Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Учет характеристик темперамента в управлении персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реконструктивный тип.

  1. Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА – НЕТ», т.е. мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца.
  2. Результатом реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К.Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего.
  3. Интернал. Духовная работа над собою, обострённая рефлексия в самосовершенствовании, в целом представляют как интернала, но обращенного более вовнутрь, – т.е. интроверта.
  4. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; соотношения доминируют над целями – более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины, и только затем уже, через себя, принимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец, отшельник. Обычное личностное состояние по параметру активности – меланхолия, причем именно воспитанная, приобретенная, и необязательно в благоприятных обстоятельствах жизни.
  5. В случаях стрессовых ситуаций, – проявляется естественно- реактивное состояние выраженное темпераментом сангвиника. В проявления реактивности приобретает необходимое чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от присущего интерналом чувства ответственности за себя и других.

Инструктивный тип.

  1. Основной способ (мотив) взаимодействия, – противоположный мотиву «НЕТ–ДА», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу – норме, цели и т.д. – как инструкции.
  2. Инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по К.Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем.
  3. Цели и отношения личности при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, однако, по экстернальным представлениям зависит не столько от рационального сколько от, психологического стечения обстоятельств. Психологическое при этом понимается как инструментальное, а не как духовное достоинство человека.
  4. Экстернально - экстравертной (объектной) стратегии поведения доминирует экстернальность, обличающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно реактивному состоянию флегматика. В ситуация наибольшего благоприятствования, славы и почета: тогда нет вокруг более спокойного, флегматичного человека, чем только что организовавший конфликт: его мужество при этом как раз и есть свойственная его темпераменту выдержка, инертность активности на индивидуальном уровне личности.
  5. Неукротимость, бьющая через край энергия личностной холерии позволяет им достигнуть в своей самоотверженности очень многого в их общественном служении, в том числе и на поприще искусств. Они часто являются, благодаря своему основному мотиву, полководцами, говорящими на работе или на алтаре семьи воинами, поэтами.
  6. Им необходимо, в принципе, более дорожить своим здоровьем, поскольку своему темпераменту флегматика они – реактивны, т.е. достаточно чувствительны и потому действительно «сгорают» в своих переживаниях от собственного пламени холерии.

Выводы по главе 2.

  1. Методики в отдельности дают информацию относительно характеристик темперамента и отношения к ним личности, тогда как комплексный подход раскрывает возможность расширения понимания динамических процессов в норме и в стрессовых ситуациях: пластичности, темпа, работоспособности и эмоциональности.
  2. В комплексе методика позволяет определить специфические возможности адаптации, активности и эмоциональности личности.
  3. Исследование показало, что при конструктивном и деструктивном типах изменяется уровень нейротизма. Тогда как реконструктивный и инструктивный типы изменяются по показателям экстернальности-интернальности и уровнями нейротизма.
  4. Наиболее эффективными являются работники конструктивного типа во всех остальных случаях необходима коррекция и психологическое сопровождение.
  5. Ограничение в использовании методик является отсутствие комплексного системного подхода.

Заключение

В арсенале психофизиологии имеются методы способные в короткий срок, получить объективную информацию о наличии тех или иных динамических характеристик личности при выполнении профессиональных задач. Удовлетворенность трудом зависит от многих факторов, одним из которых является успешное овладение деятельностью. Такие характеристики темперамента как работоспособность, темп, пластичность являются важным компонентом достижения эффективности в профессиональной деятельности, а значит и удовлетворенности от процесса деятельности в целом.

Психофизиология как наука имеет в арсенале батарею методов и методик, заимствованных как из физиологических, так и из психологических исследований. Эти методы со времен Павлова претерпели целый ряд изменений и достигли на сегодня пика своего развития. Так как, рассматриваемые в нем характеристики индивидуальных психических реакций, полученных вербально, могут объективно характеризовать силу и слабость протекания нервных процессов и уровень развития работоспособности, темпа деятельности и эмоциональности.

Методы психофизиологического исследования темпа, пластичности, эмоциональности работоспособности персонала: возможности и ограничения в практике управления.

