Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Управление стрессом в управленческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-Поведенческие симптомы. Наблюдается у человека нехарактерное ему поведение. Это может быть отказ от бытовых или организационных обычных действий, частое возникновение аварийных ситуаций, чреватых травмами разной сложности; утрата взаимопонимания с окружающими.Зачастую в стрессовых состоянияхначинают употреблять алкогольные напитки в чрезмерных количествах, бывает человек, внезапно для всех, начинает курить или принимать транквилизаторы без назначения специалиста, что усугубляет положение.

-Интеллектуальные симптомы. Это может быть резкоеухудшение памяти, невозможно сосредоточится на выполнении какого-либо поручения, постоянная рассеянность, неорганизованность.

Если говорить о симптомах, проявляющиеся именно в профессиональной управленческой деятельности, то их выделяют 5 основных:

1.Автоматизм.Человек, теряя ко всему интерес, выполняет свои обязанности на автомате, без надобногоэнтузиазма, словно выполняя какую-либо формальность, то естьстановится почти роботом. Он не в состоянии охватывать полный объем работы, не может сконцентрироваться на выполнении необходимых задач, но делает акцент на мелочах, например, быстро замечает пятно на галстуке или криво поставленную печать на документе. Чаще обращается к подчиненным за помощью или советом, так как сам не в состоянии найти выход из положения или решить ту или иную задачу.Психоэмоциональная перегрузка мешает руководителю сосредоточиться на своей профессиональной деятельности, вникнуть в дела, и работа начинает строиться по схеме «только не я и только не сегодня».

2.Неуложчивость. Заставить себя пойти ложиться спать очень тяжело. Перед сном находятся якобы особо важные дела, куча недоделанной работы, которую надо сделать непременно сейчас, например, фильм срочно надо посмотреть или шкаф разобрать. Все эти дела вроде бы могут подождать до завтра, но человек хочет их сделать именно сейчас. В итоге в кровати он только в 3-4 часа ночи.

3.Короткий сон.Еще один признак, который многие не замечают, даже не задумываются, что он напрямую указывает на стресс – это слишком ранний подъем. Когда продолжительность сна очень короткая 3-4 часа, тем не менее, присутствует чувство полного высыпания.

4.Не спится.Это самый первый признак стресса. Человек ложится спать, вроде бы и устал и хочет спать, но как бы не старайся, невозможно уснуть: постоянно лезут какие-то мысли или наоборот нет ничего в голове, но что-то мучает.

Сбои со сном объясняются тем, что при стрессе организм выделяет большое количество специфических гормонов, которые помогают сопротивляться и адаптироваться к стрессу, по этой причине всё тело и нервная система в напряжении круглые сутки. Человек за несколько часов сна не успевает восстановиться, отдохнуть и набрать необходимую энергию, что усиливает негативное влияние стресса.


5.Раздражительность или заторможенность. В стрессовом состоянии очень сложно сдерживать свои отрицательные эмоции, а их становится все больше и больше, в конце концов, происходит выплеск негатива на окружающих. Или может быть противоположный эффект – уход в себя, постоянная озабоченность чем-то, молчаливость, полное игнорирование окружающих людей и безразличие к окружающему миру, частые жалобы на здоровье.

Стресс руководителя – это высокая «цена», которой приходится расплачиваться за повышение статуса, зарплаты, власти. Чем выше поднимается человек по лестнице карьеры, тем больше ответственности возлагается на него, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.

Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматическихзаболеваний:

  1. депрессии;
  2. бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;
  3. проблемы желудочно-кишечного тракта (язва желудка,запоры, дисфункция поджелудочной железы);
  4. головная боль, различные мышечные боли;
  5. различные болезни сердца;
  6. сахарныйдиабет и др.

Следствием этих хронических заболеваний являются инфаркты,инсульты и сокращение продолжительности жизни современных руководителей во всем мире, несмотря на их, казалось бы, большие финансовые возможности в получении высококачественного лечения у лучших специалистов. Такое положение связано с отсутствием навыков к рефлексии и саморегу­ляции у многих руководителей.

