Файл: Зарубежный опытналогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммерческие банки в РФ имеют право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. К сожалению, не все клиенты банков сознательны и поэтому процент возврата ссудных средств довольно низкий. Для улучшения данной ситуации банкам можно порекомендовать проводить работу по реализации более грамотной кредитной политики, а также совершать эффективный экономический анализ кредитных вложений. При выполнении этих пунктов существенно выросла бы прибыль коммерческих банков.

Налогообложение коммерческих банков заключается в том, что государство посредством налога на прибыль могло бы стимулировать банковскую систему РФ.

Например, уменьшить ставку по налогу на прибыль банкам, которые занимаются долгосрочным кредитованием реального сектора экономики[36]. Совершенствовать амортизационную политику, которая служит стимулом к росту объемов производства и инвестиций в банковской сфере. Дать возможность переносить кредитным организациям убытки на будущие налоговые периоды.

Если уменьшение процентной ставки по налогу на прибыль не окажет стимулирующее действие по налогообложению коммерческих банков, можно рассмотреть модель, где банки, которые кредитуют реальный сектор экономики на долгосрочной основе, будут временно освобождены от уплаты данного налога. Чтобы предприятия начали брать долгосрочные кредиты в банках, для них нужна мотивация, например уменьшение процентной ставке по кредитам. Необходима корректировка налогового законодательства, в котором коммерческие банки будут временно освобождаться от уплаты налога на прибыль или будет уменьшена ставка по налогу на прибыль (например, в 2–3 раза), которые они получают от предоставления долгосрочных кредитов на развитие предприятий реального сектора экономики.

Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер, например, на период 3–5 лет. В бюджет будет поступать большее количество денежных средств, т.к. предприятия развиваются, а значит, появляются и другие налоги для уплаты, например налог на добавленную стоимость, его налоговой базой служит не прибыль, а объем реализации. Что касается банков, не все банковские операции облагаются налогом на добавленную стоимость, за счет этого бюджет теряет большую сумму налоговых платежей, поэтому необходимо расширить виды операций, которые облагаются НДС, за счет этого доля налоговых платежей в бюджет, заметно возрастет.


Каждое изменение необходимо контролировать, поэтому перед тем, как ввести изменения в налоговое законодательство необходимо создать контроль за использование долгосрочных кредитов по назначению[37]. Банкам нужно создавать необходимые условия для того, чтобы предприятиям получали свою выгоду от приобретения кредитов для расширения производства, для увеличения числа рабочих мест.

Можно создать следующие условия: временно освободить банки от уплаты налога на прибыль по операциям выдачи долгосрочных кредитов, которые предоставляют промышленным, строительным предприятиям. Освободить от налога на прибыль и банки, которые будут предоставлять долгосрочные кредиты в дорожные фонды. Так же освободить от налога на прибыль и дорожные фонды на время строительства, т.е. в течение 5 лет, с первого дня эксплуатации производственных мощностей. Также можно предоставлять кредиты сельхозпроизводителям и предприятиям, которые занимаются переработкой сельхозпродукции. Введение предлагаемых условий не уменьшит поступления в бюджет, т.к. число рабочих мест увеличится, а значит и налоговые выплаты по налогу на прибыль, которые должны были бы поступать от коммерческих банков, будут способствовать большим поступлениям налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

Помимо этого, ряд перспективных направлений совершенствования налогообложения находятся впрограммах Министерства Финансов. В одном из последних документов определены актуальные задачиналогообложения, а также наиболее перспективные сектора экономики и необходимые мерыналогообложения для рационализации налоговых поступлений вкупе со структурным воздействием набанковскую отрасль.

Но, к сожалению, не все эффективные направления находят свое отражение в программах. Например,в Министерстве Финансов обсуждалось предложение по разработке механизма снижения долгосрочногоинвестиционного налогообложения для увеличения заинтересованности банков в предложениях поинвестированию на долгий срок (более 1 года) для развития производства реального сектора[38]. Но чтобы данные кредиты пользовались спросом, необходимо изменение налогового законодательства, через котороебанки будут временно освобождаться от уплаты налога на прибыль или будет уменьшенаставка по налогу на прибыль, причем уменьшение должно иметь долгосрочный характер. В результатедоходы, поступаемые в бюджет в виде налогов, заметно увеличатся, так как предприятия развиваются,появляются и другие налоги для уплаты, такие как налог на добавленную стоимость, налоговой базойкоторого служит объем реализации, а не прибыль. Но не все банковские операции облагаются этим налогом,из-за чего бюджет теряет большую сумму налоговых платежей. Данная корректировка могла бы бытьэффективной в случае существования не менее эффективной службы мониторинга и контроля, позволяющейконтролировать действительность целевого назначения долгосрочных кредитов. Банки должны заботитьсяне только о своей прибыли, но и о выгоде предприятия от приобретения кредитов.


Итак, обобщая и резюмируя все вышесказанное, следует сказать, процесс совершенствования налогообложения банков увеличит налоговые доходыбюджеты, что в конечно итоге, скажется на улучшении экономики и государства в целом. Причемгосударство, путем перераспределения полученных доходов, решит проблемы необеспеченных слоевнаселения, ослабит социальную напряженность общества и т.д.

По итогам написания главы работы можно сделать следующие выводы.

Банки самостоятельно формируют свою систему налогового учета, исходя из принципа последовательности применения налоговых норм и правил, что в свою очередь позволяет им использовать ее последовательно от одного налогового периода к другому.

