Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах и России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В европейской модели нормы о недобросовестной конкуренции и антимонопольном регулировании выделены в самостоятельную отрасль. Данную модель применяют Франция, Великобритания, Германия, Австралия, и другие стран Западной Европы.

Как и американское антимонопольное законодательство, европейское также прошло достаточно большой эволюционный путь развития, но традиции регулирования монополии в различных странах были различными. В каждой европейской стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, однако, можно выделить общие для всех положения, а именно контроль за слиянием компаний и запрещение сговоров и соглашений предпринимателей, в том числе пресечение недобросовестной конкуренции[[53]]

В Великобритании становление современного антимонопольного законодательства связано с принятием в 70-х годах ХХ века ряда законодательно-правовых актов в сфере добросовестной торговли и ограничения торговой практики: 1973 год – Закон о добросовестной торговле, 1975 год – Закон об ограничительной торговой практике и иных законов. Первые антимонопольные меры в Англии по существу носили эпизодический характер[[54]] В 1980 году как результат работы над созданием правовой основы регулирования монополизации был разработан и принят Закон о конкуренции. На сегодняшний день государство поощряя конкуренцию, старается противостоять монополизму[[55]]

В Германии антимонопольное законодательство было принято под давлением США, так как именно концентрация производственных концернов являлась причиной удержания власти национал-социалистами. В последующем Германия принятое законодательство против монополий адаптировала его под свои нужды и интересы. Правила об отмене картелей, которые были приняты в 1947 году и направлены на демонополизацию и демилитаризацию страны, были заменены на Закон об отмене ограничений в конкуренции, принятый в 1957 году. В принятии данных норм и правил значительную роль сыграл такой политический фактор, как поражение Германии во Второй мировой войне.

В 1965 году в Германии было разрешено создание картелей, которые состоят из малых фирм [[56]], а в 1973 году была введена в обращение система контроля слияний. Все последующие изменения антимонопольного законодательства в Германии ужесточали систему санкций, а также вводили новые нормы и меры антимонопольного регулирования и уточняли понятия.


Главным исполнительным органом антимонопольной политики в Германии является Федеральная служба картелей, которая входит в состав министерства экономики и наделена полусудебными полномочиями в сфере реализации закона. В Германии, как и в большинстве западных государств, антимонопольная политика главным образом проводится через судебную систему[[57]] Главным исследовательским органом в области регулирования монополий является Монопольная комиссия, которая выполняет консалтинговые и аналитические функции, предоставляя в министерство экономики Германии отчеты о работе.

Главной отличительной особенностью антимонопольного законодательства Германии считается допущение наличия крупных корпораций и конгломератов, которые не обладают правом злоупотреблять своей рыночной мощью. Это обстоятельство делает антимонопольное законодательство Германии наиболее легким в использовании, в сравнении с законами США или иных западных стран.

В Германии на сегодняшний день используется либерально-косвенная система регулирования экономики государством путем реализации различных экономических рычагов[[58]]

Франция, как и другие страны Европы, также обладает богатым опытом защиты конкуренции и по сегодняшний день продолжает реформировать систему антимонопольного регулирования и приводит свою законодательную базу в соответствие с нормами Евросоюза. Во Франции главным законодательным актом признается Закон «О свободе цен и конкуренции», принятый в 1986 году.

Закон содержит наиболее универсальные формулировки, которые применимы фактически во всех сферах экономики страны. Отличительной особенностью Закона считается его простота и лаконичность понимания, как для антимонопольных органов, так и для предпринимателей. Закон «О свободе цен и конкуренции» предусматривает изъятия, которые связаны с тем, что не всякое поглощение и слияние ограничивает конкуренцию, а, наоборот, в некоторой степени способствует повышению ее эффективности. Во Франции органами государственного регулирования являются Совет по конкуренции и Генеральная дирекция по конкуренции, потреблению и борьбе со злоупотреблениями министерства финансов и экономики[[59]]

Специфической особенностью антимонопольной политики Франции является гармоничный баланс между национальной политикой, которая характеризуется большой долей государственного сектора, и одновременно общеевропейской политикой по защите конкуренции.


Если в целом брать во внимание Европейский Союз, то правовые нормы о защите конкуренции регламентированы в Римском договоре об учреждении Европейского Экономического Сообщества от 1957 года, в котором определен запрет на злоупотребление преобладающим положением в рыночном секторе. Международное антимонопольное право Европейского союза основывается на ст. 81 и 82 Римского договора о создании Европейского союза от 25.03.1957 года[[60]]

Главным антимонопольным органом ЕС является Европейская комиссия, которая осуществляет регулирование деятельности в следующих ключевых сферах:

1. Ограничение злоупотребления доминирующим положением и антиконкурентных соглашений;

2. Антимонопольный контроль слияний. Комиссия, руководствуясь Регламентом о слиянии ЕС 1997 года, осуществляет превентивный контроль слияний. Лимит оборотов национальной компании в настоящее время при слиянии составляет 250 млн. евро, транснациональной – 5 млрд. евро[[61]]

3. Либерализация сектора естественных монополий;

4. Контроль государственной поддержки компаний, согласно ст. 87-89 Римского договора.

