Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Уже более пятнадцати лет в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях делаются попытки сформулировать подходы в отношении федеральной и региональной промышленной политики. С 1998 г. по декабрь 2014 г. в отсутствие федерального закона о промышленной политике на уровне субъектов Российской Федерации принимались региональные нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования в регионах развития промышленного производства. Принятие в конце 2014 г. федерального
закона о промышленной политике вызвало острую дискуссию в экспертном
сообществе по вопросам механизма формирования и реализации
промышленной политики.

Обострение политической ситуации в мире в отношении России,
экономические санкции поставили в 2014 г. перед российской
промышленностью проблему импортозамещения, что означает необходимость применения новых подходов к моделированию организационно-экономического механизма формирования и реализации промышленной политики, в которых задействованы заинтересованные стороны (органы власти всех ветвей и уровней, промышленные предприятия и население).

Анализ международного опыта реализации промышленной политики (в таких странах, как Япония, Китай, Южная Корея, Тайвань) свидетельствует о том, что правительства этих стран рассматривают ее в качестве основы для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста, базирующегося на повышении уровня конкурентоспособности национальных производителей. В целом, эта политика может быть признана эффективной: страны, проводившие активную промышленную политику, показывали более высокие темпы экономического роста, чем страны, в которых государство воздерживалось от вмешательства в рыночные отношения.

Целью работы является проведение анализа промышленной политики государства на примере России и определение путей ее развития.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»;
  2. исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах;
  3. провести анализ промышленной политики России;
  4. определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации.

Объектом исследования настоящей работы является промышленная политика как институт воздействия на структуру народного хозяйства в комплексе социально-экономической политики РФ.


Предмет исследования – промышленная политика Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой работы послужили работы зарубежных и российских авторов в области исследования теоретических основ промышленной политики, опыта реализации промышленной политики.

В качестве информационной базы исследования были использованы официальные статистические Росстата РФ; материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, а также публикации по результатам исследований, проведенных экспертами научно-исследовательских организаций и специализированных средств массовой информации, как в России, так и за рубежом.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства

1.1. Теоретические подходы к определению промышленной политики

Реформирование российской экономики до настоящего времени оставляет открытым вопрос теоретического обоснования промышленной политики на федеральном и на региональном уровнях. Этой проблеме посвящено множество работ и исследований [7 – c 143].

В диссертационном исследовании «Теория и методология формирования и реализации промышленной политики» К.Н. Абдуллаев упоминает ситуацию периода начала экономических реформ в России (1995 г.), когда в одном из своих интервью журналу «Эксперт» А.Б. Чубайс, в то время вице-премьер российского правительства, отвечавший за экономический блок, прямо и откровенно заявил, что у правительства страны на данный момент нет никакой промышленной политики, поскольку она ему не по карману. Такая позиция члена правительства стала препятствием для разработки не только эффективной промышленной политики, но ее теоретической базы [3 – c. 67].

К первым работам фундаментального плана в области промышленной
политики можно отнести статью А.И. Татаркина и О.А. Романовой «Структурная перестройка промышленности как элемент длинноволнового процесса», опубликованную в 2000 г.

В конце 2001 г. Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) одобрило основные задачи формирования консолидированной позиции делового сообщества по научно-промышленной и инвестиционной политике для ее учета в работе по определению приоритетов экономической политики государства. В декабре 2001 г. была создана Рабочая группа РСПП по промышленной и инвестиционной политике, а в феврале 2002 года она была преобразована в Комитет РСПП по промышленной политике как постоянный рабочий орган Бюро Правления [8 – c. 59].


Возглавил Комитет член Бюро Правления РСПП, Председатель Совета
директоров АФК «Система» В.П. Евтушенков. В состав Комитета вошли
члены Бюро Правления и Правления РСПП О.В. Дерипаска, В.И. Щербаков, Н.И. Бех, В.Ф. Вексельберг, Н.Н. Волосов, А.В. Долголаптев, В.Г. Драганов,
А.Я. Лившиц, О.Н. Сосковец, Е.Г. Ясин, Р.С. Яврян, представители РАО
«ЕЭС- России», «Интеррос», «Снбал», «Сибур», «Русал». 28 февраля 2002 г. состоялось первое заседание Комитета. На нем было принято решение о подготовке материалов для разработки Концепции промышленной политики России.

В целях научно-аналитического обеспечения деятельности Комитета
был образован Экспертный Совет Комитета во главе с членом-корреспондентом РАН, первым заместителем директора Института мировой экономики и международных отношений РАН А.А. Дынкиным. В состав
Экспертного Совета вошли: А.Д. Некипелов - академик, вице-президент РАН, Е.Г. Ясин - профессор, директор Экспертного института А.А. Кокошин - член-корреспондент РАН, директор Института проблем международной безопасности; Л.М. Григорьев - заместитель директора Экспертного института; В.И. Данилов-Данильян - профессор. Президент МНИЭПУ; О.С. Виханский - профессор, директор Высшей школы бизнеса МГУ; А.А. Яковлев - профессор, проректор ВШЭ, а также руководитель аналитической группы Экспертного совета доктор экономических наук профессор В.Б. Кондратьев.

Однако, к концу 2002 г. в Российском союзе промышленников и
предпринимателей (РСПП) отказались от разработки концепции промышленной политики. Это было связано с определенными разногласиями в теоретических взглядах на промышленную политику, вплоть до полного отрицания ее необходимости [8 – c. 58].

Тем не менее, теоретическое осмысление промышленной политики
продолжалось. Здесь можно выделить ряд публикаций, на которые опираются исследователи в области промышленной политики и в настоящее время, это:

  • 2003 г. — Кондратьев В.Б. «Промышленная политика или политика
    конкурентоспособности. Структурные и секторальные аспекты. Качество
    роста. Направления конкурентоспособного роста»;
  • 2004 г. - под редакцией Е.М. Примакова и В.Л. Макарова «Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям»; Дынкин А.А., Кондратьев В.Б., Газимагомедов Р.К. «Региональная промышленная политика: зарубежный опыт» в сборнике «Современная национальная промышленная политика России: региональный аспект»;
  • 2005 г. — Точеная Т.И. «Основы и современные формы региональной
    промышленной политики»; Газимагомедов Р.К. «Современная региональная промышленная политика: кластерный подход»;
  • 2006 г. — Санжина О.П., Бадараева Р.В. «Формирование инвестиционной политики в сфере промышленного развития региона»;
  • 2008 г. - Татаркин А.И. «Промышленная политика как основа
    системной модернизации экономики России»;
  • 2010 г. — Абдулаев К.Н. «Теория и методология формирования и
    реализации промышленной политики»;
  • 2011 г. - Романова О.А. «Национальная модель экономического развития и формирование промышленной политики»;
  • 2012 г. - Татаркин А.И., Романова О.А., Ченёнова Р.И., Макарова И.В.
    «Региональная промышленная политика: от макроэкономических условий
    формирования к новым институтам развития».

Ученые-экономисты определяют «промышленную политику» как:

  • система мер, направленных на развитие промышленных предприятий
    (Сафиуллин А.Р., Тироль Ж., Кондратьев В., Атанов Н.И., Ивантер В.В., Данилов-Даниельян А.В.);
  • комплекс мер по развитию промышленности (Саликов Е.Ю.,
    Смирнов Е.);
  • совокупность действий органов государственной власти по развитию
    промышленных предприятий (Завадников В., Карманов Ю., Яныпина М.Н., Фатхутдинов Р.А.);
  • процесс создания организационно-правового механизма согласования
    интересов и ответственности государства и бизнеса для концентрации
    основных ресурсов (Алешин Б.С.);
  • система стратегического частно-государственного «управления приоритетными отраслями экономики (Сахапов Р.Л., Абсатямова С.Г.);
  • система отношений органов государственной власти (Татаркин А.И.,
    Романова О.А.).

Множественность теоретических подходов, дающих представление о
сущности промышленной политики, наиболее полно представлена в определении, сформулированным А.И. Татаркиным, а именно, что «промышленная политика — это система отношений между государством, его территориальными образованиями и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности на базе современных технологических укладов ее развития, адекватного закономерностям циклической динамики. Система мер поддержки государством развития промышленности является механизмом реализации промышленной политики, содействующим формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования и решению социальных проблем населения» [10 – c.55].

Трактовку политики как системы мер А.И. Татаркин считает некорректной, так как в данном случае происходит подмена понятий самой политики и механизма ее реализации. Во избежание плюрализма определений автор обозначает термин «механизм реализации промышленный политики» как систему правовых, организационных и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования. А.И. Татаркин в своем определении существенно расширил список субъектов промышленной политики, указав на то, что промышленная политика это система отношений, в которой данные субъекты реализуют свои
непосредственные функции и их взаимодействие является двусторонним, то есть императивная функция государства в данном случае не является базой промышленной политики, а одним из ее элементов [10 – c.16]. В отличие от
других определений, вышеприведенное понимание термина впервые определяет промышленную политику как часть стратегии общественного развития.


На основе изучения теоретических основ и федеральных нормативно-
правовых актов в области промышленной политики построена ее модель, которая представлена на рисунке 1. Модель промышленной политики включает следующие основные элементы: содержание, предмет, объект, субъект, цель и задачи промышленной политики.

Содержание промышленной политики - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, Обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.

Рисунок 1 – Модель промышленной политики, согласно Федеральному закону «О промышленной политики в РФ»

Предмет промышленной политики представляет собой промышленный потенциал страны, межотраслевые пропорции и структурно-технологические сдвиги. Субъектом являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Счетная палата Российской Федерации, субъекты деятельности в сфере промышленности, организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности. Объектом промышленной политики позиционируются многочисленные субъекты хозяйственной деятельности, а именно научно-технический и промышленный потенциал предприятий РФ.

Леонтьев А.Н. отмечает, что исторически и в настоящее время наблюдается соответствие масштаба субъекта и объекта управления. На общегосударственном уровне субъектом промышленной политики выступает верховная государственная власть, которая определяет приоритетность и основные направления промышленной политики, а объектом - экономика в целом. На отраслевом уровне субъекты - министерства или государственные корпорации - регулирующие деятельность однотипных крупных предприятий и кластеров. На региональном уровне субъектами выступают администрации регионов или региональные министерства, а объектами – отдельные предприятия [6 – c.20].

Отношения между субъектами могут носить императивный (государство - хозяйствующие субъекты), диспозитивный (общественные организации - хозяйствующие субъекты), равноправный (хозяйствующие субъекты — научные организации) типы характеров. Следует отметить, что, несмотря на частое отождествление промышленной политики и государственной промышленной политики, роль государства является большей частью координирующей и носит императивный характер только в отношении ряда мер [3 – c.175].