Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современные дошкольные учреждения в настоящий момент активно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»[1] говорит о том, что дошкольное образование должно стать неотъемлемой ступенью в непрерывном образовательном процессе, а образовательные программы ДОУ должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Эти цели в полной мере отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования[2]. ФГОС ДО регламентирует важность поддержки и разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Важна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. На этой основе разрабатываются и апробируются новые программы и технологии работы. Одна из распространенных программ, используемых в ДОУ в настоящий момент, программа «От рождения до школы», созданная коллективом авторов под руководством Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой[3]. В данном документе сделан акцент на важности полноценного проживания детства и использовании разных видов детской деятельности. Пять образовательных областей с акцентом на их интеграции, описанные в программе (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), составляют основное содержание работы с дошкольниками в ДОУ. Вместе с тем, изучение литературы и практики позволяет выделить противоречие: с одной стороны признается роль использования разных видов детской деятельности и интеграции образовательных областей в развитии каждого ребенка, а с другой – на данный момент нет единого подхода к определению эффективных средств работы. Педагоги теряются выборе, зачастую проводят занятия по традиционной схеме.


Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является деятельность с использованием средств мультипликации. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях мультфильмов.

Именно мультипликационная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в создании мультфильмов, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно игра «мультфильм» прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение мультфильмов. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать деятельность по созданию мультфильмов. Очевидно, что деятельность по созданию мультфильмов учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Посредством мультипликации можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями). Мультфильм позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний.


Актуальность темы исследования состоит в том, что исследование влияния и возможностей мультфильмов в развитии дошкольника способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности.

Цель работы: проанализировать влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Объект исследования:  деятельность по созданию мультфильмов детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние мультфильмов на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:  создание мультфильмов оказывает положительное влияние на развитие личности дошкольника, что находит отражение в снижении тревожности, стабилизации эмоционального состоянии, умении идентифицировать свои эмоции и эмоции окружающих и пр.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме влияния мультфильмов на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Апробировать работу по созданию мультипликации с детьми старшего дошкольного возраста и экспериментально выявить ее эффективность.

3. Предложить рекомендации для педагогов по работе с мультфильмами с детьми старшего дошкольного возраста

Структура исследования включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие «личность» в психологии

На вопрос, что же такое личность, можно получить множество разнообразных ответов. Чаще всего личность понимают как человека со всем своеобразием его социальных, приобретенных качеств. В ряде трактовок личности подчеркивается, что в число личностных нельзя отнести такие психологические особенности, которые характеризуют познавательные свойства человека либо индивидуальный стиль деятельности, исключая такие, которые могут быть проявлены в отношениях к окружающим, к обществу. В феномен «личность» чаще всего включаются такие свойства, которые выступают более или менее устойчивыми и говорят об индивидуальности человека, обуславливая его значимые для других действия.


Проблемой личности занимается целый ряд наук: философские, общественно-исторические, юридические, педагогические, а также различные отрасли психологии. Однако до настоящего времени в учении о личности нет единства, поэтому существуют немалые сложности в используемом понятийном аппарате. Изучение проблемы личности - это активно развивающаяся область науки, в которой есть достаточно объемный пласт направлений и научных течений - от направлений, преимущественно акцентирующих внимание на биологической, наследственной обусловленности личностных характеристик индивида, до направлений, сосредоточивших свое внимание на исключительно культурных аспектах[4].

Категория, которая описывается понятием «личность», является сложной уже в этимологии данного термина. Понятие «личность» (persona) первое время имело отношение к актерским маскам (в древнеримском драматическом искусстве маска актера имела название «личина» - лицо, обращенное к зрителям), которые закреплялись за каким-либо типажами действующих лиц. Впоследствии данное слово стало обозначать непосредственно актера и его роль. Ранее термин «persona» использовалось исключительно с указанием какой-либо социальной функции или роли (личность отца, личность предводителя, личность судьи). То есть, личность по исходному значению - это некая социальная роль или функция людей[5].

В настоящее время наука психология понимает личность в виде социально-психологического образования, которое развивающегося благодаря жизни человека в социуме. Человек как социальное существо присваивает новые (личностные) качества, когда организует отношения с окружающими людьми и эти отношения выступают «образующими» его личность. У человека на этапе рождения еще нет этих появляющихся позднее личностных черт. В определение «личность» обычно входят те свойства, которые выступают более или менее устойчивыми и говорят об индивидуальности человека, обозначая его значимые для общества черты и поступки.

