Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Учет характеристик темперамента в управлении персоналом).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Учет характеристик темперамента в управлении персоналом
1.2 Психофизиологические исследования отношений психики к мозгу
1.3 Задачи психофизиологии как области знания
1.4 Специфика психофизиологических исследований темперамента
Глава 2 Экспериментальное исследование динамических характеристик темперамента персонала
2.1 Диагностика динамических характеристик темперамента испытуемых
Одна из самых популярных проективных методик связана с использованием чернильного пятна Роршаха (тесты Роршаха).
ТАТ - тематический тест на апперцепцию - широко используется при изучении личности.
Вербальной проективной методикой является «тест на завершение предложений». Незаконченные предложения часто формируются так, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности.
В проективных методиках используется и изобразительный материал. Например, в ТАТ применяются картинки для стимуляции свобоодной игры воображения и провоцирование смежных вербальных ответов.
Тест Розенцвейга по изучению фрустраций также
предусматривает использование картинок в 2х формах: для детей от 4 до 13 лет и для взрослых от 14 лет и старше. Основанный на понимании автором нервных срывов и агрессивности, этот тест представляет серию условных рисунков, на которых один действующий персонаж каким-то образом срывает планы другого. На специально отведенном месте тестовой карточки отвечающий пишет, что мог бы ответить на подобные действия человек, у которого таким образом срывают его намерения. Ответы классифицируются по типу и направленности агрессивности. К типам агрессивности относятся: доминирование непреодолимости помехи, отстаивание намерений, которым пытаются помешать, самозащита, постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации. Направленность агрессивности определяется как: экстракарательная, или направленная на окружение, интрокарательная,или направленная на субъекта, некарательная, или направленная на приукрашивание неприятной ситуации или уход от нее. При определении показателей теста процента ответов,относимых к каждой из указанных категорий, сравнивается с соответствующими нормативными процентами ответов.
Особое внимание уделяют в проективных методиках рисованию человеческой фигуры. Например: тест Маховера "Нарисуй человека".Определение показателей теста носит качественный характер и описывает личность на основе анализа особенностей рисунка.
Методика "Определения свойств темперамента", автор В.М.Русалов, позволяет количественно оценить следующие свойства темперамента человека: эргичность, пластичность, темп и эмоциональность. Эргичность - это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и практической работе. Пластичность-это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого ими изменения поведения в общении с людьми. Темп - скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность - склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с практической деятельностью и общением с людьми.
Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.
Выводы по главе 1
- Психофизиологические исследования специфические. Их особенность заключается в способах объяснения поведения людей в различных жизненных ситуациях.
- Современная психофизиология наука, развивающаяся с учетом специфики развития различных отраслей жизнедеятельности человека.
- Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом должны быть изучены, апробированы и проверены..
- Особенности управления персоналом ведется с учетом типов высшей нервной деятельности, темперамента.
- В качестве метода изучения нами выбрана методика конструктивного изучения реактивности и активности человека, разработанная Гансем и Сиббила Айзенком (РЕН), Конструкетивность мотивации и методика ОФСДИ Русалова.
- Методика используется при анализе индивидуально типологических особенностей и назначение персонала на соответствующую должность.
Глава 2 Экспериментальное исследование динамических характеристик темперамента персонала
2.1 Диагностика динамических характеристик темперамента испытуемых
Исследование динамических характеристик испытуемых проводилось в три этапа на первом этапе 60 участников были протестированы при помощи методики Елисеева. Описание методики «Конструктивности мотивации» в Приложении 1. На основание обработки и анализа полученных данных было выделено равное количество испытуемых по 15 с преобладанием «конструктивной», «инструктивной», «реконструктивной» и «деструктивной» мотивацией. Соответственно они составили основу групп.
В каждой группе проводилось исследование по изучению динамических характеристик темперамента. Критерии оценки динамических характеристик представлены в таблице №1. «признаки динамических характеристик».
