Файл: Зарубежный опытналогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но государством выполняется регулирующая функция, оно влияет на кредитную деятельность банковских организаций, устанавливает ограничения по включению в резервы на возможные потери по ссудам. Это положение дает возможность конкретным образом оптимизировать банковское налогообложение в пределах действующего законодательства.

Трудоемкость расчета налога на прибыль и его контроля объясняет то, что этот налог представляет собой один из самых важных налогов, уплачиваемых банками[23]. Значение этого налога обусловлено тем, что налогом на прибыль оказывается максимальное воздействие на процесс, а также результаты коммерческой деятельности банковских организаций.

б) Налог на добавленную стоимость.

Специфика механизма порядка уплаты и исчисления банковскими организациями и другими кредитными организациями НДС регламентирована Главой 21 НК РФ. В банковских организациях НДС облагается незначительная доля услуг. Большая часть услуг финансового характера, в том числе банковских освобождаются от обложения НДС. Это обусловлено тем, что в банковской услуге отсутствует добавочная цена, так как не имеет зависимости от оплаты труда работников банков, амортизации и прочих показателей. На уровень тарифов по операциям банковского характера влияют кредитные, валютные и процентные риски, а также значительная конкуренция в области банковской деятельности. Относительно механизма налогообложения банков НДС предусмотрено две базовые обязанности:

1. Банк обладает правом на освобождение от уплаты НДС согласно статье 149 НК РФ[24];

2. Банкам предоставляется возможность применения способа входного НДС, не предусмотренного для иных налогоплательщиков. Статья 149 НК РФ устанавливает банковские операции, не подлежащие налогообложению НДС и на осуществление которых необходима лицензия Центробанка. Невзирая на то, что Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. № 395-1 инкассация относится к банковским услугам, согласно НК РФ эта операция представляет собой исключение и подлежит обложению НДС, так как перевозка денег обладает реальной стоимостью, являющейся объектом налогообложения по НДС.

Но зачастую объемы этого налога у банковских организаций составляют существенные величины, так как многие банки помимо операций, которые освобождаются от НДС, оказывают значительный объем услуг и операций, которые не относятся к характерным именно для этих экономических субъектов, и которые подлежат обложению этим налогом. К примеру, агентские операции, например, доверительное управление денежными средствами и другим имуществом по договорам с юридическими и физическими лицами. Операции по продаже имущества, операции факторинга, лизинга, форфейтинга облагаются НДС.


в) Страховые взносы.

К страховым взносам относятсястраховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и прочие. Этивзносы основаны на том, что банковская организация в своем штате имеет работников, которым осуществляются выплаты по договорам трудового характера.

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется какдень начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) – для выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками[25].

Расчетным периодом признается календарный год.Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В 2017-2019 годах для плательщиков страховых взносов, применяются следующие тарифы страховых взносов, представленные в таблице 3.

Таблица 3 – Тарифы страховых взносов в 2017-2019 гг.

База для начисления страховых взносов

Тариф страхового взноса

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

В пределахустановленнойпредельной величиныбазы для начисления страховых взносов

22,0%

2,9%

5,1%

Свыше установленной предельной величины

10,0 %

0,0%

0,0%

2.Региональные налоги.

а)Транспортный налог.

Плательщиками данного налога признаются банки, на которые зарегистрировано хотя бы одно транспортное средство (например, инкассаторский автомобиль или служебная машина руководства, оформленная на данную организацию).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства[26].


Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

б) Налог на имущество организаций.

Объектами налогообложения для российских банков признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета[27].

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговым периодом признается календарный год[28].Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году – 1,5 %, в 2015 году – 1,7 %, в 2016 году и последующие годы – 2 %;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году – 1,0 %, в 2015 году – 1,5 %, в 2016 году и последующие годы – 2 %[29].

3. Местные и прочие налоги, подлежащие уплате коммерческими банками РФ.

а) Земельный налог.

Взимание платы за землю является обязательным на всей территории РФ[30]. Поскольку в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, банки становятся плательщиками платы за землю в двух случаях: когда они являются собственниками зданий, и, соответственно, земельных участков под этими зданиями или когда осуществляют свою деятельность в арендованном здании с участком, на котором оно расположено.


Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Сумма уплаченного земельного налога перечисляется в местный бюджет, т. к. в соответствии с НК РФ данный налог является местным. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5% для коммерческих банков[31].

Таким образом, формирование действующей налоговой системы Российской Федерации привело к тому, чтобанки и другие кредитные учреждения как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог на добавленнуюстоимость; налог на имущество; рядместных налогов, среди которых выделяются транспортный и земельный налог.

Помимо вышеперечисленных налогов, банки и иные кредитные учрежденияявляются сборщиками подоходного налога, а также отчисляют взносы в государственные внебюджетные фонды. Наибольшую значимость и особенностиисчисления кредитными организациями в Российской Федерации имеют налогна прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог на имуществобанков.

2.2 Направления совершенствования налогообложения банков в современных условиях

Анализ налогообложения банков в Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимостидетального изучения правовых основ банковской деятельности и налоговогоправа за рубежом. Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения вотношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Принципиальное значение для кредитных организаций имеетадекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы[32].

Первоочередными, с точки зрения совершенствования системы налогообложения банков, являются следующие вопросы:

– в состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у банков, должны включаться все резервы,сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России подриски, вызванные добросовестными операциями и сделками;


– к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектампроизводственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств[33];

– нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности, что позволит относить начисленный по нимизнос к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг ив расчет налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.

Проблема налогообложения коммерческих банков состоит в оптимизации налоговой базы по налогу на прибыль. Необходимо создать такую систему формирования налоговой базы по налогу на прибыль, которая давала бы возможность развиваться банкам. Система налогообложения банков также должна способствовать подъему экономики, поэтому необходимо привлекать банки к увеличению доли выдачи кредитов реальному сектору экономики, вложения в рынок ценных бумаг и валютный рынок. В дальнейшем это приведет к увеличению доходов кредитных организаций, предприятий реального сектора экономики и через налоги положительно скажется на доходах бюджетов различных уровней.

В налогообложении коммерческих банков за рубежом особое внимание уделяется налоговомурегулированию и стимулированию банковской деятельности. На данный момент сформирован ряд способовстимулирования[34]:

–введение льгот для малых или только созданных банков;

–увеличение ставки по налогу на прибыль для успешно функционирующих прибыльныхбанков;

–совершенствование амортизационной политики для стимулирования роста объемов производства иинвестиций в банковской сфере;

–освобождение от налогов доходов банка, полученных в результате предоставления долгосрочныхкредитов для производства, а для предприятий – уменьшение ставки налога на прибыль, полученной отиспользования банковского кредита долгосрочного характера на развитие или модернизацию производства;

– выбор метода определенных доходов и расходов для налогообложения банков: кассовый метод, либометод начисления.

Важнейшими из вышеперечисленных рычагов являются налоговая база и налоговая ставка[35]. Из постоянных изменений налоговой системы вытекают следующие проблемы: нестабильность в регулировании налоговых отношений; регулярные изменения, связанные с изменением и уплатой налогов; частое изменение законодательства по налогообложению кредитных организаций и проблемы по определению базы по уплачиваемым налогам.