Файл: Реализация основных положений промышленной политики Иордании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Промышленную стратегию необходимо разрабатывать исходя из группировки отраслей, требующих различного подхода:

1. Экспортноориентированные. Это обычно, сырьевые отрасли, играющие ведущую роль в торговом и платежном балансе страны. Хочется добавить, что эти отрасли способны не только к саморазвитию, но и к тому, чтобы стать своеобразным локомотивом для вытаскивания и развития всей промышленности;

2. Ориентированные на внутренний рынок отрасли средневысокой, средненизкой и низкой наукоемкости:

  • машиностроение и металлообработка,
  • легкая и пищевая промышленность.

Для развития этих отраслей возможна  либо диффузия передовых технологий из наукоемких отраслей, либо догоняющая модернизация:

  • покупка лицензий,
  • ввоз импортного оборудования,
  • создание совместных предприятий.

Но, реализации данной стратегии мешает недостаток средств для инвестиций, как внутренних, так и внешних.

3. Критические приоритетные технологии развития производств.

Поддержку процессов модернизации предприятий на основе развития

инноваций в РФ государство осуществляет с помощью следующих

инструментов [11]:

  • федеральные целевые программы и федеральные программы развития регионов;
  • создание технико-внедренческих особых экономических зон;
  • региональные целевые программы;
  • стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности,
  • налоговое стимулирование. 

1.2. Роль государства в развитии промышленной политики

Мировая практика организации промышленной политики показала, что будь то германский, японский или какой-либо другой опыт, государство во всех странах оказывает активное влияние, как минимум на:

  • выбор пути промышленного развития,
  • определение соответствующих приоритетов;
  • использование не только рыночного механизма управления, но сознательное перераспределение ресурсов от менее к более производительным отраслям;
  • обеспечение догоняющей или пионерной модернизации своей промышленности и т.д.

В рамках определенной страны эти многогранные вопросы решаются в ходе реализации стратегии индустриально-инновационного развития. Ключевыми факторами достижения успехов служат применяемые меры регулирования. По существу эти меры сложны и вмещают в себя широкий спектр инструментов. Инструментами промышленной политики можно считать те регуляторы и рычаги, которые прямо или косвенно воздействуют на изменение структуры экономики. Эти инструменты различны по [4]:


  • воздействию на процессы в промышленном секторе,
  • сферам применения,
  • назначению и т.д.

Инструменты промышленной политики включают в себя набор

механизмов воздействия на структурные процессы в промышленности. Их, как правило, делят на две части:

  • механизмы воздействия на промышленность,
  • косвенные рычаги макроэкономического характера.

По этим признакам инструменты промышленной политики можно разделить на несколько групп.

Первая группа механизмов включает набор таких инструментов, как:

  • селективная отраслевая поддержка определенных производств через государственный бюджет:

- дотации,

- кредиты,

- целевые налоговые льготы,

- отраслевые инвестиционные программы;

  • содействие малым и средним предприятиям;
  • финансирование и организация НИОКР;
  • передача новых технологий промышленным компаниям;
  • фонды промышленного развития;
  • индикаторное планирование;
  • стимулирование зон, отстающих в промышленном развитии;
  • механизм ускоренной амортизации;
  • содействие промышленному экспорту;
  • регулирование импорта промышленных товаров,
  • патентное регулирование и стандартизация продукции и т.д.

Данная система механизмов используется в большинстве как промышленно-развитых, так и других стран. Причем, руководят ими созданные в структуре государства соответствующие органы. Эти созданные органы выполняют операции отдельных видов помощи промышленности. И еще координируют между собой многочисленные формы помощи. Многие из них представляют определенные меры, назначение которых состоит в улучшении качества и повышении конкурентоспособности товара.

Они включают в себя [12]:

  • финансирование и организация НИОКР,
  • передачу новых технологий промышленным компаниям,
  • патентное регулирование,
  • стандартизацию продукции промышленности.

Активная промышленная политика связана с принятием многосторонних мер. Поэтому важно концентрировать имеющиеся и привлекаемые ресурсы, на тщательно отобранных приоритетных направлениях, обеспечивающих условия и рост мощи государства

Другая группа механизмов направлена на формирование соответствующей макроэкономической среды промышленности. Роль данной группы операций растет и приобретает всё более возрастающее значение. Это происходит потому, что в условиях глобализации и либерализации рынков она обеспечивает унификацию национальной и региональной среды. Тем самым создаются благоприятные условия для повышения конкурентоспособности промышленных компаний. Можно привести не совсем полный перечень основных форм воздействия государства на экономику:


  • финансово-кредитная политика,
  • валютная политика,
  • инфраструктурная политика,
  • образовательная политика.

Примечательно, что предназначение большинства этих инструментов заключается в выполнении функций «посредника» между различными отраслевыми ассоциациями и по согласованию интересов разных секторов. В пространстве СНГ’ использование этих групп инструментов обусловлено специфическим характером воздействия на процессы в реальном секторе. На развитие определенных отраслей может влиять государство непосредственным вмешательством через:

  • государственные заказы,
  • субсидии,
  • меры по поддержке экспорта,
  • таможенные пошлины, ограничивающие, стимулы для формирования конкурентоспособных финансово-производственных структур и притока в страну иностранных производственных инвестиций и т.п.,
  • улучшение финансового положения предприятий в отрасли:

- дотации,

- целевые налоговые льготы,

- кредиты и т.д.

При этом, ключевым моментом становится:

  • стимулирование частной инициативы,
  • замена государственной собственности частной,
  • конкуренция с иностранными производителями и инвесторами. 

