Файл: Реализация основных положений промышленной политики Иордании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • северо-восточный регион;
  • неразвитые территории категории "А";
  • депрессивные территории категории "В".

На этих территориях дифференцированно применяется льготное налогообложение, а также используется ряд других мер, способствующих развитию МП. Реализация программ оздоровления и развития Северо-восточного региона возложена на министерство малых и средних предприятий. Территории категории "А" и "В" получают помощь от

администраций штатов и региональных структур поддержки МП.

Указанное министерство для обеспечения кредитования МП через различные финансовые институты создало гарантийный фонд. Под его гарантии 34 кредитных института выдали 7258 кредитов на общую сумму 797 млн рупий. В финансировании проектов технологического обновления и модернизации МП важнейшую роль играет сеть специализированных банков во главе с "Индийским банком развития малого предпринимательства".

Особое внимание министерство уделяет:

  • обеспечению доступа МП к производственной инфраструктуре,
  • созданию сети:

- современных лабораторий,

- испытательных центров,

- сертификационных центров,

  • повышению квалификации управляющего персонала и внедрению новейших методов управления предприятиями.

На уровне штатов и союзных территорий ряд общенациональных и региональных проектов поддержки и развития МП реализуется непосредственно правительствами штатов. Эти мероприятия осуществляются

через районные производственные центры, которые имеются в каждом штате

и подчинены Директорату промышленности штата. Кроме того, в каждом штате, созданы институциональные структуры промышленного и финансового развития, тесно взаимодействующие с финансовыми корпорациями, действующими в каждом штате. Весьма мощными возможностями поддержки предпринимательства и традиционных промыслов в сельской местности и в малых городах обладают различные государственные учреждения, такие как, например:

  • Комиссия по переработке хлопка и производственной деятельности в деревнях,
  • объединение переработчиков кокосового волокна,
  • торгово-промышленные палаты,
  • общественные союзы,
  • объединения,
  • ассоциации предпринимателей.

Организация по развитию малого предпринимательства, войдя в состав министерства малых и средних предприятий, оплачивает за должника счет малому предприятию полностью или со скидкой на некоторую величину, в зависимости от разницы в сроках оплаты по данному контракту. Широкое распространение получают кластерные структуры, объединяющие большое количество малых предприятий по технологическому или товарному принципу. По данным UNIDO, в Индии в настоящее время действуют свыше 2000 кластеров [25]:


  • 388 кластеров, объединяющих промышленные предприятия,
  • 1657 кластеров, объединяющих ремесленнические предприятия в сельской местности.

Подсчитано, что кластеры дают свыше 60% экспортной продукции страны, а некоторые крупные кластеры производят до 90% отдельных видов продукции, выпускаемой в стране.

С 2000 г. в Индии действует программа по созданию Специальных экономических зон. В них могут создаваться предприятия любых видов деятельности, ориентированные на получение валютной выручки. Важнейшими стимулирующими факторами развития предпринимательства в СЭЗ являются:

  • отсутствие лицензий на импорт:

- средств производства,

- комплектующих изделий,

- запчастей,

- материалов;

  • беспошлинное приобретение:

- средств производства,

- сырья,

- расходных материалов,

- запчастей на внутреннем рынке;

  • предоставление полной свободы деятельности по принципу субконтрактации производств, размещенных за границей с освобождением от таможенных проверок экспорта и импорта. Субконтрактация – это способ организации производства, использующий разделение труда между Контрактором (заказчиком) - сборочным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями и Субконтракторами (поставщиками) - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, услуги;
  • разрешение продажи экспортной продукции на внутреннем рынке, при условии полной уплаты таможенных пошлин согласно импортной политике,
  • разрешение реэкспорта импортированных товаров;
  • предоставление ссуд на развитие социальной сферы в пределах СЭЗ:

- жилье,

- детские учреждения,

- школы,

- клубы,

-центры отдыха,

- поликлиники;

  • первоочередное развитие:

- систем связи и энергоснабжения,

- транспортной инфраструктуры,

- средств коммунального обслуживания [6].

В Индии осуществляются многочисленные мероприятия по созданию привлекательных для промышленных инвесторов налоговых условий. Например, в настоящее время предоставляется налоговый вычет затрат на

проведение НИОКР в объѐме 100–150%. Расходы на НИОКР включаются в

себестоимость. Ряд категорий имущества, используемого для инновационной

деятельности, освобождены от налога на имущество, предоставляются специализированные инвестиционные кредиты для создания высокотехнологичных производств.

Правительством предпринимаются меры по содействию развития разных отраслей промышленности. Например:


  • для поддержки национальной пищевой промышленности правительство в этом секторе отменило государственное регулирование и лицензии, за исключением сферы производства алкогольных напитков;
  • вплоть до 100%, были разрешены иностранные инвестиции в пищевую промышленность, за небольшим исключением;
  • 100% экспортно-ориентированных компаний имеют право беспошлинно импортировать сырье и средства производства, использовать иностранные товарные знаки;
  • данный сектор был включен в число приоритетных для получения займов по льготным ставкам;
  • акциз на переработку фруктовой и овощной продукции был снижен до нуля.

В соответствии с Национальной сельскохозяйственной политикой, Министерство торговли и промышленности подготовило проект соответствующей политики перерабатывающей и пищевой промышленности

в целях [26]:

  • расширения возможностей для инвестиций,
  • обеспечения устойчивого роста развития указанных отраслей.

