Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах и России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Антимонопольное регулирование наиболее корректно определить как реализацию государственными органами комплекса экономических и законодательных, а также административных мер, которые направлены на обеспечение условий для развития рыночной конкуренции и на недопущение обширной монополизации рынка и злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов монопольной властью.

Антимонопольное регулирование призвано обеспечивать соблюдение установленных «правил поведения» на рынке, защиту прав производителя и потребителя, реализуется посредством комплекса определенных мер[[15]]

Главные цели и основные направления антимонопольного регулирования являются общими для многих стран мира с развитий экономикой, и заключаются в следующем:

– сохранение и обеспечение конкуренции;

– контроль над действующими субъектами-монополи­стами;

– защита и поддержание среднего и малого бизнеса;

– защита интересов потребителя;

– контроль выполнения процессов слия­ния и поглощения, а также концентрации капитала[[16]];

Меры антимонопольного регулирования в зависимости от ситуации, которая складываются на рынке, могут быть чрезвычайными или повседневными, ограничительными или запретительными, а также поощрительными и иными.

К числу основных мер антимонопольного регулирования относится:

– жесткий контроль процессов слияния посредством метода административного контроля качества и цены;

– либерализация и демонополизация и цен;

– разгосударствление, в частности денационализация и приватизация, а также отмена льгот и снижение бюджетных дотаций;

– пресечение недобросовестной конкуренции[[17]];

– упрощение лицензирования, снижение таможенных пошлин и поддержка малых предприятий.

Основные направления антимонопольного регулирования устанавливаются антимонопольной политикой государства[[18]]

Антимонопольная политика является целенаправленной деятельностью государственных органов управления, которая противодействует неограниченной власти монополий, недобросовестному и нездоровому соперничеству и направлена на формирование и поддержку честной конкуренции.

Антимонопольная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства, которая призвана находить самые различные варианты решения проблем, которые связаны с развитием конкуренции и защитой от монополий благосостояния общества [[19]]


Цель антимонопольной политики заключается в борьбе не с как таковой монополией, а со злоупотреблением монопольным положением хозяйствующими субъектами и попытками монополизации, то есть с противозаконными действиями, которые ведут к ослаблению конкуренции и неразумному поведению на рынке. Экономисты считают, что эффективная антимонопольная политика, должна строиться таким образом, чтобы, с одной стороны, препятствовать неконкурентному поведению, с другой – не сдерживать эффективное применение наибольших масштабов производства[[20]]

Антимонопольная политики направлена на предупреждение дефицитности производства и сокращение монопольных цен, а также перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации в обществе совокупной концентрации экономических ресурсов.

Современная антимонопольная политика нацелена на использование преимуществ естественной монополии под контролем государства и общества, и во-вторых на ограничение или недопущение действия искусственной монополии[[21]]В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке.

Сегодня на практике выделяется два вида антимонопольной политики, а именно антимонопольная политика, реализуемая в отношении естественных монополий, и антимонопольная политика, которая действует относительно искусственных монополий[[22]]

Государство для проведения антимонопольной политики создает специальные антимонопольные службы, главная задача которых заключается в контроле монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не считаются частью законодательной власти, однако их компетенция дают возможность им реализовать совещательную функцию. Противодействие монополизации в сфере экономики проявляется в форме запретов на ведение производственной и коммерческой деятельности, а также в разукрупнении фирм и их реорганизации, разделении или ликвидации.

Основным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство – это законы, которые запрещают практику и рост монопольной силы[[23]] Антимонопольное законодательство представляет собой правовую форму антимонопольного регулирования рыночных отношений. Антимонопольное законодательство осуждает монополистическое поведение хозяйствующих субъектов рынка, однако по существу не предписывает мер, как его исправить[[24]]


Антимонопольное законодательство является сложной и разветвленной сетью законов и судебных решений, правовых норм и комплексом правовых актов, которые направлены на поддержание конкурентной среды на рынке, противодействие недобросовестной конкуренции и в целом монополизму.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства выступает одним из самых важных средств регулирования экономики со стороны государства. В современный период главная особенность антимонопольного законодательства заключается в том, что оно направлено на защиту олигополии в качестве рыночного механизма.

Таким образом, антимонопольное регулирование включает регулирование монополизации производства, тактики и стратегии предприятий, внешнеэкономической деятельности, налоговое и ценовое регулирование. Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.

1.3. Этапы и модели развития антимонопольного законодательства

Традиционное регулирование, к которому относится налоговое и таможенное, как правило, подразумевает наличие длительных взаимоотношений между объектом регулирования и регулирующим органом. Политика конкуренции или антимонопольная политика содействует экономической либерализации, иногда заставляя или поощряя независимых продавцов и покупателей вступать в конкуренцию. Антимонопольное регулирование является воздействием государства, которое дополняет действие рыночных сил[[25]]

Антимонопольное регулирование подразумевает только эпизодическое вмешательство в процесс экономического воспроизводства и рыночную структуру с целью внесения корректив в поведение нарушителей или поддержание данной структуры рынка, чтобы результативность последующего поведения осуществлялась автоматически.