Согласно трактовке Р.С. Немова, личность - это человек, рассматриваемый в системе свойственных ему психологических особенностей и качеств, которые социально определены, могут быть проявленными в социальных по происхождению связях и отношениях, выступают устойчивыми и влияют на нравственные поступки субъекта, играющие важнейшую роль для него самого и других[6].

Обобщая наработанный опыт актуальных представлений о личности, Р. Мейли полагал, что личность представляет собой совокупность психологических качеств, характеризующих любого. Психология личности обязана непременно учитывать индивидуальные различия и целью ее должно выступать как можно более точное их осмысление и объяснение»[7].


К ведущим направлениям изучения проблемы личности, описанным зарубежными учеными, относятся:

  • типологическое направление, в рамках которого психологию личности следует трактовать как теории о типах личности, ведущей же характеристикой конкретного субъекта является его принадлежность к какому-либо типу. Представителями данного направления являются У. Шелдон[8], Г.Ю. Айзенк[9]. При этом Шелдон выделял типы личности на основе сомато-конституционных свойств человека, а Айзенк анализировал их по трем параметрам: нейротизм, экстравертированность или интравертированность, психотизм. Типологический подход имеет в виду целостное восприятие личности с дальнейшим объединением всего разнообразия индивидуальных форм к определенному числу групп, концентрирующихся вокруг репрезентативного типа.
  • диспозициональное направление. В числе представителей диспозиционализма можно назвать Г.Олпорта[10]. Олпорт считал, что поведение человека всегда объясняется определенной конфигурацией черт его личности. А черта – это своего рода предрасположенность вести себя так или иначе. В частности автором выделяются примеры таких значимых черт, как образ себя (в т.ч. самооценка), умение рационального управления собой и т.д. В основе этого подхода изучения личности находятся две общие идеи. Первая основана на том, что каждый человек обладает большим перечнем предрасположенностей реагировать каким-то образом в разных ситуациях. Вторая ведущая идея диспозиционального направления связывается с тем обстоятельством, что не существует двух людей, абсолютно схожих друг с другом;
  • направление, связанное с изучением черт личности. Это направление представлено, в том числе, исследованиями Р. Кеттела[11]. Его теория носит название теория черт личности. Он полагает, так же как и Олпорт, что личностные черты образуют ядро структуры личности, и в итоге именно они ответственны за то, что будет делать человек в какой-либо ситуации. Такие черты личности могут быть выделены только при условии качественного анализа и измерения поведения. К ним могут относиться: эмоциональная устойчивость или неустойчивость; рассудительность, сознательность, недисциплинируемость или контролируемость (эти три черты мы считаем в определенной мере соотносящимися с самоконтролем человека); склонность к опасениям или спокойствие (сходны с качествами: тревожность, уверенность в себе) и т.д. Теория Кетелла характеризуется следующим ведущим положением: личность конкретного индивида может быть четко охарактеризована путем ее локализации в совокупности факторов, объединение которых представляется как набор качеств личности.
  • психоаналитическая теория личности - это пример психодинамического, клинического подходов к изучению и пониманию личности (З.Фрейд[12], К.Г. Юнг[13]). Суть теории заключается в том, что поведение трактуется как результат взаимодействия мотивов, или влечений. При данном подходе подчеркивается, что неосознаваемые психологические конфликты направляют поведение человека.
  • социально-когнитивное направление (А.Бандура[14], Д.Роттер[15]). Особенности этого течения состоят в том, что в этой данной теории выделяются не устойчивые и общие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. Разные факторы воздействуют на поведение, не исключается полностью и влияние личностных, в частности, А. Бандура, к таковым относит самовосприятие. Кроме этого, в русле социально-когнитивного подхода основное внимание уделяется исследованию податливости, изменчивости поведения и методам направленной модификации поведения.
  • культурологическое направление. Его представителем является К.И. Май[16]. Влияние культуры на конкретного индивида в рамках культурологического направления может быть конкретизировано через понятие роли. Роль определяется как определенная совокупность социальных функций, которые индивид должен выполнять, система ожиданий, связывающаяся с реализацией данных функций, это то, чего ждут от индивида, если он принял эту социальную позицию. Требования к какой-либо роли изменяются в разных культурах.
  • гуманистическое направление, которое представлено в работах А. Маслоу[17], К.Роджерса[18] и др. В данном направлении описывается онтологическое стремление личности к самоактуализации, личностному росту и развитию. По мнению А. Маслоу, самоактуализации достигает только небольшое количество людей, которые обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей, не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. В свою очередь, важный момент концепции К. Роджерса – выделение им такого конструкта как «Я-концепция» или «самость», т.е. того, как человек воспринимает себя во всех своих ипостасях, оценивает себя, как «Я» реагирует на потенциальную угрозу (какие механизмы защиты выстраивает) и т.д.