Постоянное стрессовое состояния руководства напрямую влияет на продуктивность работы персонала организации. Постоянная раздражительность, вспыльчивость, неадекватность поведения руководителя отрицательноотражается на отношение к его персоне, подчинённые не хотят или боятся лишний раз обращаться к нему иногда даже с важными и решающими вопросами.

Иногда управляющий осознает своё состояние, видит негативное влияние на профессиональную деятельность. Чувствует, что не соответствует ожиданиям, возложенными на него вместе с высокой должностью. Как итог мучается от потери самоуважения. В таком состоянии он может медлить или откладывать принятие важных решений, что тоже не лучшим образом повлияет на деятельность организации.


Глава 2. Управление стрессом в управленческой деятельности.

2.1 Основы управления стрессом. Профилактика стрессовых состояний

Как отмечалось выше в современном мире избежать стрессов почти невозможно, а в управленческой деятельности стрессоров в десятки раз больше. Негативное влияние стрессов в жизни человека очевидно: различные заболевания, мешающие полноценно существовать, утрата желания жить и работать, упадок эффективности труда и др. Сильное негативное влияния стрессов на управленческую деятельность и их последствия, поставило перед учеными психологами задачу разрабатывать всевозможные методы борьбы, профилактики и управления со стрессовыми состояниями.

Обычно люди прибегают к общедоступным и обманчивым способам борьбы со стрессом. Это – чрезмерное употребление алкогольных напитков и курение. Но такие методы, кроме как дополнительного вреда для организма, побочных эффектов и затягивания еще больше в стрессовое состояние, не принесут ничего: ни какого ожидаемого спокойствия, проблемы не уйдут и нервы не успокоятся.Не надо поддаваться общему течению, а следуетподходить ко всему разумно и с научной точки зрения. Еще один распространенный метод -принятие антидепрессантов и всевозможных успокоительных средств, которые сейчас в избытке во всех аптеках. Но этот способ борьбы со стрессом, тоже опасен побочными эффектами, если назначать себе их без консультации соответствующего специалиста.

Управление стрессом–комплекс методов по избеганию стрессовых состояний и негативного воздействия на организм стрессоров. Систему управления стрессами можно разбить на несколько категорий:

- До возникновения стресса надо сосредоточить своё внимание на профилактические работы по избеганию стрессов и развитию стрессоустойчивости. Профилактические меры – избегание стрессовых состояний может быть достигнуто путем изменения взаимосвязи между человеком и окружающей средой, посредством взаимной адаптации субъекта и объекта;

-В стрессовом состоянии обязательно нужно разработать методы по противостоянию стрессу;

-В острых стрессовых ситуаций необходимо осуществлять меры по первой самопомощи или в исключительных случаях обращаться к специалистам.


Руководитель в первую очередь должен знать, какие способы есть для снятия стрессового напряжения. Приведем в примернекоторыеиз них помогающие снять стрессовое напряжение:

-Вытеснение психологических проблем, перенос негативной энергии в другую сферу жизни, где она «сыграет во благо». Некая сублимация – перенос отрицательной энергии в иную сферу деятельности, с целью направить ее в другую более успешную для нее область жизни. Это может быть спортивные игры: теннис, биллиард, футбол и др. Конечно, рекомендуется для лучшего сброса негативной энергии заниматься спортивным единоборством или боксом. Для людей постоянно зажатых в тесном пространстве: дом – машина – офис, активное движение и пространство остронеобходимы.

-Смена обстановки. Чаще всего круг общения человека вне работы состоит тоже со своими коллегами, то есть, уходя с работы в принципе ничего не меняется, те же лица, как правило, те же темы для обсуждения, те же проблемы, те же места отдыха. Рекомендуется время от времени кардинально менять всё. Встречаться со своими старыми друзьями, устраивать вечера встречи одноклассников, выезжать в новые места отдыха, например, просто на пикник за город.

-Осознать проблему. Даже старая русская поговорка гласит: «Знание проблемы – это уже половина её решения». Специалисты рекомендуютпонять суть своего плохого психического самочувствия. Проанализировать причины возникновения неприятных симптомов, разобраться, на что именно организм так реагирует.

Существует ряд принципов разумного отношения к жизни, помогающие предотвратить стрессовые ситуации. К таким принципам можно отнести следующие:

  1. Ставить перед собой жизненные цели соразмерные своим возможностям или можно чуть выше их и воплощать задуманное в реальность. Не стоит отказываться от своих притязаний, а стоит только задуматься о реальности их достижения. Этот принцип требует динамичности установок. Руководитель, имеющий большоеколичество гибких установок, а также ставящий перед собой достаточный набор ближайших и перспективных целей, а самое главное, обладающий способностью их заменять, в случае неудачи, показывает свои способности управлять стрессом.
  2. Научится разбирать всё на главное и второстепенное. Приоритетные аспекты своей жизни ставить на первое место, а незначительные, сиюминутные цели и проблемы отодвигать и не загружать ими себя.
  3. Знать свои возможности влияния на ситуацию, не тратить силы и энергию на невозможное.
  4. Уметь подходить к проблемам, оценке людей или ситуаций гибко, рассматривать их с различных сторон, чтоб найти оптимальное решение.
  5. Стараться быть подготовленным к неожиданным событиям.Подготовленный человек ко всему, не строящий ненужных иллюзий лучше воспринимает негативные моменты.
  6. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в воображении. Необходимо реально оценивать ситуацию и разумно подходить к решению проблем.
  7. Стараться понимать окружающих.Адекватное понимание мотивов к действиям, поступков, внутреннего мира окружающих позволяет избежать лишних конфликтов.
  8. Уметь анализировать прошедшие события, делать соответствующие выводы. Любой жизненный опыт помогает в дальнейшем лучше ориентироваться в ситуациях и людях, способствует лучшей жизненной адаптации.

Говоря о профилактике стрессов, следует большое внимание уделить развитию стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость - способность организма и психики противостоять стрессорам. С высокой стрессоустойчивостью с минимальными переживаниями можно перенести и гнев начальства, неадекватность клиента, проблемы с подчиненными. К способам формирования этого свойства относятся в первую очередь воспитание у себя волевых качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости,самообладания, решительности выносливости). Большую роль играет физические упражнения, поддержка семьи и изучение соответствующей литературы, чтобы знать стресс «изнутри».

Почему следует знакомиться с научной литературой о происхождении стресса? Очень важно осознатьсамуприроду стресса, что происходит в нашем организме во время экстремальных ситуаций, как человек реагирует на происходящее. Имея больше информации и знаний в этой отрасли, есть шанс понять и научиться, как управлять собой в стрессе. Нужно научиться оценивать своё физическое и психическое здоровье. Например, суточный отдых работающего человека не должен быть менее 10 часов, если работник не отдыхает положенного времени, он в зоне риска возникновения в недалеком будущем стресса.

Для руководителя рекомендуется пытаться следовать простым правилам организации своей профессиональной деятельности для поддержания своего внутреннего равновесия.

1.Тщательно рационализировать свой рабочий день;

2.Планировать работу по своим возможностям;

3.Чередовать тактики выполнения работы;

4.Разгружать себя, делегируя полномочия;

5.Взять за правило: не брать работу на дом;

6.Не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;

7.Обязательно заниматься спортом и физкультурой;

8.Иметь любимое хобби, время от времени находить новые интересные для себя занятия;

9.Не сидеть целый день на одном и том же месте, по мере возможности покидать свой кабинет;

10.Делать паузы в работе;

11.Активно отдыхать в выходные дни.

Эти простые правила больше относятся к профилактическим мерам, то есть повышают шансы организма не поддаться стрессовому состоянию, но не дают гарантию успешного выхода из любой стрессовой ситуации.

В нашей стране уже много лет люди работают в постоянном напряжении, у многих наблюдается хронический стресс, и даже не подозревают об этом, и соответственно, очень редко принимают необходимые меры или, тем более, обращаются к специалистам. Только сейчас стало постепенно вводиться обязательная должность психолога в организациях и время от времени диагностируют персонал организаций. Создаются специальные направления и методики по этому вопросу.