Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства
1.1. Теоретические подходы к определению промышленной политики
1.2. Подходы к формированию и реализации промышленной политики в зарубежных странах
Глава 2. Анализ промышленной политики России
2.1. Оценка бюджетного финансирования отраслей
промышленности в 2013-2017 гг.
2.2. Основные проблемы финансирования с помощью бюджета
отраслей промышленности в 2017 г.
Евросоюз формирует стратегию промышленной политики на базе научно-технологического развития, ориентируясь на проведение институциональных изменений, способных это обеспечить.
Ряд стран мировой экономики реализовывали промышленную политику на основе инновационной составляющей. Ирландия, Финляндия, Франция выбрали для своих экономик стратегию приоритетного развития высокотехнологичных отраслей, которая подняла их на качественно новый уровень развития. Эти страны использовали как традиционный инструментарий промышленной политики (налоговое стимулирование, субсидирование и прямую поддержку сектора образования), так и специфические механизмы (функционирование специальных фондов, государственную поддержку коммерциализации НИОКР).
В начале 80-х гг. Ирландия не была промышленно развитой страной, и только реализация политики, направленной на решение задач экономического развития по трем направлениям: открытость инвестиционного и торгового режима; фискальная стабилизация; активная структурная политика, резко изменила ситуацию [10 – c.37].
Другой страной, которая реализовывала промышленную политику на основе инновационной составляющей, является Финляндия. Начиная с 90-х гг., особый акцент был сделан на инновации, а также на необходимость установить национальные приоритеты при распределении ограниченных научно-технических ресурсов. Роль государства состояла в обеспечении стабильных институциональных отношений, социальной поддержки, обеспечении образования [10 – c.80].
Прогресс в сфере телекоммуникаций в большой степени обусловлен дерегуляцией рынка и активной конкуренцией. Созданию и развитию сильного кластера информационных и коммуникационных технологий способствовала и сильная исследовательская и образовательная система страны [3 – c.176]. На его основе создана финская инновационная система, включающая сеть крупных и мелких компаний и корпоративное сотрудничество в области исследований и обучения. Отличительной чертой Финляндии является наличие значительного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Примером успешного опыта коммерциализации НИОКР может служить пример Франции, где многие крупные научно-исследовательские центры имеют возможность заниматься производственной деятельностью [9 – c.206].
Венчурный бизнес, особенно в 90-е гг., развивался с прямым государственным участием.
Проведенный анализ международного опыта показал определенную ограниченность его применения в отношении российской экономики, так как Россия – страна с индивидуальным набором сравнительных конкурентных преимуществ, поэтому применимы лишь отдельные инструменты промышленной политики, реализованные в различных странах и в отдельных секторах.
Промышленная политика стран, ориентированная на развитие экспорта, в большинстве случаев была более успешной, чем внутренне ориентированная промышленная политика. Но следует отметить, что ни одна из стран не использовала тот или иной тип стратегии в «чистом» виде, а только их сочетание. В любом случае исходной предпосылкой формирования и реализации промышленной политики является выбор приоритетов, которые возможно формировать «сверху вниз» или «снизу вверх». Практика показывает, что формирование приоритетов снизу по конкретным областям более эффективно [9 – c.206]. Чем выше степень конкретизации приоритетов, тем легче определить инструменты для ее реализации и оценить эффективность [9 – c.205].
Для России интересен опыт именно развивающихся стран, в частности опыт импортозамещающей и экспортно-ориентированной промышленной стратегии.
По результатам исследования, проведенного в первой главе работы, могут быть сделаны следующие выводы.
Промышленная политика включает в себя комплекс мер, проводимых органами государственной власти, законодательного, экономического, информационного, организационного и экологического регулирования развития промышленности, направленных на повышение эффективности ее работы, исходя из социально-экономических интересов страны. Промышленная политика должна реализоваться на разных уровнях национальной экономической системы и оказывать влияние на отраслевую структуру, размещение производства, регулирование и стимулирование инвестиционной и производственной деятельности, формирование промышленно-финансовых групп, развитие и поощрение малого и среднего бизнеса. Основными направлениями государственной промышленной политики являются: совершенствование промышленной организации; стимулирование и поддержание определенных отраслей хозяйства, важных по своему социально-экономическому значению или приоритетных с точки зрения научных перспектив, высокого потенциала роста и конкурентоспособности; компенсация недостатков рыночного механизма; поддержание оптимального уровня конкуренции в отраслях (антимонопольное законодательство, квотирование производства, стимулирование конкуренции); реализация общенациональных программ НИОКР и стимулирование экспортного потенциала и конкурентоспособности национальной экономики.
Глава 2. Анализ промышленной политики России
2.1. Оценка бюджетного финансирования отраслей
промышленности в 2013-2017 гг.
В условиях развития рыночной экономики правительство рассматривает государственную поддержку отраслей национальной экономики как одну из приоритетных задач финансовой политики, решение которой в значительной степени осуществляется посредством бюджетного механизма. Расходы федерального бюджета на поддержку национальной экономики, играют исключительную роль.
Таблица 2
Основные параметры исполнения федерального бюджета в 2014-2017 гг.[14]
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Доходы, в % к ВВП |
18,7 |
20,4 |
20,5 |
19,3 |
19,9 |
Расходы, в % к ВВП |
17,6 |
19,6 |
20,6 |
20,1 |
20,0 |
Дефицит (-) /Профицит (+) |
1,1 |
0,8 |
-0,1 |
-0,8 |
-0,1 |
Факт и оценка ВВП, млрд руб. |
44491,4 |
54 369 |
60 590 |
66 515 |
66 914 |
Исходя из данных, представленных в табл. 2, основные параметры макроэкономического развития страны предопределили увеличение доходов федерального бюджета с 18,7 % ВВП в 2013 г. до 20,5 % ВВП в 2015 г., то есть на 1,8 процентных пункта ВВП, и на 1,2 п.п. в 2016 г.