Таблица №1
методика |
Показатели динамических признаков |
характеристики |
|
Айзенка |
нейротизм |
Высокие показатели от12 до24 (холерический, меланхолический) низкие показатели от 0 до 12 (сангвинистический, флегматический). |
|
экстровертированность |
Низкие показатели от 0 до 12 интровертированность (флегматический, меланхолический); высокие показатели от 12 до 24 экстровертированность (сангвинистический, холерический) |
||
ложь |
Низкие показатели высокая степень надежности. |
||
Методика Конструктивности мотивации Елисеева |
Показатель активности и реактивности |
Конструктивный, реконструктивный, инструктивный, деструктивный |
|
Показатели динамических характеристик в обычных и стрессовых ситуаций. |
Меланхолик – сангвиник; Сангвиник – холерик; Холерик – флегматик; Флегматик – меланхолик. |
||
Методика ОФСДИ |
|
Индекс психомоторной активности (ИПА) |
|
|
Индекс коммуникативной активности (ИКА) |
||
|
Индекс интеллектуальной активности (ИИА) |
||
Индекс общей активности ИОА |
Индекс общей эмоциональности ИОЭ |
Индекс общей адаптивности ИОАД |
На этом этапе мы выявили особенности темперамента по методике Айзенка. Описание методики определения формально- динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова. Испытуемому предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение его обычного способа поведения. Инструкция: При ответе на вопросы постарайтесь представить ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте ту или иную цифру в соответствующую графу в зависимости от Вашего варианта который соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение: не характерно; мало характерно; довольно характерно; характерно.
Тест опросник ЕРI Г. Айзенк представляет по средством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и нейротизма. Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия) Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность и высокая социальная приспосабливаемость. Интровертам же наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу и затруднению социальной адаптации.
Второй фактор - нейротизм – описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот так же биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой, находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом – чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине.
Испытуемому дают инструкцию: Прочитать вопрос и как можно быстрее ответить на него ставя в соответствующей графе +.
Все полученные результаты исследования систематизировались и описывались внутри группы.
2.2.Особенности динамических характеристик испытуемых.
Все данные по методикам обработаны по ключам и по индивидуальным данным показателям темпа, пластичности, эмоциональности работоспособности персонала: с целью выявления возможностей и ограничений в практике управления, была составлена обобщенная таблица, в которой представлены все данные испытуемых по группам. Полученные результаты подсчитываются в соответствии с ключом[1]. Бланк представлен в Приложении 2.
Таблица №1 «данные методик темперамента».
Таблица 1
Конструктивный п=15 |
Инструктивный п=15 |
Деструктивный п=15 |
Реконструктивный п=15 |
||
Айзенка |
Э |
Э=равно И=равно |
Э=мах И=мин |
Э=равно И=равно |
Э=мин в норме; э= мах в стрессе. И=мах в норме: и мин в стрессе |
Н |
Н мах=в норме Н мин =в стрессе |
Н мах=в норме Н мин=в стрессе |
Н мин=мах Н мах = в стрессе |
Н мах=в норме Н мин= в стрессе |
|
Русалов |
Эргичность психомоторная (ЭРМ) |
высокая |
Высокая, снижается в стрессе |
среднее |
Низкая повышается в стрессе |
Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) |
высокая |
Высокая, снижается в стрессе |
Высокая в норме Средние в срессе |
высокая |
|
Эргичность коммуникативная (ЭРК) |
высокая |
средняя |
среднее |
Высокая в стрессе |
|
Пластичность психомоторная (ПМ) |
Высокая в норме, снижается в стрессе |
средняя |
низкая |
высокая |
|
Пластичность интеллектуальная (ПИ) |
Высокая в норме |
средняя |
Высокая, средняя |
высокая |
|
Пластичность коммуникативная (ПК) |
Высокая в норме |
средняя |
средняя |
Высокая в стрессе. В норме уход от общения |
|
Скорость психомоторная (СМ) |
Высокая в норме, повышается в стрессе |
средняя |
Высокая в стрессе, норма |
Высокая, увеличивается в стрессе |
|
Скорость интеллектуальная (СИ) |
Высокая в норме, понижается в стрессе |
выше |
средняя |
высокая |
|
Скорость коммуникативная (СК) |
Высокая в норме, понижается в стрессе |
По ситуации |
Средняя ускоряется в стрессе |
Высокая, увеличивается в стрессе |
|
Эмоциональность психомоторная (ЭМ) |
