Файл: Экология воспитания и детства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

1. Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

2. Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

3. Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды[14].

В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:

1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

2. Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.

3. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром[15].

В результате ребенок приобретает установки, которые существенно влияют на формирование его личности, на отношение к познанию как к ценности, к овладению средствами познания и общения как важному личному достижению. Происходит развитие личностной познавательной и коммуникативной активности.

Успех реализации задач экологического воспитания заключается в построении системы работы по данному направлению[16].

Таким образом, можно отметить, что ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями детей[17].


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1. Анализ программ экологического воспитания дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников предполагает создание такой системы работы в дошкольном образовательном учреждении, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним[18].

Основным доказательством, регламентирующим содержание педагогического процесса в ДОУ, являются комплексные и парциальные программы, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Среди таких программ немало экологических.

Дошкольные образовательные программы, реализуемые в едином образовательном пространстве России, должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о ДОУ, нормативно-правовым документам по аттестации и аккредитации[19].

К числу комплексных программ относятся: Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Природа и художник» (Т.А. Копцева), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова), «Мы – земляне» (Н.Н. Вересов), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова), «Юный эколог» (С.Н. Николаева) и другие[20].

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных программ.

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста предполагает базисное содержание дошкольного образования. В основе содержания Программы лежат фундаментальные закономерности развития ребёнка, выявленные в результате многолетних научных исследований Центра «Дошкольное детство» им. Запорожца.

Представления детей дошкольного возраста о природе распределяются по возрастным группам по концентрическому принципу. Так, во второй группе раннего возраста у детей формируются элементарные представления о животных, живущих рядом, домашних растениях, природных явлениях. Во второй младшей группе формируются элементарные представления об окружающих предметах, простые закономерности и зависимости, простейшие причины и следствия собственных действий. В средней группе воспитатель поддерживает регулярное проявление детьми интереса к объектам живой и неживой природы. В старшей группе решаются задачи формирования начал экологически грамотного поведения, навыков бережного отношения к окружающему, ознакомления с составлением простейших планов и схем окружающего пространства[21].


Подраздел «Мир природы» программы «Радуга», автора Т.И. Гризик, является составляющей познавательного раздела детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношением к окружающему миру[22].

В методическом материале программы собрано значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. На основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. В программу включена привлекательная в познавательном отношении информация о мире, природе, но она не может помочь детям вырабатывать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частное использование словесного метода – рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру, уважительное, заинтересованное отношение к культуре других народов; формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности[23].

В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы; механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания; знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; знания экосистемного характера[24].

Программа «Детство» предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений, при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей[25].

«Истоки» – это комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3-5 лет – младший и 5-7 – старший. В каждом возрасте имеется главная задача развития, которая предполагает тип ведущей деятельности. Именно деятельность является главным фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что определяет усвоение общечеловеческих ценностей[26].


Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы.

«Кроха» – это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Авторы особое внимание в программе обращают на развитие у детей любознательности, самостоятельности, активности, инициативности[27].

Программа предусматривает и экологическое воспитание. В ней выделен раздел «Как прекрасен этот мир!» (начало экологического воспитания).

Автор раздела Е.Ф. Терентьева выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобретения детей к природе. Взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу за растениями, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Из окна помещения детям открывается целый мир – взрослый многое может показать малышу. Отличным инструментом для экологического воспитания служат наблюдения с детьми в разные сезоны, игры на природе и с природным материалом[28].

Н.Н. Кондратьева, один из авторов программы «Детство», вышла на разработку своей парциальной программы экологического образования детей «Мы. Азбука экологии». В основу содержания программы положено расширяющее представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. По мнению автора, именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что он творение космическое, что он является часть природы по форме и биологической сущности организации жизни на планете[29]. Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. С ними автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года.

Основная цель экологической программы «Наш дом – природа» автора Н.А. Рыжовой – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью[30].


Важное значение придается нравственному аспекту – развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края[31].

Программа «Юный эколог» разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Она включает в себя концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников; экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье; подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми); технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах[32].

Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.

Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные формы организации экологического воспитания. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.

2.2 Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни

Важнейшее средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста – это систематическое обучение на занятиях. Они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, т.е. расширены, углублены, объединены, систематизированы[33].