Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Учет характеристик темперамента в управлении персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одна из самых популярных проективных методик связана с использованием чернильного пятна Роршаха (тесты Роршаха).

ТАТ - тематический тест на апперцепцию - широко используется при изучении личности.

Вербальной проективной методикой является «тест на завершение предложений». Незаконченные предложения часто формируются так, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности.

В проективных методиках используется и изобразительный материал. Например, в ТАТ применяются картинки для стимуляции свобоодной игры воображения и провоцирование смежных вербальных ответов.

Тест Розенцвейга по изучению фрустраций также

предусматривает использование картинок в 2х формах: для детей от 4 до 13 лет и для взрослых от 14 лет и старше. Основанный на понимании автором нервных срывов и агрессивности, этот тест представляет серию условных рисунков, на которых один действующий персонаж каким-то образом срывает планы другого. На специально отведенном месте тестовой карточки отвечающий пишет, что мог бы ответить на подобные действия человек, у которого таким образом срывают его намерения. Ответы классифицируются по типу и направленности агрессивности. К типам агрессивности относятся: доминирование непреодолимости помехи, отстаивание намерений, которым пытаются помешать, самозащита, постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации. Направленность агрессивности определяется как: экстракарательная, или направленная на окружение, интрокарательная,или направленная на субъекта, некарательная, или направленная на приукрашивание неприятной ситуации или уход от нее. При определении показателей теста процента ответов,относимых к каждой из указанных категорий, сравнивается с соответствующими нормативными процентами ответов.

Особое внимание уделяют в проективных методиках рисованию человеческой фигуры. Например: тест Маховера "Нарисуй человека".Определение показателей теста носит качественный характер и описывает личность на основе анализа особенностей рисунка.

Методика "Определения свойств темперамента", автор В.М.Русалов, позволяет количественно оценить следующие свойства темперамента человека: эргичность, пластичность, темп и эмоциональность. Эргичность - это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и практической работе. Пластичность-это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого ими изменения поведения в общении с людьми. Темп - скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность - склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с практической деятельностью и общением с людьми.


Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.

Выводы по главе 1

  1. Психофизиологические исследования специфические. Их особенность заключается в способах объяснения поведения людей в различных жизненных ситуациях.
  2. Современная психофизиология наука, развивающаяся с учетом специфики развития различных отраслей жизнедеятельности человека.
  3.  Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом должны быть изучены, апробированы и проверены..
  4. Особенности управления персоналом ведется с учетом типов высшей нервной деятельности, темперамента.
  5. В качестве метода изучения нами выбрана методика конструктивного изучения реактивности и активности человека, разработанная Гансем и Сиббила Айзенком (РЕН), Конструкетивность мотивации и методика ОФСДИ Русалова.
  6. Методика используется при анализе индивидуально типологических особенностей и назначение персонала на соответствующую должность.

Глава 2 Экспериментальное исследование динамических характеристик темперамента персонала

2.1 Диагностика динамических характеристик темперамента испытуемых

Исследование динамических характеристик испытуемых проводилось в три этапа на первом этапе 60 участников были протестированы при помощи методики Елисеева. Описание методики «Конструктивности мотивации» в Приложении 1. На основание обработки и анализа полученных данных было выделено равное количество испытуемых по 15 с преобладанием «конструктивной», «инструктивной», «реконструктивной» и «деструктивной» мотивацией. Соответственно они составили основу групп.

В каждой группе проводилось исследование по изучению динамических характеристик темперамента. Критерии оценки динамических характеристик представлены в таблице №1. «признаки динамических характеристик».


Таблица №1

методика

Показатели динамических признаков

характеристики

Айзенка

нейротизм

Высокие показатели от12 до24 (холерический, меланхолический) низкие показатели от 0 до 12 (сангвинистический, флегматический).

экстровертированность

Низкие показатели от 0 до 12 интровертированность (флегматический, меланхолический); высокие показатели от 12 до 24 экстровертированность (сангвинистический, холерический)

ложь

Низкие показатели высокая степень надежности.

