Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах и России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конце XX века наметилась глобальная тенденция к экономической либерализации, поощрению торговли и открытию рынков. В данный период многие экономически развитые и развивающиеся страны стали отдают предпочтение не реализации жесткого государственного регулирования, а применению рыночных сил как устанавливающих факторов для производства и распределения услуг и товаров. Для того чтобы рыночные силы не оказали отрицательное воздействие на рынок возникла настоятельная потребность вмешательства со стороны государства во все процессы функционирования рынков.

Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Основу политики антимонопольного регулирования, которая реализуется сегодня в 120 странах мира, составляют законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство.

2. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах и России

2.1. Эволюция американской модели антимонопольного законодательства

Антимонопольное регулирование, которое сегодня применяется в большинстве стран и предполагает методы воздействия на состояние рынка для недопущения уменьшения конкуренции, законодательно впервые было закреплено в США и Канаде.

Соединенные Штаты Америки имеют достаточно богатый опыт в сфере проведения антитрестовской политики.

В США к концу XIX века обострилось противоконкурентное поведение на рынке, в особенности корпораций-гигантов, что проявилось в ограничении свободы торговли и использовании противозаконных методов борьбы с конкурентами. Государством был предпринят ряд мер для разрешения сложившейся ситуации организационного и законодательного характера.

В развитии антимонопольного законодательства США первым этапом считается период с 1890 по 1920 годы[[31]] В 1890 году американский конгресс принял Акт Шермана, который считается первым законодательным актом антимонопольной регулирования экономики[[32]] Данный закон базируется на юридических принципах общего американского права. Основная цель закона Шермана заключалась в создании условий в пользу ничем не ограничиваемой конкуренции и свободного предпринимательства, повышении благосостояние потребителей и предотвращение несправедливого перераспределения благ от потребителей к производителям, а также поддержке жизнеспособности демократических институтов[[33]]


Законом Шермана были запрещены различные формы контрактов (сговоры, объединения, соглашения), которые направлены на ограничение свободы торговли, «недобросовестные приемы» устранения конкурентов объявлены вне закона, которые рассматривались в качестве уголовного преступления. За нарушение норм закона предусматривались возмещение убытков и штрафы, расформирование фирмы и тюремное заключение. По существу закон Шермана в экономической жизни США стал ядром антитрестовской политики. Закона Шермана объявил монополизацию рынка преступлением и вводил за это санкции[[34]]. Однако принятие закона Шермана полностью не смогло решить все проблемы, в связи, с чем было необходимо дальнейшее развитие и совершенствование законодательных актов.

Закон Шермана в рамках первого этапа развития антимонопольного законодательства в США был дополнен и уточнен законом Клейтона, изданным в 1914 году. Закон Клейтона был направлен на запрет ограничительной деловой практики в сфере сбыта и ценовую дискриминацию, в тех случаях, когда это было не обусловлено спецификой конкуренции[[35]] Кроме этого, в законе содержались положения, которые ограничивали слияние конкурирующих фирм с целью снижения уровня конкуренции и предупреждения создания монополии. Основные положения закона Клейтона, гласили: – в ценовой политике запрещались фактически все формы дискриминации; – накладывались ограничения на продажу товаров с принудительным ассортиментом[[36]]; – запрещалось совмещение любых должностей в советах директоров деловых предприятий и фирм.

В целом закон Клейтона был направлен на поддержку добросовестной конкуренции и устанавливал нормы, которые запрещали ведение бизнеса такими методами, которые могли бы вредили конкуренции[[37]]

В 1914 году для контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства была создана Федеральная торговая комиссия, которая была наделена полномочиями в сфере расследования нечестных конкурентных действий[[38]] Расследование осуществлялись как по инициативе самой Федеральной торговой комиссия, так и по требованиям фирм, которым был нанесен ущерб. По данным искам комиссия вправе была устраивать публичные слушания и выпускать приказы о прекращении или приостановлении деятельности фирмы в случае обнаружения противозаконных действий, которые нарушают антитрестовое законодательство[[39]]


В 1914 году Конгресс США одновременно с законом Клейтона ратифицировал и закон о Федеральной торговой комиссии, значительно дополнивший закон Клейтона. Основной смысл законодательного акта заключается в запрещении случаев нечестных методов конкуренции, то есть методов осуществления недобросовестной конкуренции[[40]]

В развитии антимонопольного законодательства в США в качестве второго этапа целесообразно выделять период с 20-ых до конца 30-ых годов. Данный этап в основном связан с годами Великой депрессии и самого глубокого экономического кризиса. Поэтому для данного этапа присуще ослабление антитрестовской деятельности. Более того, в данный период был принят ряд законов, фактически способствующих усилению в американской экономике монополистических тенденций, хотя и называвшихся антимонополистическими. Так, в 1933 году был принят закон о восстановлении промышленности, практически поощрявший тайные сговоры между организациями и фирмами об установлении единых цен, то есть способствовавший образованию картелей.

Третий этап развития антимонопольного законодательства США охватывает период с конца 30-х до конца 70-х годов. Данный период отличается особо активным использованием антимонопольной политики и применением «принципа разумности» в борьбе с монополиями разных типов.