Литература:

  1. Асеев В.П. Мотивация поведения и формирование личности. – М.. Мысль, 1976. – 158с.
  2. Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.. Наука, 1978. – 311с.
  3. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
  4. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  5. Гримак Л.П., Понамаренко В.А. Психические состояния и надежность деятельности оператора.- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  6. Денисенко В.А. Об исследованиях срыва операторской деятельности в интересах пректирования системы «человек-машина».- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  7. Денисов В.Г., Онищенко В.Ф., Скринец А.И. Авиационная инженерная психология. М., 1987.
  8. Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982, с. 84 – 96
  9. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Саакян Э.Д. исследование изменений структуры деятельности оператора в состоянии монотонии. С.93 - 109// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982,
  10. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Основные направления исследований деятельности оператора в особых экстремальных условиях. //Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г с.5 -15
  11. Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  12. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.1981.
  13. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.1966.
  14. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  15. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления.// Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  16. Опросник САН. Большая энциклопедия психологических тестов. М.2009 С.36-40
  17. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., 1981.
  18. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  19. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  20. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  21. Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982,
  22. Справочник по инженерной психологии/ под ред. Б.Ф. Ломова. М.1982.
  23. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. //Методы и критерии оценки функционального комфорта.М., 1978
  24. Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методика: пояснение подхода Елисеева О.П. (1994 г.).

Причинные типологии индивидуальных различий опираются на представления о единстве мира, но их основным содержанием и смыслом является единство личности и относительная независимость человека, позволяющая объяснить и регулировать его поведение, исходя из него самого. Эти типологии объединяют едиными принципами своего построения реактивность и активность, аффект и интеллект, отношения и мотивацию. Способы функционирования этих личностных образований выступают как смыслообразующие мотивы и, одновременно, как характеро- и темпераменто-образующие формы включенности личности в деятельность. При таком объединении мотивации, темперамента и характера разрешается как проблема оснований причинных типологий, так и «узловой вопрос исследования характера», поставленной С.Л.Рубинштейном, «в плане перехода от ситуативных мотивов в устойчивые личности побуждения» («Принципы и пути развития психологии», 1959, стр.134-135).

Таким образом, диагностика темперамента, неудовлетворительная без рассмотрения вопросов его связи с характером, оказывается к тому же зависимой и от необходимости адекватного анализа мотивации человека. Соответственно, и основания причинных типологий темпераментов и характера оказываются находящимися в едином «рубинштейновском узле» с основаниями типологии мотивации. Формирование динамика человеческой мотивации осуществляется в овладении ребенком основными способами деятельности, – как воплощенными мерами его активности и реактивности. Именно динамика последних отвечает сущности становления более или менее уравновешенного поведения. Поэтому первоначально формируется не содержательная, а динамическая сторона мотивации. При этом существенный как высоко генерализированные особенности нервной системы, так и обстоятельства включенности ребенка в ситуации его жизнедеятельности.

Реактивность и возрастающая активность ребенка, проявляющаяся в формирующихся темпераменте и характере постепенно расширяют личностный смысл индивидуально-своеобразных способов и стиля деятельности, формируется более адекватная самооценка, а речевая саморегуляция поведения начинает доминировать над сенсорной.

В целом, подобно тому, как основные способы деятельности прежде являются определяющими для формирования динамики мотивации, так и позднее они же, одновременно с формирующимися свойствами характера, обеспечивают развитие содержательного плана мотивации.


Таким образом, способы деятельности выступают не только основообразующими факторами темперамента и характера, но и основами мотивации. При этом динамическая сторона мотивации обращена к темпераменту, а содержательная – к характеру. Это означает, что в мотивации осуществляется синтез реактивности и активности человека, представленный индивидуально-своеобразными особенностями саморегуляции поведения.

В обобщенной форме эти особенности саморегуляции выступают как сложившиеся в сфере общения программы, стратегии поведения, имеющие нравственное значение и связанные с образом «Я». Поэтому диагностика и типология мотивации в полнее естественно могут опираться не только на опосредствованное ее признание через синтетическое проявление свойств реактивности и активности, но и на непосредственное выявление стратегий поведения. Наиболее оптимальными средствами в первом случае являются методики, направленные на получение развернутых структур мотивации из многих составляющих ее мотивов, а во втором – ценностно-ориентированные. Наиболее оптимальными в обоих случаях являются проективные методики, в особенности, если необходимо выявить предпочтительные стратегии поведения. Типы этих стратегий являются содержательной основой построения причинной типологии мотивации.

