Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Учет характеристик темперамента в управлении персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не менее важную роль в развитии психофизиологии в России сыграл и Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1857-1927) Он прослушал курс экспериментальной психологии у В. Вунда в Германии в течении 1884-1885 г.г.

Первая психофизиологическая лаборатория создана В.М. Бехтеревым в Казани в 1885 году. Интересно представлена и комплектация лаборатории: модель мозга; пневмограф; рефлексограф; рефлексометр и др. Аналогичная лаборатория оборудована В.М. Бехтеревым в Санкт-Питербурге. Здесь же был организован Психоневрологический институт, а затем — Институт мозга и психической деятельности.

Параллельно сформированы лаборатории: индивидуальной рефлексологии; коллективной рефлексологии и характерологии социальных групп; экспериментальной психологии; экспериментальной педагогики; детской психологии и др. Получила право на жизнь даже новая дисциплины — рефлексология. В первой половине ХХ-х годов увлечение статьей «Общие основания рефлексологии» и книгой «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерева было повальным.  

Становление психофизиологии как области знания происходило в сложной борьбе различных взглядов и подходов, особенно между психологами «старой школы» и физиологами, последователями естественно-научной школы. Иногда психологическая часть психофизиологии находилась в глубоком кризисе.

Попытки вывести психологию и физиологию рефлекса из системы взаимных обвинений на путь взаимодействия предпринимались неоднократно. Так, например, активно работал в этом направлении Г.И. Челпанова, который до 1923 г. возглавлял Московский психологический институт и К.Н. Корнилова (1879-1957). Константин Николаевич Корнилов в этой связи даже разрабатывал концепцию реактологии.

Новым нападкам психология подверглась в 1950 г на печально-известной «павловской» сессии 2-х академий наук (педагогической и медицинской). Предлагалось, например, право на «жизнь» оставляли только за дифференциальной психофизиологией и отвергалась дифференциальная психология. Наблюдалась тенденция ликвидировать психологию как науку и заменить ее физиологией ВНД.

Однако решающую роль в развитии психофизиологической мысли сыграли ученики и последователи павловской школы: Анохин, Лебединский, Введенский, Ухтомский, Орбели, Бернштейн, Теплов, Небылицын и др.

Победила точка зрения на то, что в процессе эволюции и под воздействием ряда внешних факторов Среды и активного движения у животного мира выработалась способность реагировать (тропизмы — фототропизмы, термотропизмы, хемотропизмы, топотропизмы), впоследствии — чувствовать (гипотеза А.Н. Леонтьева)и, наконец, активно отражать внешний неорганический мир и ориентировать свой организм в среде. Такая способность в дальнейшем обеспечила биологически целесообразные приспособительные реакции организма на воздействие внутренней и внешней среды.


Исследователями школы Н.Е Введенского экспериментальным путем было доказано, что рефлекторные дуги могут давать чрезвычайно разнообразные эффекты, даже прямо противоположные ожидаемым реакции. На этой основе возникло учение о рефлекторных извращениях. Изменение показаний рефлекторной дуги определяется: количественными характеристиками раздражителя (частота и сила); состоянием воспринимающего мозгового аппарата или состоянием функциональной подвижности, т.е. способность аппарата воспроизвести определенное количество возбуждений от раздражения без соответствующих искажений; степенью вовлеченности в сферу реакций рефлекторной дуги центральных областей нервной системы; тем, что реагирующие приборы взаимосвязаны между собой.

Н.А. Бернштейн (1963), развивая дальше павловские идеи на основе анализа управления движениями пришел к построению схемы рефлекторного кольца и обосновал принцип саморегулирования физиологических процессов.

Применение этого принципа в изучении психофизиологических явлений привело к возникновению системной психофизиологии. П.К. Анохин (1968)используя основные идеи эволюционной и рефлекторной концепции развития живых организмов пришел к выводу о том, что поведение есть продукт взаимодействия целого комплекса функциональных систем.

