через потребности
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые бы позволили людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством определенного типа поведения, приводящего к достижению целей организации.
Вознаграждение служит для побуждения людей к эффективной деятельности. Вознаграждение - это все, что работник считает ценным для себя.
Можно выделить следующие методы мотивации трудовой деятельности (рисунок 1.3).
Методы мотивации трудовой деятельности
Организационно-административные
Экономические
Социально-психологические
Применение положений Трудового кодекса РБ
Издание приказов, распоряжений, инструктивно-нормативных документов
Аттестация работников
Наблюдение за соблюдением правил внутреннего распорядка
Составление должностных инструкций
Премирование
Участие в прибыли
Бонусы
Комиссионные с продаж
Надбавки
Единовременные выплаты
Моральное стимулирование
Участие в управлении
Формальное и неформальное общение
Профессиональный рост и карьера
Социальное развитие коллектива
Формирование корпоративного духа
Эстетика условий труда
Рисунок 1.3 – Методы мотивации трудовой деятельности
На предприятиях, где оплата труда не достигает высокого уровня, наиболее применимы административные и социально-психологические методы управления персоналом. Это в большей степени государственные предприятия. В организациях, где материальное стимулирование играет основную роль, применяются экономические методы мотивации, однако нельзя забывать и о социально-психологических методах воздействия. Должен применяться комплексно-целевой подход.
2 Анализ материального стимулирования на РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест»
2.1 Общая характеристика РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест»
Телерадиокомпания «Брест» известна в медиа-пространстве региона уже более сорока лет.
Сегодня телерадиокомпания «Брест» - признанный лидер на рынке электронных СМИ Брестской области. Самоотверженный труд настоящих профессионалов своего дела, рука об руку создающих качественный радио- и телевизионный продукт – самая лучшая гарантия того, что так будет и дальше.
Телерадиокомпания «Брест» – это крупнейший вещатель в Брестском регионе, осуществляющий производство и трансляцию собственных теле- и радиопрограмм, а также ретрансляцию ряда республиканских и зарубежных телеканалов. Телерадиокомпания «Брест» является региональным структурным подразделением Национальной государственной телерадиокомпании – крупнейшего телерадиовещателя в Республике Беларусь.
Организационная структура представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура
Организационная структура управления в РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест» построена по линейно-функциональному принципу, когда линейные руководители принимают решения, а функциональные руководители готовят варианты решений, анализируют последствия этих решений, консультируют, рекомендуют. Окончательное решение линейных руководителей приобретают форму приказа, устного или письменного распоряжения, которые обязательны к исполнению всеми подчиненными.
Преимущества данного типа организационной структуры РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест» заключаются:
– в возможности получения высокой степени профессиональной специализации сотрудников;
– в точности определения места и необходимости в ресурсах;
– способствует стандартизации, формализации и программированию процесса;
В качестве недостатков можно отметить:
– трудности горизонтального согласования;
– замедленность реагирования на изменения.
Основные финансовые показатели производственной деятельности предприятия за 2014-2015 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные финансовые показатели производственной деятельности предприятия за 2014-2015 гг.
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млнруб. |
10462 |
13219 |
2757 |
126,35 |
Окончание таблицы 2.1
Себестоимость реализованной продукции, млн руб. |
5951 |
9359 |
3408 |
157,27 |
Прибыль от реализации, млн руб. |
1945 |
434 |
-1511 |
22,31 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
32,68 |
4,64 |
-28,05 |
14,19 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
108 |
103 |
-5 |
95,37 |
Прибыль до налогообложения |
2531 |
474 |
-2057 |
18,73 |
Чистая прибыль, млн руб. |
1952 |
175 |
-1777 |
8,97 |
Выручка организации от реализации продукции, работ, услуг находится в положительной динамике и увеличилась на 26,35 п.п. Себестоимость реализованной продукции за исследуемый период также увеличилась на 57,28 п.п. Снижение прибыли от реализации связано со снижением объемов реализации.