В процессе оптимизации налогообложения коммерческих банков необходимо не только стимулировать их на финансирование предприятий реального сектора экономики, но и ограничивать их в возможностях по уклонению от уплаты налогов.

Хорошая собираемость налогов требует серьезных преобразований в налоговом законодательстве. Совершенствование налогообложения коммерческих банков поспособствует повышению налоговых доходов государства. А это в свою очередь, ускорит процесс развития государства и улучшения экономики. Государство, перераспределяя доходы, решает проблему повышения доходов малоимущих слов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства, в связи, с чем система налогообложения должна строиться на выборе наиболее эффективных концепций.

В налоговой системе страны банки занимаю особое положение, поскольку во взаимоотношениях с налоговыми органами они выступают в трех лицах: как самостоятельные налогоплательщики, как налоговые агенты, и как посредники.

На сегодняшний день банки являются плательщиками следующих налогов:

– налога на добавленную стоимость (НДС) – наиболее важным моментом при определении налогооблагаемой базы по данному налогу для банков является то, что обложению налогом не подлежат банковские операции (за исключением инкассации), на проведение которых требуется банковская лицензия;

– налога на прибыль банков – банки так же, как и другие организации, применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам). Установлены особенности формирования доходов и расходов, учитываемых при формировании налогооблагаемой базы;


– налога на имущество банков – специфика обложения налогом на имущество банков и других финансово-кредитных учреждений заключается, прежде всего в том, что его источником являются не финансовые результаты, как у прочих плательщиков, а операционные и прочие расходы;

– страховые взносы;

– транспортный налог, если банк является владельцем транспортных средств;

–налог на землю, если банку предоставлена земля в собственность, владение и пользование на территории России.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).

Проведя ряд мероприятий по оптимизации российской системы налогообложения банковского сектора, государство и кредитные организации придут к гармонии в области налогообложения. Банк будет удовлетворять свои интересы как коммерческая организация, государство будет получать своевременное пополнение бюджета, клиенты смогут уверенно пользоваться услугами банка-лидера на выгодных условиях.

Все это сможет в будущем вывести отечественную экономику на новый уровень, так как коммерческие банки играют немаловажную роль в финансово-экономической политике государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова А.А. Основные принципы налогообложения в РФ. Сборник научных трудов научно-практической конференции: Проблемы налогообложения и экономический кризис. – М.: МЭСИ, 2012. – 340 с.

2. Алиев Б.Х., Идрисова С.К., Рабаданова Д.А. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник:ИНФРА-М, 2014. – 288 с.

3. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник 2-е изд., перераб. и доп. Г.Н. Белоглазова. М.: ЮРАЙТ, 2012. – 304 с.

4. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др. – М.: КНОРУС, 2011. – 320 с.

5. Белецкий М.В. Новое в налогообложении коммерческих банков// Финансы.–2014.– № 2. – С. 20-25.

6. Борисов О.М. Роль налогообложения в деятельности банков // Банковское дело. – 2013. – № 1. – С. 52-57.

7. Гагарин П.А., Ильинова Т.А. Ответственность банков за налоговые и финансовые нарушения // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2013. – № 10. – С. 12-19.


8. Гончаренко Л.И., Мандрощенко О.В., Пинская М.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010 – 344 с.

9. Дружинина Л.Л. Особенности налогообложения банков в российской федерации / Интернет-конференции Омской юридической академии.

10. Жукова Е.Ф. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Жукова Е.Ф. – СПб.: Питер, 2012. – 211 с.

11. Зверева Т.В. Корпоративная социальная ответственность – эффективный фактор взаимодействия в налоговой сфере российского общества // Сборник научных статей: в 3-х частях / науч. ред. И.Ю. Беляева. М., 2015. – С. 72-78.

12. Караханян С.Г. Налоговые споры: проблемы, анализ, решение: моногр. / С.Г.Караханян, И.С Баталова. – М.: Бератор-Паблишинг, 2015. – 144 c.

13. Ключков С.В. Развитие системы налогообложения коммерческих банков в современной экономике России: диссертация канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2011. – 197 с.

14. Лермонтов Ю.М. Выработка банком эффективной налоговой политики / Ю.М. Лермонтов // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2014. – №12. – С. 33-37.

15. Меньшенина А.В.Финансы зарубежных стран: конспект лекций Омский государственный университет, 2012. – 192 с.

16. Муравлева Т.В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики. Саратов, 2014. – 63 с.

17. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ, в ред. от 19.02.2018 № 34-ФЗ.

18. Налогообложение коммерческих банков в Российской Федерации/ под ред. А.З. Дадашев / М.: Книжный мир, 2012. – 88с.

19. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учебник / Гончаренко Л.И. М.: Финансы и статистика, 2013. – 107 с.

20. Никулкин Р.Н. Пути совершенствования налогообложения банков в современных условиях / Инновационная наука. – 2015. – № 6. – С. 124-126.

21. Положение Банка России от 28 июня 2017 г. № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».

22. Попов К.И., Харчук М.В. Особенности налогообложения банков в Российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки. – 2017. – № 2(42).

23. Протасова Д.С. Особенности налогообложения коммерческих банков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4. – С. 757-760.

24. Романова М.В. Порядок учета некоторых доходов и расходов банка в целях налогообложения прибыли // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2011. – №8. – С. 13-19.

25. Самсонова И.А., Подковыркина И.Д. Пути развития налогообложения коммерческих банков в современных условиях // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. – С. 20-24.