Принципиально важно также постепенно найти способы управления усилением воздействия сил рынка на приоритетные виды деятельности. Так, например, при умелом сочетании установления высоких пошлин для защиты приоритетных производств с одновременным вводом жесткого графика и снижения их до нормального уровня, можно не только дать побудительный мотив для конкретной отрасли экономики страны, но и для адаптации товаропроизводителей к мировому рынку. Когда речь идет о промышленной политике, то всегда подразумевается определенный расклад имеющихся в распоряжении государства ресурсов. Если с этой точки зрения классифицировать инструменты промышленной политики, то ту или иную схему расклада можно условно разбить на четыре группы [13]:

  • налогово-тарифные;
  • денежно-кредитные;
  • инфраструктурные,
  • административно-политические.

К первой группе относятся:

  • льготные режимы налогов,
  • амортизационная политика,
  • таможенная политика,
  • тарифная политика.

Т.е. это те меры, которые, хотя и не требуют непосредственно затрат, так или иначе уменьшают в краткосрочный период доходы государства. Сюда же можно прибавить такие меры, как реструктуризация задолженности. Эти меры позволяют приоритетным секторам:

  • сокращать издержки,
  • повышать свою ценовую конкурентоспособность,
  • накапливать собственные средства для развития и расширения,
  • привлекать сторонние средства.

Вторая группа инструментов включает:

  • прямое кредитование государством некоторых видов деятельности по льготным ставкам,
  • субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам,
  • государственные кредитные гарантии,
  • государственная поддержка лизинга,
  • прямые государственные инвестиции.

Проще говоря, другие меры, прямо требующие значительных затрат из бюджета или других государственных источников.

Третья группа включает государственные затраты не непосредственно в приоритетном секторе, но и в смежных областях. Это позволяет бизнесу экономить собственные ресурсы. Примерами таких мер могут служить:

  • подготовка кадров за государственный счет по определенным специальностям,
  • проведение НИОКР,
  • передача результатов в частный сектор,
  • на льготных условиях осуществление вложения в создание производственно-технологической инфраструктуры.

Четвертая группа инструментов наиболее неоднородна и многообразна.

Прежде всего, к инструментам этого типа относятся [17]:

  • меры по снятию административных и регуляционных барьеров входа на рынок и выхода с него:

- регистрация,

- лицензирование,

- стандартизация,

  • антимонопольное законодательство,
  • барьеры для слияния и поглощения,
  • организационно-политическая поддержка интересов экспортеров на рынках других стран.

Важным блоком этого типа инструментов является функция «посредника» между различными отраслевыми ассоциациями и по согласованию интересов разных секторов.

Таким образом, промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства. Страны, используя один и тот же инструментарий, между тем различались стратегическими задачами, которые ставили перед собой. В одних случаях ставится скромная задача — быстро усваивать достижения мирового технического прогресса путем их копирования. В других ставится задача не столько достижения уровня высокоразвитых индустриальных стран, но и мирового лидерства. Просто они находят свою «нишу» в определенных сегментах мирового промышленного производства и соответственно рынка. В любом случае ставка делается на создание конкурентоспособных производств, использующих высокие технологии. Однако, в этом случае разница заключалась в возможностях вписывания в иерархию этих технологических звеньев. Ряд из этих инструментов выполняют регулирующие и стимулирующие роли. Так, широко используются в мировой практике налоги и таможенные пошлины. Важным инструментом международной кооперации в промышленности являются свободные


экономические зоны, получившие широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии. Не менее важны и меры, которые прямо не влияют на отрасли промышленности, но участвуют в формировании благоприятной национальной и региональной среды. Причем, это необходимо для повышения конкурентоспособности промышленных компаний в условиях глобализации и либерализации рынков. К ним относятся:

  • финансово-кредитные инструменты,
  • валютные инструменты,
  • инфраструктурные инструменты,
  • образовательная политика,
  • другие формы воздействия государства на экономику.

Промышленная политика осуществляется в интересах обеспечения безопасности страны. Однако, как показывает опыт, как в развитой, так и развивающейся стране последствия могут быть не всегда позитивными. Поэтому важно обеспечить адекватность результатов национальным интересам страны. Во избежание ущерба отрасли, стране необходимо соблюдение правил безопасности. Для этого целесообразно:

  • наличие просчитанной стратегии, учитывающей:

- основные,

- прямые и косвенные,

- негативные и позитивные эффекты,

  • оценить затраты и результаты от применения тех или иных инноваций.

Вторым существенным ограничением для реализации промышленной политики для государства служит законодательная база. Экспертиза налогового и бюджетного законодательства некоторых стран СНГ на предмет возможности использования его для целей промышленной политики показала наличие достаточной нейтральности многих актов. И этот факт позволяет судить о неадекватности современным требованиям. Практически сегодня они не создают преференций для отдельных отраслей. Сегодня многие предприятия находятся в собственности или переданы в управление иностранным инвесторам. И это, как оказалось, объективно затрудняет оказание на них какого-либо воздействия вне общих законодательных рамок. Соответственно, наиболее понятным ограничением для проведения активной государственной промышленной политики является [21]:

  • банальное отсутствие средств,
  • практическая ликвидация государственного сектора, который может быть инструментом промышленной политики.

Реально государственная промышленная политика существует в настоящее время в странах СНГ в виде отдельных целевых программ или отдельных решений по поддержке отдельных секторов. Следует отметить, что:

  • программы между собой не скоординированы,
  • большая часть из них носит декларативный характер,
  • деньги на их реализацию не выделяются,
  • расходуются не эффективно.