Финансовая помощь в соответствии с данной программой предоставляется для:

  • создания инфраструктуры,
  • модернизации перерабатывающих предприятий,
  • проведения исследований и разработок,
  • подготовки кадров специалистов,
  • создания лабораторий контроля качества, в том числе с целью получения сертификации ISO.

С учетом данных программ определены и общие направления развития сектора пищевой промышленности, которые предусматривают, в частности:

  • создание специализированных зон по производству конкретных продуктов, и их сотрудничество с экспортными сельскохозяйственными зонами,
  • создание сети лабораторий контроля качества,
  • создание сбытовой цепочки от продовольственного центра к центру переработки и далее к розничной торговле без участия посредников,
  • развитие контрактной системы производства применительно к компаниям
  • малого и среднего бизнеса,
  • содействие научным исследованиям,
  • совершенствование деятельности в области разработки новых видов упаковки, совместно с центральными сельскохозяйственными университетами / региональными лабораториями /, технологическими институтами Индии [20].

2.2.Реализация основных положений промышленной политики Иордании

Учитывая значимость промышленного сектора для экономики Иордании и проблемы, возникающие в процессе его развития, возникла необходимость разработать и реализовать национальную промышленную политику, что позволило бы:


  • повысить конкурентоспособность иорданских предприятий и продукции,
  • увеличить экспорт продукции на традиционных рынках,
  • выйти на рынки, ранее не освоенные иорданскими промышленниками.

Как известно, промышленность в большинстве стран является ведущей отраслью народного хозяйства, обеспечивающей [15]:

  • расширенное воспроизводство,
  • повышение технического уровня всех отраслей и видов производства,
  • рост удовлетворенности населения в товарах и услугах,
  • усиление экспортной активности,
  • реализацию политики импортозамещения в соответствующих условиях.

Регулирование промышленности всегда является одним из наиболее спорных вопросов, формируя проблему промышленной политики. Нужно отметить, что спор между сторонниками и противниками формирования и реализации промышленной политики длится почти 150 лет и не получил какого-то определенного завершения. Количество определений промышленной политики, используемых в различном контексте, уже насчитывает более 200 и продолжает увеличиваться с каждым новым исследованием.

Тем не менее, даже не давая определения понятию промышленной политики, можно выделить ее объекты в зависимости от уровня управления. На микроуровне принимаются в качестве объектов промышленной политики промышленные предприятия, а также объекты промышленной инфраструктуры. В качестве объектов промышленной политики на мезоуровне выступают территориально-производственные комплексы, уже длительное время называемые кластерами. Если говорить о субъектах промышленной политики, то в качестве таковых нужно выделить государственные институты, разрабатывающие и принимающие решения в сфере промышленного развития или решения. Кстати, эти решения непосредственно влияют на объекты промышленной политики. Некоторые ученые относят к субъектам промышленной политики:

  • ассоциации предприятий:

- ассоциация промышленных предприятий,

- ассоциация предприятий легкой промышленности,

  • союзы промышленников и предпринимателей и т.п.

Такой подход может привести к тому, что практически все, кто так или иначе соприкасается с промышленностью, могут быть причислены к субъектам промышленной политики. Причем, эта ситуация в дальнейшем затруднит разработку комплекса мер в рамках инструментария промышленной политики.

Национальная промышленная политика имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при ее разработке [18]:

  • не копировать слепо зарубежный опыт,
  • учитывать и адаптировать к условиям экономической среды.

Можно сформулировать особенности промышленной политики, характерные для различных стран:

  • влияние государства на структуру прямых инвестиций, без реализации прямого вмешательства государственных органов управления в промышленное развитие;
  • вмешательство государства в деятельность (развитие) отдельных отраслей промышленности и видов производств с учетом конкретной экономической ситуации в государстве с целью обеспечения их развития на инновационной основе:

- развитие,

- стагнация,

- кризис,

- депрессия;

  • осуществление косвенного регулирования промышленности с целью поддержки приоритетных отраслей, в том числе экспортной деятельности;
  • прямое вмешательство в промышленное развитие государства;
  • развитие государственного предпринимательства в форме

государственных предприятий, государственных корпораций;

  • поддержка приоритетных отраслей промышленности,
  • использование элементов государственного планирования;
  • разработка и реализация планов по развитию конкретных отраслей национальной промышленности. Необходимо заметить, что данные отрасли имеют огромное значение для социально-экономического развития государства;
  • дифференциация отраслей и видов производства промышленности с точки зрения государственного планирования деятельности одних отраслей и регулирования их деятельности, практически отсутствие государственного вмешательства для других;
  • планирование развития отдельных отраслей и видов производств в рамках планирования экономики государства:

- использование рыночных рычагов,

- создание крупных государственных корпораций, обеспечивающих государству контроль над важными отраслями промышленности [23].

Если говорить об Иордании, то в настоящее время Министерство промышленности и торговли в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, как из государственного, так и из частного сектора промышленности реализует разработку национальной промышленной политики с тем, чтобы:

  • оказать влияние на развитие промышленного производства,
  • достойно ответить на вызовы глобализации и открытости экономики,
  • воспользоваться даваемыми ими преимуществами.

Основными целями разработки и реализации промышленной политики Иордании являются следующие:

  • повышение конкурентоспособности основных отраслей промышленности;
  • снижение дефицита торгового баланса;
  • рост валового внутреннего продукта и промышленного производства на душу населения;
  • снижение уровня безработицы за счет создания новых высокотехнологичных рабочих мест.