Выделил психофизиологию в самостоятельную дисциплину А.Р. Лурия (1973), предметом ее считал поведение человека или животного. В этом случае физиологические процессы являются зависимой переменной. Существенную роль в развитие предмета психофизиологии внесли Теплов Б.М и Небылицын В.Д. Интенсивному развитию психофизиологии способствовали активные действия Международной организации по исследованию мозга. При Институте ВНД и НФ РАН создан в 1993 г. Международный исследовательский центр нейробиологии сознания «Светлое пятно». Глубоко изучены явления и закономерности кодирования информации.

Выделены новые характеристики современной психофизиологии (Кочубей Б.И., 1990): активизм, селективизм и информативизм.     Вместе с тем, углубленные исследования мозга в последние 50-60 лет показывают и другой, нерефлекторный источник поведения человека. Таким источником являются спонтанные подкорковые процессы, неспецифические реакции ретикулярной формации. Начало этим исследованиям положено с публикации книги Г.Моруцци и Г.Мэгуна «Ретикулярная формация мозгового ствола и реакция активации в ЭЭГ». Считается, что влияния структур ретикулярной формации имеет тотальный характер и удерживают кору и подкорку на определенном циклическом заданном уровне активации, через нее управляются процессы, вплоть до высшей нервной деятельность.


В настоящее время идет процесс интенсивной компьютеризации психофизиологических исследований и внедрение информационного подхода при рассмотрении соответствующих явлений. Информационная парадигма доминирует в ряде школ и направлений психофизиологии и прежде всего в когнитивной психофизиологии.

Предметом когнитивной психофизиологии являются мозговые механизмы переработки информации. Внедрение современной вычислительной техники способствовало становлению нейроинформатики — наука изучающая теоретические принципы     переработки информации в нейронных сетях мозга. В рамках этой области знания формируется «векторная психофизиология», новое направление исследования, которое доказывает векторный характер кодирования информации в нейронных сетях.

Психофизиология возникла на стыке психологии и физиологии, предметом которой является физиологическое объяснение психики, деятельности и общения человека и животного.

С одной стороны, пограничная позиция психофизиологии вызвала необходимость изучения некоторых аспектов смежных дисциплин: анатомии нервной системы, нейронной организации человеческого организма, методов физиологии, антропологии высоко и низкоорганизованных животных и др. С другой стороны, психофизиология впитала научные данные общей психологии, психологии индивидуальных различий и возрастной психологии.

Несомненно, дальнейшем прогрессу психофизиологии как науки во многом способствовали психологические и физиологические идеи ученых, выработанные в советского периода развития. К их числу следует отнести идеи об историко-культурных и деятельностных основах психического развития человечества, а также методы и технологии физиологических, микроэлектродных, нейрофизиологических, нейроанатомических и биохимических исследований. Взаимная трансформация идей между психологами и физиологами принесла свои положительные плоды. Начали активно формироваться новые отрасли знания, например, нейрофизиология, нейропсихологии и пр. Идет, как бы, встречный взаимопроникающий поисковый процесс двух областей знания.

Такой процесс, с одной стороны, позволил накопить огромную массу фактологического материала, а с другой — требовал широких концептуальных и теоретических обобщениях, особенно по предметной области психофизиологии.

С учетом исторических аспектов взаимодействия психологов и физиологов в понимании предмета психофизиологии сложилось несколько подходов к решению психофизиологической проблемы:


  1. психофизиологический параллелизм, который длительное время был распространен среди психологов и трактовал психические и нейрофизиологические процессы как принципиально разные, существующие параллельно;
  2. психофизиологическое взаимодействие, когда психические и физиологические процессы взаимодействуют друг с другом;
  3. психофизиологическая идентичность, смысл которой сводился к неразличимости психического и физиологического, тем самым отрицалась отражательная природа ощущений.