Антимонопольное регулирование имеет многовековую историю. В тех областях, где монополистическая власть возникает в процессе объединения и создания фирм, государство может предупредить функционирование монополии или, если она уже существует, ее ликвидировать[[26]]

Изучение хронологии формирования и содержания ключевых положений антимонопольной политики во многих странах мира дает основание выделить пять основных концептуальных этапов теории и практика антимонопольного регулирования и развития антимонопольного законодательства. Каждый из данных этапов имеет свое историческое место, а также содержание и тактику реализации основных положений и производен от важнейших концептуальных и теоретических этапов развития экономической теории.


Первые два этапа развития политики антимонопольного регулирования характеризуются как периоды становления и апробации методов деятельного вмешательства в конкуренцию.

Первый этап развития регулирования монополии и антимонопольной политики начинается в 1876 году, когда в некоторых штатах США создаются учреждения, которые наблюдают за услугами и ценами. Именно для США характерна в данный период максимальная концентрация производства.

Второй этап развития антимонопольного регулирования связан принятием в 1890 году первого акта антитрестовского законодательства Конгрессом США, который был направлен на защиту торговли и коммерции от незаконных монополий и ограничений. Данный закон более известен как Закон Шермана[[27]]

В дальнейшем в 1914 году был принят один важный законодательный акт – закон Клейтона, направленный в первую очередь против разнообразных видов монополистической практики – формирования «переплетающихся» директоратов и ценовой дискриминации[[28]]Закон Клейтона был призван усилить действие закона Шермана.

В 1914 году был принят Закон о Федеральной торговой комиссии, который установил ограничения на ценовую дискриминацию, заключение «связывающих» контрактов и создание холдинговых компаний, а также участие в совете директоров и правлении конкурирующих компаний одних лиц. Данные законы и сегодня составляют базу антитрестовской политики США.

В антитрестовской теории используются установки Гарвардской школы экономистов, делающей акцент на неэффективность высококонцентрированной экономики и обосновывающей сильное антимонопольное регулирование[[29]]

Третий этап развития антимонопольного законодательства обусловлен окончанием экономического кризиса 1929-1933 годов и начинается 1933 году. Отличительной чертой третьего этапа развития антимонопольного законодательства является начала принятия норм, которые ограничивали монопольное поведение компаний и фирм в некоторых европейских странах. В 1938 году принимается закон Уилера-Ли, который был направлен на защиту прав потребителя, в особенности против искаженной информации и ложной рекламы. В данный период к реализации активной антимонопольной политике в основном обращается Япония и страны Западной Европы. В 1947 году под давлением США Германия и Япония приняли антимонопольные законы политическим и в течение последующих лет внесли в них существенные коррективы. Значимым аспектом для принятия данных законов являлся также и политический фактор, а именно поражение и полная капитуляция Германии и Японии во Второй мировой войне. Политика победивших государств предполагала демилитаризацию экономики данных стран и, как результат, ее демонополизацию. В 1950 году был издан закон Келлера-Кефаувера, который был направлен на урегулирование взаимодействия монополистов в области материальных активов.


Четвертый этап развития антимонопольного регулирования и законодательства приходится на 70-80-е годы. Данный период характеризуется реализацией жесткой антимонопольной политикой, в особенности в отношении соглашений и слияний. Регулирование антимонопольными органами конкуренции подчинено самой главной задаче, которая заключается в недопущении монополизации фирмами рынка и в то же время согласно экономическим исследованиям организации промышленности и теории отраслевых рынков демонстрации высокой эффективности функционирования наиболее крупных производства на олигополистическом рынке[[30]]

Пятый этап – конец 80-х – начало 90-х годов – характеризуется высокой либерализацией антимонопольной политики, в особенности касательно сотрудничества при проведении совместных разработок и исследований. Американское правительство в данный период установило нормативы отраслевой концентрации, которые позволяют установить степень рыночной концентрации и определить ее допустимые границы. Теоретическое обоснование антимонопольного законодательства пятого этапа базируется на исследованиях проводимых Чикагской школы, которая направлена на ориентацию антимонопольной политики для решения глобальных целей, то есть государственное вмешательство должно реализовываться лишь тогда, когда можно четко установить отрицательную деятельность хозяйствующего субъекта на рынке.

Главная особенность пятого периода развития антимонопольного законодательства заключается в многогранности и принципиально новых экономических и юридических подходов к самой политике осуществления антимонопольного регулирования. В конце XX столетия проявилась глобальная тенденция к упразднению границ, объединению и открытию рынков, поощрению торговли, чем обусловлен рост интереса к политике управления конкуренцией. Новые явления в международном экономическом сотрудничестве и активизация мирохозяйственных связей обусловили принятие законодательства о защите конкуренции в ключе международных правил торговли на рынках отдельных государств.

Таким образом, в развитии антимонопольного законодательства в странах мира можно выделить условно пять основных периодов, которые обусловлены как чисто экономическими аспектами, так и влиянием политических и социальных факторов.

Выводы по главе 1

Монополиями являются крупные хозяйственные объединения (тресты, картели, синдикаты, концерны), которые находятся в частной собственности и осуществляют контроль над отраслями, рынками и в целом экономикой на основании высокой степени концентрации производства и капитала для извлечения максимальных монопольных прибылей и установления монопольных цен. Господство в экономике является базой того воздействия, которое монополии проявляют на все без исключения сферы жизни страны.