В ЕС двухуровневая организация антимонопольной политики является залогом успешности норм и мер антимонопольного регулирования. В западных странах на сегодняшний день не имеется крайних состояний рынка[[62]]: отсутствует господство свободной конкуренции, которое нарушает нормы цивилизованных отношений, не имеется ограниченной монополии, которая охватывает все национальное хозяйство

В целом, в странах Запада отмечается активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность олигополии и монополий[[63]]

Таким образом, в основе политики регулирования монополии разных стран Европы, лежит антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции, которое в рамках государств содействует развитию рыночных структур и ограничению монопольной власти.

2.3. Реализация антимонопольного законодательства в странах СНГ

Обязательным условием совершенствования законодательства о защите конкуренции является учет всех интересов самых важных участников рынка: государства и юридических лиц, а также потребителей и индивидуальных предпринимателей. И в этом ракурсе немалый интерес представляет опыт стран с многолетними традициями действия рыночной экономики, так и стран СНГ [[64]]


Появление антимонопольных законов в странах СНГ было обусловлено распадом СССР в 1991-1993-х годах и развитием рыночных преобразований в экономике.

В России самая первая проба создания антимонопольного законодательства была предпринята еще в 1908 году. За образец был взят закон Шермана, который действовал в США. Но данный проект закона организации российских предпринимателей встретили в штыки и в конце сорвали его принятие[[65]]

Первый этап формирования антимонопольного законодательства в России был предпринят в начале 90-х годов ХХ века[[66]] В данный период создавалась база нормативно-правовых актов, которые устанавливали правила и регламентировали нормы в сфере монополии и конкуренции. В новом Уголовном кодексе РФ монополистические действия и ограничения конкуренции были отнесены к преступлениям[[67]]

Второй этап развития антимонопольного регулирования и законодательства в России условно можно отнести к периоду с 1994 по 1998 года. В этот период были приняты следующие законодательные акты: Постановление Правительства РФ «О Государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках РФ» (1994 г.) и Федеральный закон «О естественных монополиях» (1995 г.).

Становление антимонопольного законодательства в России проходило одновременно с приватизацией и либерализацией экономики, а также формированием рыночных отношений.

Антимонопольное законодательство в России основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, распространяющихся на сферу отношений, которые влияют на конкуренцию на рынках финансовых услуг и товарных рынках Российской Федерации[[68]]

История антимонопольного законодательства началась 22 марта 1991 года с принятия закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В данном правовом акте в наиболее обширном виде были установлены главные задачи государственной конкурентной политики:

– содействие формированию рыночных отношений на базе развития предпринимательства и конкуренции;

– предупреждение, пресечение и ограничение недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности;

– осуществление государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Позже в России был принят Федеральный закон от 17.08.1991 года «О естественных монополиях» № 147[[69]], 18 июля 1995 году был принят Федеральный закон «О рекламе» № 108, в 1999 году был принят Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» № 117. В 1995 году в текст Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» были внесены дополнения и изменения[[70]]


Все перечисленные законодательные акты имели одну общую цель, которая заключалась в государственном регулировании поведения на рынке субъектов антимонопольного законодательства; защите конкуренции и создании условий для результативного функционирования товарных рынков. Данные нормативные акты установили долгосрочную стратегию развития антимонопольного регулирования и законодательства в России и придали им необходимую организованность и системность[[71]]

В Российской Федерации полномочия и функции антимонопольного органа, которой является Федеральная антимонопольная служба, установлены Федеральным Законом «О защите конкуренции». Данный закон распространяет свое действие на все виды отношений, связанны с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестно конкуренции[[72]]

В Республике Беларусь начало антимонопольному регулированию было обусловлено построением социально ориентированной рыночной экономики, и было положено в 1992 году, когда был принят первый в истории Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»[[73]] Данным законом были установлены правовые и организационные основы пресечения, ограничения и пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Закон был направлен на обеспечение необходимых условий для эффективного и результативного функционирования товарных рынков, законных интересов и защиты прав потребителей, в том числе создание и последующее развитие добросовестной конкуренции.

Основные направления антимонопольного регулирования в Республике Беларусь заключаются в следующем: – формирование и развитие оптимальных конкурентных отношений; – противодействие развитию и функционированию монополистической деятельности; – регулирование отношений, которые защищают права потребителей[[74]]

Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» отображает специфику белорусского антимонопольного законодательства и подтверждает, что антимонопольная деятельность сегодня является важной составной частью рыночных преобразований и обеспечивает возможность их эффективной реализации. В Республике Беларусь за нарушение норм антимонопольного законодательства пре­дусматривается наложение административно-правовых и гражданско-правовых, а также уго­ловно-правовых санкций [[75]]