Методика Конструктивности мотивации Елисеева

Показатель активности и реактивности

Конструктивный, реконструктивный, инструктивный, деструктивный

Показатели динамических характеристик в обычных и стрессовых ситуаций.

Меланхолик – сангвиник;

Сангвиник – холерик;

Холерик – флегматик;

Флегматик – меланхолик.

Методика ОФСДИ

  1. Эргичность психомоторная (ЭРМ)
  2. Пластичность психомоторная (ПМ)
  3. Скорость психомоторная (СМ)
  4. Эмоциональность психомоторная (ЭМ)

Индекс психомоторной активности (ИПА)

  1. Пластичность коммуникативная (ПК)
  2. Скорость коммуникативная (СК)
  3. Эмоциональность коммуникативная (ЭК)
  4. Эргичность коммуникативная (ЭРК)

Индекс коммуникативной активности (ИКА)

  1. Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ)
  2. Эргичность интеллектуальная (ЭРИ)
  3. Пластичность интеллектуальная (ПИ)
  4. Скорость интеллектуальная (СИ)

Индекс интеллектуальной активности (ИИА)

Индекс общей активности ИОА

Индекс общей эмоциональности ИОЭ

Индекс общей адаптивности ИОАД

На этом этапе мы выявили особенности темперамента по методике Айзенка. Описание методики определения формально- динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова. Испытуемому предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение его обычного способа поведения. Инструкция: При ответе на вопросы постарайтесь представить ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте ту или иную цифру в соответствующую графу в зависимости от Вашего варианта который соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение: не характерно; мало характерно; довольно характерно; характерно.


Тест опросник ЕРI Г. Айзенк представляет по средством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и нейротизма. Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия) Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность и высокая социальная приспосабливаемость. Интровертам же наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу и затруднению социальной адаптации.

Второй фактор - нейротизм – описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот так же биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой, находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом – чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине.

Испытуемому дают инструкцию: Прочитать вопрос и как можно быстрее ответить на него ставя в соответствующей графе +.

Все полученные результаты исследования систематизировались и описывались внутри группы.

2.2.Особенности динамических характеристик испытуемых.

Все данные по методикам обработаны по ключам и по индивидуальным данным показателям темпа, пластичности, эмоциональности работоспособности персонала: с целью выявления возможностей и ограничений в практике управления, была составлена обобщенная таблица, в которой представлены все данные испытуемых по группам. Полученные результаты подсчитываются в соответствии с ключом[1]. Бланк представлен в Приложении 2.

Таблица №1 «данные методик темперамента».

Таблица 1

Конструктивный п=15

Инструктивный п=15

Деструктивный п=15

Реконструктивный п=15

Айзенка

Э

Э=равно

И=равно

Э=мах

И=мин

Э=равно

И=равно

Э=мин в норме; э= мах в стрессе.

И=мах в норме: и мин в стрессе

Н

Н мах=в норме

Н мин =в стрессе

Н мах=в норме

Н мин=в стрессе

Н мин=мах

Н мах = в стрессе

Н мах=в норме

Н мин= в стрессе

Русалов

Эргичность психомоторная (ЭРМ)

высокая

Высокая, снижается в стрессе

среднее

Низкая повышается в стрессе

Эргичность интеллектуальная (ЭРИ)

высокая

Высокая, снижается в стрессе

Высокая в норме

Средние в срессе

высокая

Эргичность коммуникативная (ЭРК)

высокая

средняя

среднее

Высокая в стрессе

Пластичность психомоторная (ПМ)

Высокая в норме, снижается в стрессе

средняя

низкая

высокая

Пластичность интеллектуальная (ПИ)

Высокая в норме

средняя

Высокая, средняя

высокая

Пластичность коммуникативная (ПК)

Высокая в норме

средняя

средняя

Высокая в стрессе. В норме уход от общения

Скорость психомоторная (СМ)

Высокая в норме, повышается в стрессе

средняя

Высокая в стрессе, норма

Высокая, увеличивается в стрессе

Скорость интеллектуальная (СИ)

