Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Учет характеристик темперамента в управлении персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Интернально-объектная. 2. Интернально-субъектная

3. Экстернально-субъектная 4. Экстернально-объектная

Проникновение в сущность мотивации поведения приводит к выводу о том, что наличие основных, ведущих мотивов, сформировавшихся прижизненно, – не изолирует личность от обстоятельств жизни и не предполагает однообразного поведения человека. В реальности всегда существует целая структура способов, мотивов и операций деятельности, объединенных координационно и субординационно сущностью основного мотива, ведущей стратегии. Ситуативные мотивы не все и не всегда представлены в чертах характера, – в отличие от ведущих и основных мотивов, опосредующих большинство ситуаций включенности личности в деятельность, свойства темперамента и характера.

Это опосредование внешне (и в личностном его смысле) выражается в индивидуальном стиле деятельности, свою очередь позволяющем корректировать становление и развитие ведущих мотивов.

Методика «Конструктивность мотивации» («КМ») впервые создана Р.Бернсом («Развитие «Я» – концепции и воспитания», 1986) на основе идей Л.С.Выготского о культурно-историческом происхождении высших психических функций и социальной обусловленности развития личности. Методика была адаптирована В.П.Трусовым («Социально-психологические исследования когнитивных процессов», Л.- 1980 и другие работы по когнитивным аспектам психологии сотрудничества), а затем практически полностью переработано нами для целей исследования по профессиональной ориентации учащихся педклассов, где эта методика имела рабочее название «35 вопросов» (вариант – «28»).

Методика «КМ» используется совместно с другими методиками, в частности, с методикой К.Томаса. Но если последняя позволяет лишь констатировать приоритеты поведения в конфликтных ситуациях, то апробированная методика «КМ» может быть использована для непосредственного диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации, различающихся качеством (характером) конструктивной мотивации человека, индуцируемой особенностями его взаимодействия с внешним миром. Методика «КМ» является специальным психодиагностическим инструментом, позволяющим вскрыть сущность индивидуальных различий мотиваций и активности человека и построить на этом теоретически опосредованном основании причинные их типологии. Причинная типология мотивации отличается от собирательных или описательных типологий тем, что не только упорядочивает отношения индивидуального к типологическому, но и объясняет эти отношения существенными различиями способов взаимодействия внутреннего и внешнего, одновременно являющимися ведущими, глубинными мотивами этого взаимодействия. Эти четыре ведущих мотива, воплощающих собою четыре основные подструктуры взаимодействия внутреннего и внешнего, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии.


В общепринятой психологической терминологии четыре основных типа мотивации могут быть раскрыты как результат ортогонального отношения мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО). Отношение МД к МО может быть представлено следующей схемой взаимоотношения типов мотивации (рис.2):

Рис.2 Взаимоотношения типов (стратегий) мотивации:

«ДА – НЕТ»: «ПАНТЕРА»

Интернально- МО Внутр. «+»

субъектная МД Внешнее «-»

стратегия

Меланхолия – Сангвиник

R

МО

Мотивация

отношения «ЛЕВ»: «ДА – ДА»

Интернальность

МО Внутр. «+» Интернально-

МД Внешнее «+» объектная

стратегия

Сангвиния – Холерик

МД

Флегматия – Меланхолик

Интровертность

Экстернально- МО Внутр. «-»

субъектная МД Внешнее «-»

стратегия

«НЕТ – НЕТ»: «МЕДВЕДЬ»

Мотивация А

достижения

Холерия – Флегматик

Экстравертность

МО Внутр. «-» Экстернально-

МД Внешнее «+» объектная

стратегия

«ТИГР»: «НЕТ– ДА»

Экстернальность

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Испытуемым давалась следующая инструкция: Представьте себе, что Вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что неудовлетворяющие из них лично Вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с Вашим личным мнением, или близкие к нему – четверкой или пятёркой. Оценка «3» не должна использоваться вовсе. Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру экзамена. За советами обращаться Вам не рекомендуется по Вашему положению экзаменатора, – оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений (приложение № 2).

Количественный анализ проводился на основе подсчета баллов.

Обработка результатов: сложить количество баллов отдельно по четырем группам вопросам:

60

К (20 - 80) = –– + 20

28

1. №№ 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25 Сумма: –––––– («Медведь»)

2. №№ 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26 –––––– («Тигр»)

3. №№ 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27 –––––– («Пантера»)

4. №№ 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28 –––––– («Лев»)

Бланк к методике ОФДСИ Русалова, испытуемой №2 женщина 28 лет

  1. не характерно;
  2. мало характерно;
  3. довольно характерно;
  4. характерно.

Б

Б

Б

Б

Б

Б

1

3

26

2

51

4

76

4

101

4

126

1

2*

1(4)

27*

2(3)

52

2

77

3

102

2

127

2

3

3

28

1

53

3

78

3

103

2

128

2

4

2

29

1

54*

2(3)

79

1

104

3

129*

3(2)

5

1

30

4

55

2

80

4

105

3

130

3

6

2

31

1

56

4

81*

4(1)

106

4

131*

1(4)

7*

4 (1)

32

1

57

2

82

4

107*

3(2)

132

3

8

4

33

4

58

2

83*

4

108

2

133*

3 (2)

9

2

34

1

59

3

84

3

109

4

134

4

10

2

35

4

60

3

85

4

110

4

135

4

11

3

36

2

61

2

86*

4 (1)

111

4

136*

3(2)

12

1

37

3

62*

2(3)

87

3

112

4

137*

4(1)

13

4

38*

1(4)

63*

3(2)

88*

4(1)

113*

3 (2)

138

3

14

1

39

1

64

2

89

3

114*

2(3)

139

3

15

4

40

4

65

3

90

4

115

3

140*

4(1)

16

3

41

2

66*

2(3)

91*

3(2)

116

2

141

3

17*

2

42*

4(1)

67

4

92

3

117

3

142*

4(1)

18

4

43

2

68

4

93

4

118*

3(2)

143

3

19

2

44

4

69

3

94

3

119

3

144

4

20*

1(4)

45

4

70

3

95

2

120*

4(1)

145

2

21

1

46

2

71

4

96*

1(4)

121*

3(2)

146

1

22

1

47

4

72

2

97*

4 (1)

122

2

147

4

23

3

48

4

73

3

98*

2(3)

123

3

148

1

24

1

49

2

74

1

99

4

124

2

149

3

25

2

50*

1(4)

75

4

100

4

125

3

150*

4(1)