Файл: Реализация основных положений промышленной политики Иордании.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы промышленной политики
1.1. Промышленная политика и ее управление
1.2. Роль государства в развитии промышленной политики
1.3. Методы формирования промышленной политики
2. Опыт промышленной политики в разных странах
2.1.Промышленная политика Индии
2.2.Реализация основных положений промышленной политики Иордании
Промышленную стратегию необходимо разрабатывать исходя из группировки отраслей, требующих различного подхода:
1. Экспортноориентированные. Это обычно, сырьевые отрасли, играющие ведущую роль в торговом и платежном балансе страны. Хочется добавить, что эти отрасли способны не только к саморазвитию, но и к тому, чтобы стать своеобразным локомотивом для вытаскивания и развития всей промышленности;
2. Ориентированные на внутренний рынок отрасли средневысокой, средненизкой и низкой наукоемкости:
- машиностроение и металлообработка,
- легкая и пищевая промышленность.
Для развития этих отраслей возможна либо диффузия передовых технологий из наукоемких отраслей, либо догоняющая модернизация:
- покупка лицензий,
- ввоз импортного оборудования,
- создание совместных предприятий.
Но, реализации данной стратегии мешает недостаток средств для инвестиций, как внутренних, так и внешних.
3. Критические приоритетные технологии развития производств.
Поддержку процессов модернизации предприятий на основе развития
инноваций в РФ государство осуществляет с помощью следующих
инструментов [11]:
- федеральные целевые программы и федеральные программы развития регионов;
- создание технико-внедренческих особых экономических зон;
- региональные целевые программы;
- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности,
- налоговое стимулирование.
1.2. Роль государства в развитии промышленной политики
Мировая практика организации промышленной политики показала, что будь то германский, японский или какой-либо другой опыт, государство во всех странах оказывает активное влияние, как минимум на:
- выбор пути промышленного развития,
- определение соответствующих приоритетов;
- использование не только рыночного механизма управления, но сознательное перераспределение ресурсов от менее к более производительным отраслям;
- обеспечение догоняющей или пионерной модернизации своей промышленности и т.д.
В рамках определенной страны эти многогранные вопросы решаются в ходе реализации стратегии индустриально-инновационного развития. Ключевыми факторами достижения успехов служат применяемые меры регулирования. По существу эти меры сложны и вмещают в себя широкий спектр инструментов. Инструментами промышленной политики можно считать те регуляторы и рычаги, которые прямо или косвенно воздействуют на изменение структуры экономики. Эти инструменты различны по [4]:
- воздействию на процессы в промышленном секторе,
- сферам применения,
- назначению и т.д.
Инструменты промышленной политики включают в себя набор
механизмов воздействия на структурные процессы в промышленности. Их, как правило, делят на две части:
- механизмы воздействия на промышленность,
- косвенные рычаги макроэкономического характера.
По этим признакам инструменты промышленной политики можно разделить на несколько групп.
Первая группа механизмов включает набор таких инструментов, как:
- селективная отраслевая поддержка определенных производств через государственный бюджет:
- дотации,
- кредиты,
- целевые налоговые льготы,
- отраслевые инвестиционные программы;
- содействие малым и средним предприятиям;
- финансирование и организация НИОКР;
- передача новых технологий промышленным компаниям;
- фонды промышленного развития;
- индикаторное планирование;
- стимулирование зон, отстающих в промышленном развитии;
- механизм ускоренной амортизации;
- содействие промышленному экспорту;
- регулирование импорта промышленных товаров,
- патентное регулирование и стандартизация продукции и т.д.
Данная система механизмов используется в большинстве как промышленно-развитых, так и других стран. Причем, руководят ими созданные в структуре государства соответствующие органы. Эти созданные органы выполняют операции отдельных видов помощи промышленности. И еще координируют между собой многочисленные формы помощи. Многие из них представляют определенные меры, назначение которых состоит в улучшении качества и повышении конкурентоспособности товара.
Они включают в себя [12]:
- финансирование и организация НИОКР,
- передачу новых технологий промышленным компаниям,
- патентное регулирование,
- стандартизацию продукции промышленности.
Активная промышленная политика связана с принятием многосторонних мер. Поэтому важно концентрировать имеющиеся и привлекаемые ресурсы, на тщательно отобранных приоритетных направлениях, обеспечивающих условия и рост мощи государства
Другая группа механизмов направлена на формирование соответствующей макроэкономической среды промышленности. Роль данной группы операций растет и приобретает всё более возрастающее значение. Это происходит потому, что в условиях глобализации и либерализации рынков она обеспечивает унификацию национальной и региональной среды. Тем самым создаются благоприятные условия для повышения конкурентоспособности промышленных компаний. Можно привести не совсем полный перечень основных форм воздействия государства на экономику:
- финансово-кредитная политика,
- валютная политика,
- инфраструктурная политика,
- образовательная политика.
Примечательно, что предназначение большинства этих инструментов заключается в выполнении функций «посредника» между различными отраслевыми ассоциациями и по согласованию интересов разных секторов. В пространстве СНГ’ использование этих групп инструментов обусловлено специфическим характером воздействия на процессы в реальном секторе. На развитие определенных отраслей может влиять государство непосредственным вмешательством через:
- государственные заказы,
- субсидии,
- меры по поддержке экспорта,
- таможенные пошлины, ограничивающие, стимулы для формирования конкурентоспособных финансово-производственных структур и притока в страну иностранных производственных инвестиций и т.п.,
- улучшение финансового положения предприятий в отрасли:
- дотации,
- целевые налоговые льготы,
- кредиты и т.д.