Причинная типология мотивации адекватна двух модальному представлению побуждения, поскольку векторы активности и реактивности питающих его имеют противоположные направления. Это совпадает с подходом В.Г.Асеева: «Двухмодальность всякого активно-действенного побуждения заключается в противоречивом единстве положительного переживания желательного состояния действительности и одновременно отрицательного переживания наличного её состояния. В зависимости от разного соотношения этих модальностей и образуются побуждения с преобладанием той или иной эмоциональной модальности (положительное или отрицательное, в виде влечения или необходимости, потребности или долженствования и т.п.)» («Мотивация поведения и формирования личности» М – 1976 стр.112). Вместе с тем, причинная типология мотивации более содержательна по своему по своему смыслу, поскольку предполагает не только положительно-отрицательное интонирование побуждений, отвечающее темпераменту, но и смысловое их наполнение, связанное с характером и содержанием деятельности.

Причинная типология мотивации не предполагает подразделения на высшие и низшие стратегии и типы поведения, дезавуирующие нравственно-положительную ориентированность Человека. Неравноправность стратегий, типов мотивации возникает тогда, когда типология является не причинной, т.е. не имеющей внутреннего критерия своего системного образования. По своему внутреннему критерию самоактуализации человека причинная типология мотивации опирается на четыре равноправные и независимые стратегии поведения человека, полностью раскрываемые в описании соответствующей методики. Каждая стратегия имеет собственную причину мотивации, а все четыре вместе представляют её содержательное объяснение, приводимое здесь в теоретическом плане. Примерами же индетерминастических типологий мотивации являются те, которые имеют внешние критерии: 1) временной; 2) автоматизма – осознанности побуждений; 3) произвольности – импульсивности и т.д.


Имеющая собственный внутренний критерий содержательного построения, причинная типология мотивации объединяет подобные же типологии темперамента и характера, совместно применяемые к интегральной характеристики индивидуальности. Единый класс причинных типологий позволяет осуществить сравнительную межмодальную диагностику основных личностных свойств. Становится возможным оперативное установление не только актуальных, но и потенциальных возможностей человека применительно к основным видам деятельности, типа профессий и специализациям обучения. Говоря словами С.Л.Рубинштейна, таким образом устанавливается «специфика человека – в мере соотношения самоопределения и определения другим…» – т.е. в мере активно-реактивной включенности личности в деятельность, являющейся основой причинных типологий («Методические и теоретические проблемы психологии», стр.358). Ниже воспроизводится общая модель взаимоотношения темперамента и характера, дополненная интерпритациями содержания характеристик основных типов мотиваций и стратегий поведения (рис.1).

Рис.1 Модель взаимоотношения типов темперамента,

характера и мотивации

МД – МО +

Интернально-субъектная стратегия

(«Пантера»)

Мотив (способ) самоактуализации в

доминировании внутреннего над внешним

Н О С Т Ь

МД + МО +

Интернально-объективная стратегия

(«Лев»)

Мотив (способ) самоактуализации в оптимальном принятии внутреннего и внешнего

А К Т И В

МД – МО –

Экстернально-субъектная стратегия («Медведь»)

Мотив (способ) самоактуализации в «компромиссе» внешнего и внутреннего. Взаимное снижение

(ре) активности

Н О С Т Ь

Р Е А К Т И В

МД + МО –

Экстернально-объектная стратегия («Тигр»)

Мотив (способ) самоактуализации

в доминировании внешнего над внутренним.

Доминирование активности

В теоретическом плане определение стратегий мотивации осуществлено в соотнесении их с характеристиками, предложенными В.А.Якуниным («Обучение как процесс управления», 1988, стр.68-69), – всего им выделяется четыре стратегии, дихотомически затем объединенные:

1) Интернальная стратегия – внутренне определенного поведения;

2) Экстернальная – внешне определенного поведения;

3) Субъектная – в тенденции к самоизменению поведения;

4) Объектная – в тенденции к объективации поведения.

Производные дихотомии стратегий (по порядку их представленности на модели при движении против часовой стрелки):