Принятый в 1936 году закон Робинсона-Патмана был направлен на замену второй главы закона Клейтона, вводя дискриминацию в сфере рекламы и запрет на ценовую дискриминацию при перепродаже разнообразных товаров, при этом ограничивая размеры комиссионных выплат за оказание посредничественных услуг в торговле[[41]]

В 1938 году была принята поправка к закону «О Федеральной торговой комиссии» или закон Уиллера–Ли. Данная поправка расширила юридические права Федеральной торговой комиссии в отношении тех компаний, которые наносили вред конкурентам и потребителям и в целом обществу, а также в отношении вводящей в заблуждение или ложной рекламы и значительно искаженной информации о качестве услуг и продуктов[[42]]

Закон Уилера–Ли расширил перечень запрещенных форм недобросовестной конкуренции путем объявления обмана покупателей незаконным действием [[43]]

В 1950 году к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефове- ра, в которой наиболее точно уточнялось понятие «незаконное слияние». В поправке запрещались слияния через скупку активов.


Если законом Клейтона был поставлен запрет горизонтальным слияниям крупных предприятий и фирм, то поправка Селлера-Кефовера значительно ограничивала вертикальные слияния, например, через производство и сбыт продукции[[44]]

В целом в поправке Селлера-Кефовера ограничения распространялись на горизонтальные, так и вертикальные слияния компаний[[45]] Закон Келлера-Кефаувера обращал внимание на взаимодействие сфере материальных активов монополистов в.

В период с 1966 по 1973 год антимонопольное законодательство в США испытала значительное воздействие структуралистской школы[[46]]

Период с конца 70-х начала 80-х годов и до настоящего времени является четвертым этапом в развитии антимонопольного законодательства США. В целом для данного этапа характерно дальнейшее продвижение по пути развития принципа «разумности» при анализе ситуаций, которые связаны с оценками поведения организации и фирм, которые обладают монопольной властью.

Период 70-х начала 80-х годов, как известно, называют «консервативным сдвигом», выделяя сокращения со стороны государства масштабов вмешательства в экономику и общее усиление позиций сторонников свободного рынка. В США антимонопольную политику проводят следующие государственные органы: Федеральная торговая комиссия, Антитрестовский отдел Мини­стерства юстиции, местные и федеральные суды[[47]] Однако следует отметить, что большая нагрузка в проведении антимонопольных мероприятий ложится на федеральные суды, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает недействительность или законность ограничительных условий в методах или договорах хозяйственной деятельности.

Важнейшая особенность антимонопольного законодательства в США – направленность не против «крупного бизнеса», а против деловой и ограничительной практики, которая подрывает эффективную конкуренцию[[48]]

На сегодняшний день антимонопольное регулирование в США имеет динамичный характер, корректируется с учетом изменяющихся хозяйственных и социальных условий развития страны. Антитрестовское законодательство США дает возможность государству регулировать деятельность и соглашения фирм и компаний, способных действовать антиконкурентно. В современных условиях можно выделить два направления антитрестовского законодательства США: против действий, противозаконных по своей сути; против действий, законность которых определяется правилом разумности.


В настоящее время антимонопольное законодательство США считается одним из самых жестких и эффективных в мире: максимальный штраф, взимаемый с юридических лиц, составляет 10 млн. долл. США, а в будущем, возможно, его увеличение до 100 млн. долл. США. Также штраф может составлять удвоенную сумму прибыли от незаконной деятельности или сумму убытков, которые понесены потерпевшей стороной[[49]].

Таким образом, в США в ходе развития антимонопольного законодательства и применения антитрестовских законов чередовались как более жесткие, так и либеральные подходы. Юридическую основу антимонопольной политики США составляют следующие федеральные законы: закон Шермана (1890), закон Клейтона (1914), закон о Федеральной коммерческой комиссии (1914).

2.2. Европейская модель законодательного регулирования монополии

В странах Европы проблема регулирования монополий возникла достаточно недавно. Большая часть европейских государств до второй мировой войны не имела антимонопольных законов, так как имело более низкий уровень концентрации производства, чем в США.

Начиная с 80-х годов ХХ века для противодействия монополизации и защиты конкуренции, во многих государствах Европы стали разрабатываться законы, на основе которых можно было проводить антимонопольную политику и поддерживать предпринимательство[[50]]

Причинами принятия законов, которые регулируют предпринимательскую деятельность и способствуют развитию конкуренции, являлись:

– необходимость защиты фирм и организаций от незаконных действий друг друга;

– потребность в защите от недобросовестной деловой практики потребителей[[51]];

– необходимость зашиты интересов хозяйствующих субъектов и в целом общества от некоторых предпринимателей-монополистов.

Европейская модель антимонопольного законодательства в первую очередь направлена обеспечение контроля над монополиями и на борьбу со злоупотреблениями монополистического содержания. В целом европейская антимонопольная модель регулирования экономики направлена против тех монополий, которые ограничивают возможности конкуренции в какой-либо отрасли рынка[[52]]