При этом, ключевым моментом становится:
- стимулирование частной инициативы,
- замена государственной собственности частной,
- конкуренция с иностранными производителями и инвесторами.
Принципиально важно также постепенно найти способы управления усилением воздействия сил рынка на приоритетные виды деятельности. Так, например, при умелом сочетании установления высоких пошлин для защиты приоритетных производств с одновременным вводом жесткого графика и снижения их до нормального уровня, можно не только дать побудительный мотив для конкретной отрасли экономики страны, но и для адаптации товаропроизводителей к мировому рынку. Когда речь идет о промышленной политике, то всегда подразумевается определенный расклад имеющихся в распоряжении государства ресурсов. Если с этой точки зрения классифицировать инструменты промышленной политики, то ту или иную схему расклада можно условно разбить на четыре группы [13]:
- налогово-тарифные;
- денежно-кредитные;
- инфраструктурные,
- административно-политические.
К первой группе относятся:
- льготные режимы налогов,
- амортизационная политика,
- таможенная политика,
- тарифная политика.
Т.е. это те меры, которые, хотя и не требуют непосредственно затрат, так или иначе уменьшают в краткосрочный период доходы государства. Сюда же можно прибавить такие меры, как реструктуризация задолженности. Эти меры позволяют приоритетным секторам:
- сокращать издержки,
- повышать свою ценовую конкурентоспособность,
- накапливать собственные средства для развития и расширения,
- привлекать сторонние средства.
Вторая группа инструментов включает:
- прямое кредитование государством некоторых видов деятельности по льготным ставкам,
- субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам,
- государственные кредитные гарантии,
- государственная поддержка лизинга,
- прямые государственные инвестиции.
Проще говоря, другие меры, прямо требующие значительных затрат из бюджета или других государственных источников.
Третья группа включает государственные затраты не непосредственно в приоритетном секторе, но и в смежных областях. Это позволяет бизнесу экономить собственные ресурсы. Примерами таких мер могут служить:
- подготовка кадров за государственный счет по определенным специальностям,
- проведение НИОКР,
- передача результатов в частный сектор,
- на льготных условиях осуществление вложения в создание производственно-технологической инфраструктуры.
Четвертая группа инструментов наиболее неоднородна и многообразна.
Прежде всего, к инструментам этого типа относятся [17]:
- меры по снятию административных и регуляционных барьеров входа на рынок и выхода с него:
- регистрация,
- лицензирование,
- стандартизация,
- антимонопольное законодательство,
- барьеры для слияния и поглощения,
- организационно-политическая поддержка интересов экспортеров на рынках других стран.
Важным блоком этого типа инструментов является функция «посредника» между различными отраслевыми ассоциациями и по согласованию интересов разных секторов.
Таким образом, промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства. Страны, используя один и тот же инструментарий, между тем различались стратегическими задачами, которые ставили перед собой. В одних случаях ставится скромная задача — быстро усваивать достижения мирового технического прогресса путем их копирования. В других ставится задача не столько достижения уровня высокоразвитых индустриальных стран, но и мирового лидерства. Просто они находят свою «нишу» в определенных сегментах мирового промышленного производства и соответственно рынка. В любом случае ставка делается на создание конкурентоспособных производств, использующих высокие технологии. Однако, в этом случае разница заключалась в возможностях вписывания в иерархию этих технологических звеньев. Ряд из этих инструментов выполняют регулирующие и стимулирующие роли. Так, широко используются в мировой практике налоги и таможенные пошлины. Важным инструментом международной кооперации в промышленности являются свободные
экономические зоны, получившие широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии. Не менее важны и меры, которые прямо не влияют на отрасли промышленности, но участвуют в формировании благоприятной национальной и региональной среды. Причем, это необходимо для повышения конкурентоспособности промышленных компаний в условиях глобализации и либерализации рынков. К ним относятся:
- финансово-кредитные инструменты,
- валютные инструменты,
- инфраструктурные инструменты,
- образовательная политика,
- другие формы воздействия государства на экономику.
Промышленная политика осуществляется в интересах обеспечения безопасности страны. Однако, как показывает опыт, как в развитой, так и развивающейся стране последствия могут быть не всегда позитивными. Поэтому важно обеспечить адекватность результатов национальным интересам страны. Во избежание ущерба отрасли, стране необходимо соблюдение правил безопасности. Для этого целесообразно:
- наличие просчитанной стратегии, учитывающей:
- основные,
- прямые и косвенные,
- негативные и позитивные эффекты,
- оценить затраты и результаты от применения тех или иных инноваций.
Вторым существенным ограничением для реализации промышленной политики для государства служит законодательная база. Экспертиза налогового и бюджетного законодательства некоторых стран СНГ на предмет возможности использования его для целей промышленной политики показала наличие достаточной нейтральности многих актов. И этот факт позволяет судить о неадекватности современным требованиям. Практически сегодня они не создают преференций для отдельных отраслей. Сегодня многие предприятия находятся в собственности или переданы в управление иностранным инвесторам. И это, как оказалось, объективно затрудняет оказание на них какого-либо воздействия вне общих законодательных рамок. Соответственно, наиболее понятным ограничением для проведения активной государственной промышленной политики является [21]:
- банальное отсутствие средств,
- практическая ликвидация государственного сектора, который может быть инструментом промышленной политики.
Реально государственная промышленная политика существует в настоящее время в странах СНГ в виде отдельных целевых программ или отдельных решений по поддержке отдельных секторов. Следует отметить, что:
- программы между собой не скоординированы,
- большая часть из них носит декларативный характер,
- деньги на их реализацию не выделяются,
- расходуются не эффективно.