Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Управление стрессом в управленческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-Эмоциональный стресс – связанный с внутренними ценностями и принципами. Возникает при острых переживаниях гнева, несправедливости, обиды, унижения; в случае конфликтов с коллегами, начальством; разрыва деловых отношений с важными партнерами и т.п.

-Коммуникативный стресс – возникает при острых проблемах общения, как с коллегами, так и с деловыми партнерами.

1.2 Эмоциональное выгорание. Причины стрессового состояния у руководителя

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых доказывают, что при игнорировании профессионального стресса и без проведения своевременных профилактических мероприятий, ежедневные разнообразные стрессы имеют свойство накапливаться, чтоможет приводить к длительным депрессиям, злоупотреблению алкоголем, наркотиками, а иногда даже к суицидному поведению. Длительный стресс на рабочем месте, в свою очередь, ведет к возникновению синдрома профессионального выгорания. Синдром появляется на фоне затяжного хронического стресса, связанный профессиональной деятельностью, приводит к эмоционально-энергетическому истощению организма.Эмоциональное выгорание на работе проявляется в следующем:

а) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизация - негативное отношение к коллегам, подчиненным, клиентам;

в) утрата веры в себя в профессиональном поприще - недостаток чувства профессионального мастерства.

Ученые, исследующие этот вопрос,предложили определять эмоциональное выгорание как прогрессирующий процесс, состоящий из пяти ступень:

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»): работник обычно доволен всем в своей работе. Обязанности и дополнительные поручениявыполняет с энтузиазмом, однако по мере продолжения стрессов на рабочем месте профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовлетворения и работник становится менее энергичным;

2. Вторая стадия («недостаток топлива») – появляются признаки усталости, апатии, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования постепенно пропадает интерес к своей трудовой деятельности или пропадает привлекательность работы в данной организации и снижается продуктивность. Часто наблюдается нарушение трудовой дисциплины и отстраненность от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации человек может продолжать активно работать, используя остатки внутреннейэнергии, но уже в ущерб своему здоровью;


3. Третья стадия (хронические симптомы) – чрезмерная работа без отдыха, фанатичное отношение к работеприводит патологической усталости, упадку иммунитета,психологическим переживаниям,а кроме того к психологическому истощению, обостренной озлобленности на весь мир или чувству крайней подавленности. Присутствует постояннаянервозность, чувство нехватки времени (синдром менеджера);

4. Четвертая стадия (кризис) – появляются признаки хронических заболеваний, как следствие человек частично или полностью теряет работоспособность. Еще больше нарастает подавленное состояние, усиливается чувство неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены») – последняя стадия характеризуется, тем,что негативное физическое и психологическое состояние переходит в острую форму, которая может спровоцировать появление опасных заболеваний, ставящие под угрозу жизнь. У человека к этому времени накапливается достаточное количество проблем, что его карьера находится под угрозой.

Стресс почти всегда человеком расценивается, как «зло», от него ожидает только неприятных последствий. А, как водится, со «злом» надо бороться, его следует избегать всеми возможными способами. Это требует дополнительных сил, еще больше напряжения, этим самым замыкая порочный круг. Между тем стрессовое состояние может «сыграть» на руку, быть дополнительным стимулом, рычагом к действию в профессиональной деятельности, если знать, как правильно им управлять. Г.Селье сравнивал стресс с некой приправой, придающей всему обыденному неповторимый вкус: « Когда его мало, бытие становится скучным и пресным. Если его много, существование невыносимо».[1]

Многие стремятся как можно выше и быстрее подняться по служебной лестнице, занять руководящий пост, потому что твердо убеждены, что этим не только возможно значительно поправитьфинансовое положение и повысить социальный статус, но и придетдушевное равновесие, избавит от всех проблем. Как гласит народная мудрость: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».

К сожалению, это наивная иллюзия. Психологи утверждают, что продвижение покарьере не уменьшаетколичество стрессов, а наоборот – приводит ких накоплению и усилению.

В современном понимании управленческая деятельность – это особая форма трудовой деятельности, которая направлена на выполнение функции управления в организации. Обычно обязанности руководителя состоят не только из планирования и организация деятельности, но ивдобавок контроль и мотивация персонала.


Главное в искусстве управления – умение пробудить в людях желание побеждать. Необходимо, чтобы у людей повысилась самооценка, появилось чувство гордости и то особое внутреннее сияние, какое свойственно победителям.

«Мифы о менеджменте»[2]

От современного успешного руководителя требуется очень много личностных качеств:

- максимальное внимание и сосредоточенность;

- постоянная готовность к неожиданным ситуациям, приводящим к необходимостипринимать нестандартные решения;

-уметь быстро переключать внимание с учетом меняющихся условий;

-работать в режиме нон-стопа, неопределенности, дефицита или избытка информации;

- стремление к самоусовершенствованию и желание получать новые знания и многие другие.

К тому же в управленческой деятельности руководителю любого ранга приходится на дню общаться с множеством людей, с различными эмоциями, характерами и разного уровня воспитания. Это требует высокий уровень коммуникабельности, умения расположить к себе человека.В том числе и общение сподчиненными, которых надо стимулировать к эффективному труду и направлять их в правильное русло, не всегда носит позитивный характер, где приходится проявлять твердость и требовательность.

Постоянные перегрузки ивытекающие из них состояния напряжённости становятся для руководителя все более частыми и, следовательно, обычными. Многие не замечают как постепеннонормальный и привычный для них образ жизни, приводит к хроническому стрессу. На сегодняшний день управленческая деятельность — это один из самых ярких примеров чрезмерно напряженного ритма жизни.

Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:

-множество разнообразных управленческих задач, требующие от человека многофункциональности и повышенной внимательности;

-часто приходится действовать при недостаточности необходимой информации или в непредвиденных условиях, в таких ситуациях соответственно требуется креативныйподход к решению возникающих проблем;

-значительная роль коммуникативной функции;

-повышенная психологическая напряжённость, вследствиебольшой ответственности за принимаемые решения.

Управленческая деятельность требует осуществления руководителем множества разнообразных управленческих функций, умений и знаний, тем самым создаютсяидеальные условия для возникновения у личности управленца стрессовых состояний.


Важно рассмотреть стрессоры - факторы, вызывающие ответную реакцию со стороны организма. Под стрессором,как правило, понимается неспецифический или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стрессовое состояние.

Существуют различные классификации стрессоров.Определить и перечислить все факторы стресса довольно сложно, так как стресс – очень субъективное состояние, и у каждого он может кардинально отличатьсяпризнаками и вызываться различными стрессорами.

Рассмотрим часть из них, которые могут проявляться в управленческой деятельности:

-фактор информационной нагрузки. Одной из особенностей управленческой деятельности является то, что руководителю приходится иметь дело с большим количеством разнообразной информации. Надлежит её не только воспринять, но и переосмыслить и продуктивно реализовать в деятельности.Слишком большой поток информации, тем более требовательность ее немедленной переработкидля психических возможностей человека очень сложная задача. Следовательно, огромный объём информации является негативным фактором, приводящим к стрессовому напряжению;

-фактор информационной неопределенности. Не смотря на то, что каждый день у руководителя происходит избыток информации, в то же время иногда полезной для конкретной ситуации не хватает. Приходится работать в обстановке жёсткой неопределенности или тратить время и энергию на поиск необходимых сведений в жатые сроки для дальнейших действий;

-фактор дефицита времени. От руководителя требуется выполнение множества задач и решения срочных неожиданных вопросов. В большинстве случаев не хватает рабочего нормированного дня для решения всего запланированного;

-фактор ответственности. В управленческой деятельности этого фактора не избежать. Повышенная ответственность - главный и решающий компонент. Руководитель отвечает не только за свои поступки, но и за своих подчиненных и за проделанную ими работу;

-фактор различных межличностных конфликтов. Стоящий во главе определенной группы изо дня в деньдолженпроявлять способность находить общий язык со своими подчинёнными, но и порой является невольным свидетелем, а иногда даже и «судьёй» в спорах или конфликтах внутри своего коллектива. Не всегда, удается избегать конфликтов и зачастую они не проходят бесследно, оставляя существенный отпечаток на психику;

-фактор многофункциональности. Как, отмечалось выше, управленческая деятельность требует выполнение огромного количества функций и обязанностей. Требуется удерживать в поле зрения множество проблем и нужных моментов.


-фактор межличностных отношений с клиентами. Ожидается, что с клиентами будут устанавливатьсявсегда теплые или нейтральные отношения. Но, к сожалению, чаще всего на практике наблюдается противоположное. В большинстве случаев люди, обращающие за услугой или товаром в какую-либо организацию, общаются с позиции «клиент всегда прав», хоть и вкладывают в это правило совсем другой неправильный смысл, оставляя после себя огромный негатив.

К многочисленным стрессовым состояниям, которые подстерегают руководителя на работе, подключаются внеслужебные стрессы.

-Стресс, вызванный супругой – возникает при потере взаимопонимания, многочисленными конфликтами, столкновением темпераментов или позиций.

-Стресс, вызванный детьми – это извечное противостояние отцов и детей. Родители не всегда принимают своё чадо, таким как есть, не хотят признавать его индивидуальность, так как «прописали» его будущее по-своему.

-Стресс, вызванный родителями и родственниками. Опять же старая проблема отцов и детей, только теперь уже с другой стороны.

-Стрессы, вызванные домашней обстановкой – давящая неуютная обстановка дома, бытовые проблемы, большое количество домашних обязанностей, шумные проблематичные соседи и др.

1.3 Симптоматика стресса. Влияние стресса руководителя на деятельность организации

Распознать человека в стрессовом состоянии возможно по симптомам. Это могут быть:

-Соматические (телесные) симптомы. Этопризнаки, проявляющиеся в плохом самочувствие и здоровье человека. Они могут выражатьсяв нарушении сердцебиения, частых головных болях, мышечном напряжении, расстройстве пищеварения, у некоторых появляются различные тики и спазмы, кожные высыпания и т.п. При исследованиях в области профессионального стресса выяснился очень тревожный факт: руководители организаций или отделов, бизнесмены и врачи-хирурги в восемь раз чаще страдают от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, и в два раза чаще, чем адвокаты или судьи;

-Эмоциональные симптомы. Это одни из тех симптомов, которые легко увидеть невооруженным взглядом: внезапные перепады настроения, чрезмерная раздражительность, беспричинное беспокойство, полное безразличие к окружающим, и даже к близким людям, человеку очень трудно сосредоточить внимание, потеря чувства юмора и нарастающая склонность к пессимизму;