1.2 Психофизиологические исследования отношений психики к мозгу

тесно связаны с проблемой локализации психических явлений, точного определения функций той или иной мозговой структуры. На этом пути также возникали различные идеи:

  • идеи узкого локализационизма, когда поиск ограничивался теми участками мозга, которые отвечают за определенные психические процессы и явления ( например, ощущение и восприятие связывалось с афферентными процессами, мышление — с центральными, произвольные движения — с эфферентными процессами, эмоции — с процессами в подкорковых образованиях). Так, австрийский ученый Галь считал, в лобных долях находятся центры остроумия и агрессивности; в затылочных — центры смелости; в височных — бережливости; в теменных — самолюбия. Развитие этих центров приводит к изменению в строении черепа. На этой основе в свое время возникла целая область познания — френология, когда по форме черепа, бугоркам на нем судили о способностях человека.

Учеными, которые занимались оформлением цитоархитектонических карт коры, методами окраски срезов первоначально было выделено 20 полей, потом 50 полей, а число полей в более поздний период достигло 200.

  • идеи эквипотенционализма, когда поиск определенной функциональной специализации мозговой структуры не ограничивался и доказывалось, что вся кора имеет равное значения для выполнения всех ее функций (Роландо, Флуранс, Дакс, Поль Брока (1824-1880, французский анатом и антрополог), Фритчу. Гитцигу и др.);
  • идеи о том, что мозг работает как целое, системное, интегральное образование являются наиболее перспективными на сегодняшний. Предметной области психофизиологии в этой связи является изучение не изолированных нейрофизиологических процессов, а их системное строение. К числу таких исследований следует отнести: «принцип уровней» (Николай Александрович Бернштейна, 1896-1966); концепцию становления и развития психофизиологических процессов как сложнейших функциональных систем (П.К. Анохин). Сказанное, позволяет нам определить психофизиологию как науку в системе психологических знаний, изучающую физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений.

Предметом изучения психофизиологии являются все те проявления внутренних процессов, которые развиваются под влиянием внешних воздействий в нервной системе организма и которые находятся в известном соотношении с прошлым опытом.

Основная психофизиологическая проблема заключается в том, чтобы определить отношение между определенными материальными нервными процессами или системой определенным образом организованных нервных процессов и соответствующей ей системой психических явлений, которые обеспечиваются этими самыми нервными процессами.

Главной целью психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия, лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Методы исследования, применяемые в психофизиологии можно подразделить: на методы изучения работы головного мозга и приемы изучения вегетативных процессов. Среди методов головного мозга обычно выделяют электроэнцефалографию (ЭЭГ), топографическое картирование электрической активности мозга, сенсорную стимуляции, разрушение мозга, вызванный потенциал (ВП), магнитоэнцефалографию (МЭГ), компьютерную томографию и микрополяризацию.

Можно подразделить: на методы изучения работы головного мозга и приемы изучения вегетативных процессов.

Среди методов  изучения головного мозга обычно выделяют:

  1. электроэнцефалографию (ЭЭГ),
  2. топографическое картирование электрической активности мозга,
  3. сенсорную стимуляции, разрушение мозга,
  4. вызванный потенциал (ВП),
  5. магнитоэнцефалографию (МЭГ),
  6. компьютерную томографию и микрополяризацию.

Электроэнцефалография заключается в регистрации и анализе суммарной биоэлектрической активности головного мозга.

Вызванные потенциалы регистрируют биоэлектрические колебания, которые возникают в нервных структурах в ответ на внешние раздражения. Магнитоэнцефалография представляет собой бесконтактный метод фиксации данных магнитного поля активного головного мозга.

Вегетативные процессы организма изучаются следующими методами: кожно-гальваническая реакция (КГР) это разность потенциалов между различными участками кожи; электрокардиаография (ЭКГ) связана с регистрацией у поверхности тела разности потенциалов сердца; пневмография измеряет амплитуды и частоты дыхания; плетизмография регистрирует сосудистые реакции организма по объему конечностей или органов; артериальное давление дает данные о силе напора крови в артериях; электромиография направлена на получение информации об электрических процессах в мышцах; пупилометрия измеряет характеристики зрачкового рефлекса и окулография регистрирует специфику движения глаз.