Файл: Управление организационными изменениями фирмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внушителен только список инструментов преобразования, обеспечивающий качественный переход из текущего состояния организации к будущему. Это, например, такие методы управления, как Six Sigma, BPR (Business Process Reengineering), BPM (Business Process Management), сбалансированная система показателей BSC (Balanced Score Card), универсальная система показателей деятельности TPS (Total Performance Scorecard) и др. [9]

За обеспечение необходимой эффективности (сроков формирования, обоснованности, стоимости и др.) принятия управленческих решений отвечают системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems – DSS), которые сейчас еще называют BI-системы (Business Intelligence).

Общий тренд рынка BI остается положительным. Всего в базе Экспертного центра TAdviser по состоянию на август 2014 года зафиксировано 1553 проекта (из них большая часть реализованы в России, причем больше половины из них – в государственном секторе), в то время как в мае 2013 года количество таких проектов составляло 1178.

В условиях высокой сложности бизнес-процессов, активной реализации на практике процессного подхода, повышения роли бизнес- аналитики в задачах принятия решений руководством предприятий, с одной стороны, и нестабильности состояния рынков (товарных, финансовых и пр.), в том числе и из-за действия экономических санкций Запада, а также из-за реконфигурации бизнес-процессов в организациях, с другой стороны, проблема рисков при принятии решений остается актуальной. Важным этапом для формирования решения является моделирование.

Особенно это касается сложных слабоструктурированных ситуаций, когда рассматривается множество элементов различной природы (технологии, технологические процессы, персонал, организационные структуры и т.д.), отношения между которыми носят как качественный, так и количественный характер.[10]

Под слабоструктурированной проблемой (ill-structured problem) понимается качественная, не полностью поддающаяся детальному количественному анализу проблема, решение которой строится на основе анализа и исследования причин ее возникновения.

В экономике, как и в других социальных науках, решаемые проблемы практически всегда относятся к слабоструктурированным проблемам. Основная особенность слабоструктурированных проблем заключается в том, что их концептуальная модель может быть создана только на основании дополнительной информации, которую предоставляет лицо, участвующее в решении проблемы.[11]


Универсальным приемом исследования процессов, динамика которых описывается как качественными, так и числовыми показателями, служит применение когнитивных карт (КК). КК, являясь образом внутреннего представления субъекта, позволяет формировать и уточнять гипотезы о состоянии исследуемого объекта, меняя устоявшиеся стереотипы, отображая, зачастую, структуру характерных для него причинно-следственных связей.

Главная цель применения когнитивных карт заключается в качественном анализе ситуаций, возникающих в ходе управления, что в большинстве случаев осуществляется путем моделирования исследуемых процессов. Для получения количественных результатов традиционно используется аппарат дифференциальных или разностных уравнений и теории оптимального управления, в игровой постановке – аппарат теории игр, что представлено. [12]

Однако на практике при исследовании сложных экономических процессов, рыночных эффектов, информационных связей, социальных явлений в обществе, связанных с развитием экономики, зачастую невозможно построить достоверные модели, увязывающие эти разнообразные факторы, базируясь на подходах количественного анализа.

Дело в том, что когнитивное моделирование, по сути, есть исследование функционирования слабоструктурированных систем и ситуаций на основе построения соответствующих им когнитивных карт. Когнитивный подход к моделированию позволяет учесть ряд когнитивных возможностей лиц, принимающих решение, по существу, это представление ситуации, ее понимание, объяснение, что повышает эффективность управления.

Следствием объединения качественного подхода КК с нечеткой логикой являются нечеткие когнитивные карты (НКК), представляющие собой взвешенные ориентированные графы, учитывающие степень влияния концептов (факторов) друг на друга. Выбор НКК для моделирования основывается на анализе достоинств и недостатков наиболее известных методов задач выбора решений.

При этом сравнение проводилось по следующим свойствам:

С1 –возможность графического отображения;

С2 – возможность лингвистического описания;

С3 – возможность применения экспертных оценок;

С4 – простота машинной реализации;

С5 – необходимость большого предварительного статистического анализа;

С6 – необходимость использования человека-оператора в процессе функционирования системы;

С7 – необходимость устранения противоречий в процессе функционирования;


С8 – необходимость корректировок при нарушении стационарности.

Практика показывает, что когнитивное моделирование все шире реализуется в социально-экономической сфере.[13]

Это позволяет получить для руководителя предварительные оценки последствий от проведения на предприятии реструктуризации, реинжиниринга бизнес-процессов, как определенных этапов проводимых изменений в организации.

При этом реинжиниринг сопоставляют процессно- ориентированным управлением (АВМ – Activity based Management), с программами управления качеством (TQM – Total Quality Management), доказывая, в ряде случаев, его большую эффективность в исследованиях рыночной конкуренции. [14]

Рассматривая изменения на предприятии только на организационном уровне управления, мы должны понимать, что существуют еще и технологический, информационный, коммуникационный и другие уровни, участвующие в комплексе управления изменениями.

В качестве примера использования когнитивного моделирования рассмотрим процесс управления качеством товаров при запуске на рынок новой продукции.