Высокая в норме, понижается в стрессе

выше

средняя

высокая

Скорость коммуникативная (СК)

Высокая в норме, понижается в стрессе

По ситуации

Средняя ускоряется в стрессе

Высокая, увеличивается в стрессе

Эмоциональность психомоторная (ЭМ)

Высокая в норме, повышается в стрессе

Меньше в стрессе

Повышается в стрессе

Высокая внутреннем плане, в стрессе во внешнем плане

Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ

Высокая в норме, повышается в стрессе

выше

Повышается в стрессе

Высокая

Эмоциональность коммуникативная (ЭК)

Высокая в норме, повышается в стрессе

выше

Средняя повышается в стрессе

Высокая внутреннем плане, в стрессе во внешнем плане

Темперамент

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Темперамент в экстремальных ситуаций

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Сангвиник

Индекс психомоторной активности (ИПА)

Высокий

Норма в стрессе

В зависимости от ситуации реализации

В норме

В стрессе может повыситься

высокий

Индекс интеллектуальной активности (ИИА)

Высокий

высокий в стрессе

В зависимости от ситуации реализации

Среднее в стрессе может снизиться

высокий

Индекс коммуникативной активности (ИКА)

Высокий

высокий в стрессе

В зависимости от ситуации реализации

Среднее в стрессе повышается

Высокий (разного плана)

Индекс общей активности ИОА

Высокий

высокий в стрессе

В зависимости от ситуации реализации Выше в норме, ниже в стрессе

средний

Высокий (внутренний) в стрессе внешний план

Индекс общей эмоциональности ИОЭ

Высокий в стрессе повышается

В зависимости от ситуации выше в стрессе, ниже в норме

В норме в стрессе увеличивается

Высокий

Индекс общей адаптивности ИОАД

Высокий в стрессе дезадаптация за счет эмоций

Сложность адаптации

Норма, однако в стрессе зависит от окружения.

Высокий уровень адаптации


Исследование показало, что изучение и констатация лишь одного темперамента не показывает возможности учета уровня работоспособности. Так сангвиник может быть естественным проявление в чистом виде, либо в стрессовой ситуации. Многие виды работ подразумевают необходимость наличного, устойчивого типа темперамента с прогнозом действия в экстремальной ситуации.

Конструктивный тип:

  1. Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА – ДА», т.е. мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности.
  2. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешивание внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений, как во внешнем, так и во внутреннем планах личности.
  3. В идеале на основе интернальности и экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К.Томасу – стремление к сотрудничеству).
  4. В норме может быть Учителем (с большой буквы), (ди)ректором, основателем (научной) Школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. Пассионарность его имеет чрезвычайное общественное значение.
  5. В стрессе при нетребовательном отношении к себе и общественной не востребованности «вырождается» в безобидного весельчака, мечтателя, болельщика в общественных явлениях, завсегдатая компаний, «своего парня». В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика.
  6. Обычное личностное состояние по параметру конструктивной его активности – сангвиния. Причем, скорее всего это происходит либо в сфере общения, либо в познавательной деятельности, где для этого имеются специфические, собственно человеческие родовые для человека разумного условия.

Деструктивный тип:

  1. Основной способ взаимодействия и его мотив «НЕТ– НЕТ», т.е. мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, – отрицательного отрицания, обуславливающего известную стабильность развития личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития.
  2. Деструктивное, единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по К.Томасу). Первая из них – это форма подавления, властвования над другими и над собою – во взаимном отрицании внутреннего мира, – как своего, так и мира других людей. Вторая форма – приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произвольным образом, – иногда в буквальном смысле последнего, – совершенно произвольно, непредсказуемо.
  3. Одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, – до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей.
  4. Проявляет себя как гедонистически настроенный благодушный художник, музыкант, ученый или писатель, весьма умелый мастер, либо как властелин, царь, законодатель, судья, менеджер, чиновник, практик в лучшем смысле слова, – реально и несколько пессимистически представляющий жизнь. Флегматия является личностным состоянием, плодом отношений к нему в семье или в ближайшем окружении.
  5. В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности – меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь».