Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для планомерного создания в стране высокоразвитой экономики государству потребуются немалые финансовые средства. В стране они имеются, но принадлежат частным собственникам. Значительная часть этих средств используется далеко не в интересах развития отечественной экономики. Речь идет, прежде всего, о следующих направлениях использования финансовых ресурсов:

1. Отток капитала за рубеж, используемый не для целей продвижения российских товаров за границей, а лишь для извлечения доходов из иностранных активов или для приобретения объектов недвижимости для личного пользования. Объем таких ежегодно уходящих из российской экономики средств, заработанных главным образом от продажи сырья, измеряется десятками миллиардов долларов. Его можно рассматривать как прямые потери российской экономики.

2. Использование собственниками капитала доходов предприятий для оплаты дорогостоящих предметов и услуг роскоши, многочисленной личной обслуги. Сумма таких средств также, по-видимому, исчисляется десятками миллиардов долларов.

3. Инвестиции в основной капитал торгово-посреднической деятельности, ежегодный размер которых явно не соответствует той роли, которую она играет в материализации достижений научно-технического прогресса. Золотовалютные резервы Банка России, превышающие в настоящее время 520 млрд. долл., явно завышены. Значительная их часть могла бы быть использована государством для приобретения технологий и передовой техники за рубежом с последующей передачей предприятиям, например, на условиях лизинга. Это было намного более эффективное использование, поскольку привело бы к росту производства и отчислений в бюджет, чем вкладывание валютных резервов в облигации иностранных государств. Если считать, что для бесперебойной внешней торговли необходимо иметь валютные резервы, равные даже шести месячным объемам импорта (обычно считается, что достаточно трех месячных объемов импорта), то величина резервов должна была бы быть на уровне примерно 220 млрд. долл. Следовательно, 300 млрд. долл. – резерв, который вполне может быть использован для модернизации российской экономики.

Накапливание валюты в резервах Банка России, обычно, объясняют необходимостью поддержания курса валюты в определенных пределах, что, в конечном счете, нужно для того, чтобы российские компании могли рассчитываться по своим внешним долгам. При значительном падении курса рубля рублевый эквивалент задолженности увеличится, и у компаний возникнут трудности с возвратом внешних заимствований, как это уже было в 2008-09 гг. Это может обернуться переходом собственности на российские активы в руки нерезидентов. Данная ситуация, в свою очередь, возникла вследствие того, что кредитование за рубежом обходится российским компаниям дешевле, чем в России, а, в конечном счете – следствием кредитно-денежной политики самого Банка России. Однако от снижения курса рубля имеются и очевидные плюсы: рублевые доходы экспортеров, а, значит, и доходы бюджета, вырастут; конкурентоспособность импортных товаров понизится, вырастет спрос на отечественные товары. При этом сохранится способность государства предоставить кредиты российским компаниям для проведения платежей по внешнему долгу, если возникнет угроза перехода стратегических активов в собственность нерезидентов.


Таким образом, проведенное в третьей главе исследование позволяет сделать следующие выводы.

Для того, чтобы кардинально переломить ситуацию в российской промышленности, – а, значит, и создать в нашей стране высокоразвитую экономику, – необходимо существенно повысить государственное вмешательство в развитие этой отрасли:

  • нужно перейти от программ «точечного» финансирования отдельных проектов к государственному планированию развития не только этой отрасли в целом, но и смежных производств, а также планированию обеспечения всего этого комплекса отраслей результатами исследований и разработок, необходимых для создания конкурентоспособной продукции;
  • планирование должно носить индикативный характер и опираться на систему стимулов, побуждающих предприятия достигать запланированных целей. Необходимо предусмотреть ответственность собственников предприятий за срыв заданий государственного плана и, – хотя и льготный, – но возмездный характер предоставления государством финансовых средств, необходимых для выполнения государственного плана;
  • государственное планирование не должно отказываться и от активного использования протекционистских мер, допустимых, с точки зрения членства России в ВТО, – в целях развития отечественного производства и расширения сбыта его продукции.

Заключение

Промышленная политика включает в себя комплекс мер, проводимых орга­нами государственной власти, законодательного, экономического, информационного, организаци­онного и экологического регулирования развития промышленности, направленных на повышение эффективности ее работы, исходя из социально-экономических интересов страны. Промышленная полити­ка должна реализоваться на разных уровнях на­циональной экономической системы и оказывать влияние на отраслевую структуру, размещение производства, регулирование и стимулирование инвестиционной и производственной деятельно­сти, формирование промышленно-финансовых групп, развитие и поощрение малого и среднего бизнеса. Основными направлениями государственной промышленной политики являются: совершенствование промышленной орга­низации; стимулирование и поддержание опреде­ленных отраслей хозяйства, важных по своему социально-экономическому значению или приори­тетных с точки зрения научных перспектив, высо­кого потенциала роста и конкурентоспособности; компенсация недостатков рыночного ме­ханизма; поддержание оптимального уровня кон­куренции в отраслях (антимонопольное законо­дательство, квотирование производства, стиму­лирование конкуренции); реализация общенациональных программ НИОКР и стимулирование экспортного потенци­ала и конкурентоспособности национальной эко­номики.


Для финансирования промышленности в федеральном бюджете РФ в разделе «Национальная экономика» предусмотрены расходы на топливно-энергетический комплекс; расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы; расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики, а также другие вопросы в области национальной экономики. Программное финансирование промышленности проводится в нашей стране по 22 подпрограммам федеральных целевых программ.

Мировой финансовый кризис 2008 г. обострил внутренние проблемы российской промышленности. Кризисные процессы в экономике выявили значительную уязвимость производственного потенциала отечественной промышленности, что главным образом обусловлено сырьевой ориентацией отечественного производства. В тоже время бюджетная консолидация в посткризисный период приняла форму сокращения расходов федерального бюджета на промышленность.

В федеральном бюджете в 2014-2016 гг. доля расходов по разделу «Национальная экономика» снизилась с 16 % до 13,9 %. В 2017 г. этот показатель увеличится до 15,71 %, а в 2018 г. еще на 1,9 процентных пункта. Однако, рост расходов связан с двумя подразделами: «Дорожное хозяйство» и «Другие вопросы национальной экономики». По подразделу «Дорожное хозяйство» рост связан с финансированием строительства московского транспортного узла и является компенсацией Москве и Московской области за отказ от введения налога с продаж. Увеличение расходов по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» связан с новыми для российской экономики расходами на ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополь до 2020 года». В то же время сокращение финансирования топливно-экономического комплекса составляет 12,5 %, общеэкономических вопросов – на 52,62 %.

При этом износ основных фондов в российской экономике за последние 10 лет вырос с 43 % до 48,2 %; снизились темпы инвестиций в основной капитал, объемы промышленного производства. Определенные же бюджетом масштабы финансирования вряд ли обеспечат перелом в развитии промышленности в целом, поскольку они не отвечают сущности и масштабам проблемы модернизации, стоящей перед российской экономикой.

Для того, чтобы кардинально переломить ситуацию в российской промышленности, – а, значит, и создать в нашей стране высокоразвитую экономику, – необходимо существенно повысить государственное вмешательство в развитие этой отрасли:

  • нужно перейти от программ «точечного» финансирования отдельных проектов к государственному планированию развития не только этой отрасли в целом, но и смежных производств, а также планированию обеспечения всего этого комплекса отраслей результатами исследований и разработок, необходимых для создания конкурентоспособной продукции;
  • планирование должно носить индикативный характер и опираться на систему стимулов, побуждающих предприятия достигать запланированных целей. Необходимо предусмотреть ответственность собственников предприятий за срыв заданий государственного плана и, – хотя и льготный, – но возмездный характер предоставления государством финансовых средств, необходимых для выполнения государственного плана;
  • государственное планирование не должно отказываться и от активного использования протекционистских мер, допустимых, с точки зрения членства России в ВТО, – в целях развития отечественного производства и расширения сбыта его продукции.

Список литературы

Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/fcp/8/gosudarstvennaya_programma.pdf.

Асадулаев Ш.З.Промышленная политика как элемент экономической политики // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2013. № 51. С. 175-180.

Атанов, Н.И. Научные и прикладные подходы к новой промышленной политики республики Бурятия // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2012. № 1(5). С. 190-197.

Данилов-Данильян, А.В. Рыночный подход в импортозамещающей промышленной политике государства //www.prompolitika.rsppr.ru//intl.ru/cmd//publication/200403011613-6707.htm

Кондратьев В. Еще раз о промышленной политике // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 12. С. 20-28.

Литвинюк Т.А., Борозинец А.В.К вопросу о промышленной политике // В сборнике: Проблемы, противоречия и перспективы развития России в современном мире: экономико-правовые аспекты Сборник статей Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России и др.; Под общей редакцией: Э.В. Соболева, С.И. Берлина, В.В. Сорокожердьева. 2014. С. 143-145.

Рыбаков Ф.Ф. Генезис и эволюция представлений о промышленной политике России // Проблемы современной экономики. 2014. № 1 (49). С. 58-60.

Светловская Л.В. К вопросу о промышленной политике // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. Самара, 2012. С. 202-206.

Татаркин, А.И., Романова, О.А., Ченёнова, Р.И., Макарова, И.В. Региональная промышленная политика: от макроэкономических условий формирования к новым институтам развития. М.: ЗАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2012.

Товкайло М., Лютова М. Расходы бюджета на Крым уже превысили 100 млрд рублей//Vedomosti.ru. 2014. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/26692171/100-mlrd-ne-hvatit

Чельдиева З.К., Гониева З.О. Промышленная политика как часть экономической политики государства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4 (64). С. 8.

Яншина, М.Н. Плюралистическая основа понятия «промышленная политика» // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. №1. С. 168-173.

Официальный сайт Минфина России: http://www.minfin.ru.

Центр политических и экономических реформ: URL: http://cepr.su/wp-content/uploads/2015/10/Бюджет-2016-исследование1.pdf