Обеспечение высокого уровня качества продукции связано с использованием определенных ресурсов (информационных, финансовых и др.), наличие и качество которых в значительной (а в ряде случаев определяющей) степени влияют на инновационные свойства продукции.[15]

Требования к инновационному развитию предприятия диктуются рыночным спросом и, в свою очередь, формируют требования к профессиональной подготовке (обученности) персонала, который привлекается к созданию новой продукции. Происходят изменения и во взглядах потребителей, которые понимают достоинства новой продукции, обеспечивая ее рыночный спрос.

Поведение конкурентов оказывает соответствующее влияние на ряд концептов модели, в том числе и на производство новой продукции или открытие нового направления в бизнесе.

Погружаясь в проблему, вскрываются новые факторы, которые необходимо учитывать, изменяются показатели влияния, что вызывает необходимость в новом моделировании, меняя структуру когнитивной карты.

Эффективность управления ситуацией определяется пониманием ее структурных свойств, которые складываются из особенностей причинно-следственных отношений между факторами когнитивной карты.

В результате анализа структуры КК исследуются такие системные свойства, как непротиворечивость; согласованность с целями; эффективность интегрального воздействия управляющих факторов на целевые и др. [16]


При этом каждый раз проверяется достоверность НКК, консонанс влияния (степень) концептов на выбор математической модели (в идеале стремится к «1»). Следует иметь в виду, что желание учесть максимальное число факторов приводит с усложнению КК как за счет увеличения числа вершин графа, так и за счет количества связей, что выливается в необходимость оценки структурной сложности динамической системы, реализованной на НКК.

К изучаемым распределенным моделям можно отнести и сети инновационных предприятий, и другие цепи создания ценности. Применение предлагаемых моделей позволяет повысить эффективность управления бизнес-процессами.[17]

Таким образом, посредством когнитивного моделирования можно прогнозировать развитие ситуации на предприятии с учетом динамики значений факторов, включенных в модель (саморазвитие), а на основе заданной программы воздействий (проверка перспективных сценариев), например, оценивать роль инвестиционных программ, рыночного развития и т.д. [18]

Актуальна и обратная задача – нахождение управления, обеспечивающего требуемую динамику ситуации (развития сценария), а применяемая линейная интерпретация может быть использована для игровых моделей, когнитивные карты которых позволят существенно продвинуться в осмыслении социально- экономических процессов в обществе.

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ

При проведении организационных изменений на основе маркетингового подхода функции маркетинга обретают новое, по сравнению с традиционным, содержание и существенно расширяются.

Функции маркетинга в управлении организационными изменениями можно разделить на два типа: базовые и специальные.

Базовые (основные) функции менеджмента пронизывают любой процесс управления, в том числе и маркетинговую деятельность.

К ним относятся организация, планирование, мотивация и контроль. Специальные функции маркетинга лежат в его предметной области.

В управлении организационными изменениями специальные функции маркетинга носят конструктивный характер, поскольку маркетинг здесь играет созидательную роль, он продвигает вперед предприятие.


Поэтому, чтобы отличить эту деятельность маркетинга от другой, не связанной с организационными изменениями, специальные функции маркетинга назовем конструктивными. [19]

К конструктивным (специальным) функциям маркетинга отнесем адаптационную, инвестиционную, аналитическую, креативную, контроллинговую и координирующую функции.

В управлении изменениями на первый план выдвигается адаптационная функция маркетинга, которая реализуется в разработке и предложении мероприятий по оптимизации работы предприятия в меняющихся условиях внешней среды.

Так, маркетинг инициирует преобразования на предприятии. В основе управления изменениями в продукте – целенаправленный поиск новшеств и проведение нововведений для обеспечения стабильности организации. [20]

С помощью инструментов маркетинга ведется поиск рыночных ниш для традиционной, модифицированной или новой продукции; формируется продуктовый портфель; открываются новые рыночные ниши. Адаптационная функция маркетинга направлена на систему управления предприятием.

На маркетинг возлагается ответственность по составлению таких параметров организации, которые бы идеально со- ответствовали внешней среде. Но поскольку внутренние условия накладывают определенные ограничения на составление идеальной модели как набора целевых параметров (показателей) для реформируемого предприятия, то в задачи маркетинга входит оценить, насколько существенны эти ограничения, и скорректировать будущий образ предприятия с учетом ограничений. [21]

Также следует определить пути преодоления ограничений: перед маркетингом встает задача разработать мероприятия, помогающие максимально снизить уровень ограничений для преобразования предприятия в идеальную модель – в то состояние, при котором будет достигнут оптимальный баланс с внешней средой. [22]

Инвестиционная функция маркетинга при про- ведении изменений не ограничивается оценкой рыночной (потребительской) перспективности товара, она реализуется в построении бизнес-плана предприятия, в управлении стоимостью бренда и в управлении стоимостью бизнеса.

Соответственно все сферы и направления изменений оцениваются с точки зрения рыночной состоятельности. Традиционные маркетинговые функции – аналитическая и креативная – также имеют свою специфику в управлении изменениями на основе маркетингового подхода.