Файл: Экология воспитания и детства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

-  экологические знания и умения;

-  экологическое мышление;

-  ценностные ориентации;

-  экологически оправданное поведение.

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Дети постоянно соприкасаются с природой и ее загадками. Природа является неисчерпаемым источником духовного и нравственного обогащения. Воздействуя на чувства ребёнка своей яркостью, многообразием и динамичностью, природа оставляет глубокий след в его душе. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый заметил огромного майского жука, услышал пение скворца или соловья, увидел, что снег – это множество красивых резных снежинок. Так дети впервые воспринимают природу с её многообразием, тянутся к ней, она пробуждает в них любознательность и желание постичь её загадки.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, пытаются познать его, но видят не все, а иногда даже не замечают главного. Огромная роль здесь принадлежит воспитателю, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть.

Актуальность работы состоит  в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.

Цель работы заключается в изучении особенностей экологического воспитания дошкольника в современном ДОУ.

Задачи:

- рассмотреть понятия «экологическая культура», «формирование начал экологического воспитания личности», задачи по экологическому воспитанию для дошкольников;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам экологического воспитания дошкольников;

- раскрыть структуру проведения занятий для дошкольников.

Объектом исследования является экологическое воспитание в ДОУ.

Предметом исследования является работа на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию старших дошкольников.


Значительный вклад в исследование проблемы экологического воспитания внесли такие педагоги, как Е.И. Тихеева, П.Т. Саморукова, Л.И. Бажович, Г.И. Щукина, Т.А. Куликова, М.В. Лучич, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, М.М. Марковская.

Проблема взаимосвязи работы на занятиях и в повседневной жизни в ходе экологического воспитания дошкольников изучена недостаточно, что и обусловило актуальность и выбор темы исследования «Экологическое воспитание личности».

Работа представлена двумя разделами. В первом разделе рассматривается понятие «экологии», как науки и вклад педагогов в проблему экологического воспитания, изложены цели и задачи экологического воспитания. Во второй части работы представлен краткий анализ программ по экологическому воспитанию в современной педагогике и особенности организации экологического воспитания на занятиях и в повседневной жизни.

В ходе исследования использовались следующие методы: изучение педагогической литературы, анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников.

Практической значимостью такой работы является разъяснение понятия – экологическое воспитание, ознакомление педагогов с особенностями экологического воспитания дошкольников в ДОУ.

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Экология как наука

Новая биологическая наука «экология» сформировалась в начале XX века. В переводе с греческого – это «наука о местообитании»[1].

Экология — это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой[2].

Сам термин «экология» был введен в науку в 1866 г. видным немецким биологом Э. Геккелем. Однако лишь в XX в., преимущественно во второй его половине, чисто экологические исследования получили огромный размах.

Развитие человеческого общества в конце II тысячелетия характеризуется интенсивным ростом численности населения, а следовательно, и возрастанием потребностей человечества в пище и сырье. В условиях научно-технического прогресса воздействия людей на природу приобрели поистине планетарный характер. Огромные пространства на Земле подверглись коренным преобразованиям в результате хозяйственной деятельности человека. Это выразилось и в истощении природных ресурсов, и в разрушении природных комплексов, и в загрязнении внешней среды.


Человек вступил в острый конфликт с природой, углубление которого грозит глобальной экологической катастрофой. В результате могут погибнуть многие виды организмов, и в первую очередь сам человек. Чтобы предотвратить это, нам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с окружающим миром. Существование и развитие человеческого общества должно строиться на глубоком понимании законов существования и развития живой природы, природных комплексов и систем[3].

Научной основой для решения вышеназванных проблем послужит именно экология. Сегодня она стремительно накапливает данные и оказывает все усиливающееся влияние на естествознание, науку в целом, а также на все сферы деятельности человека — сельское хозяйство, промышленность, экономику и политику, образование, здравоохранение и культуру. Только на базе экологических знаний могут быть построены эффективная система охраны природы и рациональное природопользование.

Задачи экологии как науки:

1) изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой;

2) исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;

3) установление зависимости между средой и численностью популяции;

4) исследование взаимоотношений между популяциями разных видов;

5) изучение борьбы за существование и направления естественного отбора в популяции[4].

Среда обитания человека по сравнению со средой обитания других живых существ — очень сложное переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных факторов, причем этот набор в разных местах резко различается.

В отличие от всех других существ с точки зрения экологии человек имеет двойственный характер: с одной стороны, он является объектом различных факторов среды (солнечный свет, другие существа), с другой — человек сам является экологическим (антропогенным) фактором.

1.2 Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение в педагогической науке задолго до нашего века.

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы[5].


Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг. Французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Против бездушного отношения к природе выступали русские просветители: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе[6].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нём. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирования у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы – есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов[7].

Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ... так мало оценено в педагогике".

Как мы видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и термина "экологическое воспитание"[8].

1.3 Цель и задачи экологического воспитания

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка, трудно переоценить. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Очень важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни[9].


Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, естественных ресурсов. Главная задача педагогов в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира[10].

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой[11].

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое сознание – способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности.

Экологическое воспитание в стремительно развивающемся мире технического прогресса – составная часть процесса воспитания. Несоблюдение требований экологической культуры может поставить современную цивилизацию на грань экологической катастрофы.

В формировании экологической культуры личности воспитание играет основополагающую роль. С раннего возраста необходимо научить детей заботится о здоровье нашей планеты, об охране окружающих нас лесов, рек, озер, морей, птиц и животных, всего того жизненно важного и, несомненно, прекрасного, что было создано для гармоничного существования человека.

Экологические представления у дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание[12].

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности[13].