2.2 Анализ системы морального и материального стимулирования на РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Брест»
Целью премирования является достижение единства интересов всех категорий работников в обеспечении высоких конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом на основе учета и поощрения трудового вклада каждого подразделения и отдельных работников.
Не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем, директор предприятия (далее - директор) издает приказ о премировании. Премии не начисляются за периоды, не относящиеся к фактически отработанному времени (периоды временной нетрудоспособности, время нахождения в отгулах, в трудовом или социальном отпуске и т.п.)
Выплата премий производится в месяце, следующим за отчетным, одновременно с выплатой заработной платы за отчетный месяц.
После утверждения директором предприятия премиального фонда руководители структурных подразделений определяют размер премии каждому штатному работнику и предоставляют данные в бухгалтерию не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
При невыполнении плановых показателей премия за результаты финансово-хозяйственной деятельности не выплачивается.
Основные показатели и условия премирования:
- выполнение плана реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении;
- выполнение плана по прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения;
- выполнение плана по рентабельности продукции;
- отсутствие задолженности по заработной плате, платежам в бюджет;
- соблюдение требований государственных стандартов, технических условий и технологических процессов;
- соблюдение трудовой дисциплины.
Премии начисляются коллективу структурного подразделения (участка, отдела). Размер премии конкретному работнику устанавливается с учетом его трудового вклада в общие результаты работы (участка, отдела) и максимальными размерами не ограничивается.
Оценку выполнения показателей премирования руководителей, специалистов и других работников следует осуществлять нарастающим итогом с начала года.
В качестве параметров оценки личного трудового вклада учитываются следующие показатели: объем выполненных работ по данной функции управления, их напряженность и качество, уровень организации труда, производственную и творческую активность, исполнительскую и трудовую дисциплину и др.
Общий размер премии отдельному работнику может быть увеличен по решению директора предприятия по представлению руководителя структурного подразделения с учетом его вклада в выполнение установленных показателей
При организации премирования работников радио и телевидения используются следующие дополнительные показатели и условия:
- балансовая прибыль, полученная по результатам деятельности данного подразделения (по данным бухгалтерского учета). Премия выплачивается в размере до 10% от прибыли, полученной по результатам работы данного подразделения за активное содействие в привлечении доходов;
- выполнение планируемых объемов собственного теле- и радиовещания;
- соблюдение технологических норм при подготовке передач;
- создание актуальных, общественно (социально) значимых, имеющих высокий идейно-художественный уровень теле- и радиопрограмм.
- разработка концепций, способствующих пропаганде и государственной идеологии, развитию духовного и исторического наследия.
Премирование работников аппаратно-студийного комплекса.
Дополнительные показатели и условия премирования:
- координация работы структурных подразделений по техническим вопросам производства телевизионных и радиопрограмм;
- осуществление единой технической и технологической политики в структурных подразделениях, осуществление контроля выполнения действующих стандартов и нормативов в телевидении и радиовещании;
- разработка, реализация планов оснащения, модернизации технической базы;
- проведение анализа загрузки технических средств телевидения и радиовещания;
- контроль по движению драгметаллов в структурных подразделениях.
Премирование директора осуществляется в соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей организаций Белтелерадиокомпании, утвержденным приказом Председателя Белтелерадиокомпании.
Дополнительными показателями премирования работников аппарата управления и главных специалистов являются: добросовестное и качественное выполнение должностных обязанностей; своевременное и полное выполнение планов работы; распоряжений директора, заместителя директора, главных специалистов (в пределах своей компетенции); реализация концепции кадровой политики в части, их касающейся; обеспечение безопасных условий и охраны труда работников.
Начисление и выплата премий осуществляется с учетом коэффициента соотношения средней заработной платы заместителя руководителя и главных специалистов и средней заработной платы в целом по предприятию, установленного приказом директора, рассчитанного нарастающим итогом с начала года.