Исполнение федерального бюджета России в 2014 г. происходило в условиях существенного замедления экономического роста, повышенного уровня инфляции, ослабления курса рубля по отношению к доллару США, продолжения оттока капитала из страны и ухудшения ряда показателей платежного баланса Российской Федерации на фоне низких мировых цен на нефть по сравнению с предыдущими годами.
Следование вводимым бюджетным правилам уже на стадии планирования расходной части федерального бюджета позволило обеспечить не только сдерживание роста объема бюджетных расходов, но и их снижение с 20,6 % ВВП в 2015 г. до 20,1 % ВВП в 2016 г. и до 20,0 % в 2017 г.
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» за 2014–2016 гг. показывает, что расходы по данному разделу в 2015 г. увеличились с 1 756 до 1 968 млрд руб. (на 12,1 %), а в 2016 г. снизились до 1 849,3 млрд руб. (на 6 %). Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2016 г. обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования национальной экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства (табл. 2).
Рисунок 1 – Динамика расходов на национальную экономику[14]
Как показывает табл. 3, доля расходов по разделу «Национальная экономика» в общей структуре расходов федерального бюджета за 2014-2016 гг.
снизилась с 16 % до 13,9 %. В структуре расходов по разделу «Национальная экономика» наибольшую долю составляют расходы по следующим отраслям: дорожное хозяйство - 27,3 % (расходы за 2014-2016 гг. увеличились на 14 %), транспорт - 14 % (расходы в 2015 г. увеличились на 16,8 %, а в 2013 г. снизились на 23,9 %), прикладные научные исследования в области национальной экономики - 14,4 % (расходы увеличились в 2014-2016 гг. на 68,2 %), сельское хозяйство и рыболовство - 11 % (расходы увеличились на 55,3 %).
Таблица 3
Динамика и структура расходов федерального бюджета по статье «Национальная экономика» за 2014-2016 гг. [14]
Год |
||||||
Наименование расходов |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
|
Pacxоды |
10 935 |
16,1 |
12 891 |
15,3 |
13 343 |
13,9 |
Hациональная экономика, в том числе: |
1 756 |
100 |
1 968 |
100 |
1 849,30 |
100 |
общеэкономические вопросы |
91,6 |
5,2 |
18,4 |
0,9 |
19,6 |
1,1 |
топливно-энергетический комплекс |
40,2 |
2,3 |
107,8 |
5,5 |
19,5 |
1,1 |
исследование и использование космического пространства |
22,8 |
1,3 |
32,9 |
1,7 |
32,6 |
1,8 |
воспроизводство минерально-сырьевой базы |
22,2 |
1,3 |
29,7 |
1,5 |
34,6 |
1,9 |
сельское хозяйство и рыболовство |
141,5 |
8,1 |
148,8 |
7,6 |
219,7 |
11,9 |
водное хозяйство |
15,1 |
0,9 |
21,9 |
1,1 |
24,1 |
1-3 |
лесное хозяйство |
34,6 |
2 |
29,7 |
1,5 |
29,2 |
1,6 |
транспорт |
290,7 |
16,6 |
339,7 |
17,3 |
258,3 |
14 |
дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
349,6 |
19,9 |
442,4 |
22,5 |
504,5 |
27,3 |
связь и информатика |
42,6 |
2,4 |
41 |
2,1 |
41,9 |
2,3 |
прикладные научные исследования в области национальной экономики |
158 |
9 |
229,1 |
11,6 |
265,8 |
14,4 |
другие вопросы в области национальной экономики |
547,1 |
31,2 |
526,6 |
26,8 |
399,5 |
21,6 |
В начале сентября 2017 г. правительство РФ рассмотрит проект федерального бюджета на 2018-2020 гг. Бюджет будет основан на базовом (консервативном) сценарии экономического развития на ближайшие три года.
Таблица 4
Структура расходов федерального бюджета в 2013-2016 гг., в % к общему объему расходов [15]
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Общегосударственные вопросы |
6,25 |
6,38 |
7,04 |
7,18 |
Национальная оборона |
14,06 |
15,77 |
17,73 |
19,37 |
Национальная безопасность |
14,3 |
15,45 |
14,85 |
13,91 |
Национальная экономика |
15,27 |
13,86 |
15,71 |
17,58 |
ЖКХ |
1,77 |
1,33 |
0,9 |
0,82 |
Образование |
4,68 |
5,04 |
4,65 |
3,95 |
Здравоохранение |
4,76 |
3,76 |
3,84 |
2,72 |
Социальная политика |
29,94 |
28,73 |
24,99 |
25,38 |
Межбюджетные трансферты |
4,65 |
5,01 |
5,6 |
4,38 |
Обслуживание государственного долга |
2,48 |
2,7 |
3,1 |
2,95 |
Прочие разделы |
1,83 |
1,98 |
1,59 |
1,76 |
Таблица 5
Структура расходов на национальную экономику по подразделам, млрд. руб. [15]
|
2015 г. |
2016 г. |
Всего |
2029 |
2530 |
Общеэкономические вопросы |
94,6 |
427,9 |
Топливно-энергетический комплекс |
39,6 |
29,5 |
Исследование космического пространства |
30,6 |
171,5 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы |
33,4 |
35,8 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
191 |
221 |
Водное хозяйство |
17 |
19 |
Лесное хозяйство |
31 |
29 |
Транспорт |
296 |
308 |
Дорожное хозяйств |
622 |
685 |
Связь и информатика |
27 |
33 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
192 |
136 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
451 |
431 |