Файл: Экология воспитания и детства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует четыре типа экологических занятий, которые отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения. Остановимся поподробнее на каждом из них.

Занятия первично-ознакомительного типа. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания – от слова воспитателя зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью, зависит понимание связи событий и связи объектов[34].

Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.

Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Занятия такого типа способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника[35].

Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых существенных или характерных признаков для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по экологическому воспитанию позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе[36].


Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.

Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы[37].

Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне[38].

Комплексные занятия эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Занятия могут быть обще групповыми, проводиться с подгруппами детей, а иногда и индивидуально. Однако суть остается единой; традиционно ее строят на «фундаменте»: усвоение знаний о дикой природе, включение этих знаний в природоохранную деятельность, уход за растениями и животными, элементы непосредственной и трудовой деятельности на приусадебном участке и в природе[39].

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наиболее важное значение имеют утренние часы, когда дети приходят в детский сад, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Первый период – подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, а два последних чаще всего отводятся для прогулки на участке, где дети общаются с природой ближайшего окружения[40].

На протяжении всего учебного гола педагог совместно с детьми проводит ежедневный уход за обитателями уголка природы. Важнейшим мероприятием являются создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных.

Еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни – это наблюдения за обитателями уголка природы и участка детского сада. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.


На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь - ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь - февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль - март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель - май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время)[41].

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой: дети рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода. Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно[42]. Педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников рекомендуется иметь картотеку наблюдений. Во-первых, картотека удобна при планировании воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, сохраняются основные требования к проведению наблюдений. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержание наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах педагог помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребёнок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает за доброе и злое.

По мнению В.М. Корниловой, природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи[43].


Ухаживая и наблюдая за животными, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция питомца на заботу и ласку ребёнка, его привязанность к ребёнку воспитывает в детях доброту и сердечность.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка, наблюдая за природой, дети научатся видеть, понимать и ценить её красоту. Очень важно помнить, прежде, чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать из эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и характер[44].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Причина заключается в безграмотной, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия деятельности человека в природе.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Поэтому роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей так велика. Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Экологическое воспитание ребёнка в детском саду – это не только привитие ему любви и доброго отношения к природе, но и познание ребёнком самого себя как части природы, ощущение целостности, единства всего живого на Земле.

Таким образом, воспитание бережного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.

В процесс экологического воспитания организуются прогулки и занятия, на которых дети рассматривают растения, оценивают их, придумывают названия, объясняют, почему они решили именно так назвать то или иное растение.

Очень хочется верить, что очень многое зависит от каждого из нас. Детей с первых шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за её будущее.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
  2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  3. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 6.- С. 16-20.
  4. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
  5. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – Москва. : АРКТИ, 2011. - 128с.
  6. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.
  7. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для балалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Юрайт, 2012. - 314 c.
  8. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
  9. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.
  10. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова. - СПб.: Детство Пресс, 2013. - 96 c.
  11. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений среднего проф. образования / С.Н. Николаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 224 c.
  12. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
  13. Мингазова Р.А. Экология и современные технологии // Эколо­гия в школе. – 2010.– № 4. – С.46–49.
  14. Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
  15. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  16. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
  17. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
  18. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата: учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
  19. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2012. -№ 10. - С.40-49.
  20. Сергеева, В.П. Основы семейного воспитания: учебник для студ. среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.
  21. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.
  22. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.
  23. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. - М.: Дашков и К, 2013. - 292 c.