Высокая в норме, повышается в стрессе |
Меньше в стрессе |
Повышается в стрессе |
Высокая внутреннем плане, в стрессе во внешнем плане |
|
Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ |
Высокая в норме, повышается в стрессе |
выше |
Повышается в стрессе |
Высокая |
|
Эмоциональность коммуникативная (ЭК) |
Высокая в норме, повышается в стрессе |
выше |
Средняя повышается в стрессе |
Высокая внутреннем плане, в стрессе во внешнем плане |
|
Темперамент |
Сангвиник |
Холерик |
Флегматик |
Меланхолик |
|
Темперамент в экстремальных ситуаций |
Холерик |
Флегматик |
Меланхолик |
Сангвиник |
|
Индекс психомоторной активности (ИПА) |
Высокий Норма в стрессе |
В зависимости от ситуации реализации |
В норме В стрессе может повыситься |
высокий |
|
Индекс интеллектуальной активности (ИИА) |
Высокий высокий в стрессе |
В зависимости от ситуации реализации |
Среднее в стрессе может снизиться |
высокий |
|
Индекс коммуникативной активности (ИКА) |
Высокий высокий в стрессе |
В зависимости от ситуации реализации |
Среднее в стрессе повышается |
Высокий (разного плана) |
|
Индекс общей активности ИОА |
Высокий высокий в стрессе |
В зависимости от ситуации реализации Выше в норме, ниже в стрессе |
средний |
Высокий (внутренний) в стрессе внешний план |
|
Индекс общей эмоциональности ИОЭ |
Высокий в стрессе повышается |
В зависимости от ситуации выше в стрессе, ниже в норме |
В норме в стрессе увеличивается |
Высокий |
|
Индекс общей адаптивности ИОАД |
Высокий в стрессе дезадаптация за счет эмоций |
Сложность адаптации |
Норма, однако в стрессе зависит от окружения. |
Высокий уровень адаптации |
Исследование показало, что изучение и констатация лишь одного темперамента не показывает возможности учета уровня работоспособности. Так сангвиник может быть естественным проявление в чистом виде, либо в стрессовой ситуации. Многие виды работ подразумевают необходимость наличного, устойчивого типа темперамента с прогнозом действия в экстремальной ситуации.
Конструктивный тип:
- Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА – ДА», т.е. мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности.
- Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешивание внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений, как во внешнем, так и во внутреннем планах личности.
- В идеале на основе интернальности и экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К.Томасу – стремление к сотрудничеству).
- В норме может быть Учителем (с большой буквы), (ди)ректором, основателем (научной) Школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. Пассионарность его имеет чрезвычайное общественное значение.
- В стрессе при нетребовательном отношении к себе и общественной не востребованности «вырождается» в безобидного весельчака, мечтателя, болельщика в общественных явлениях, завсегдатая компаний, «своего парня». В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика.
- Обычное личностное состояние по параметру конструктивной его активности – сангвиния. Причем, скорее всего это происходит либо в сфере общения, либо в познавательной деятельности, где для этого имеются специфические, собственно человеческие родовые для человека разумного условия.
Деструктивный тип:
- Основной способ взаимодействия и его мотив «НЕТ– НЕТ», т.е. мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, – отрицательного отрицания, обуславливающего известную стабильность развития личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития.
- Деструктивное, единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по К.Томасу). Первая из них – это форма подавления, властвования над другими и над собою – во взаимном отрицании внутреннего мира, – как своего, так и мира других людей. Вторая форма – приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произвольным образом, – иногда в буквальном смысле последнего, – совершенно произвольно, непредсказуемо.
- Одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, – до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей.
- Проявляет себя как гедонистически настроенный благодушный художник, музыкант, ученый или писатель, весьма умелый мастер, либо как властелин, царь, законодатель, судья, менеджер, чиновник, практик в лучшем смысле слова, – реально и несколько пессимистически представляющий жизнь. Флегматия является личностным состоянием, плодом отношений к нему в семье или в ближайшем окружении.
- В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности – меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь».