Файл: Реализация основных положений промышленной политики Иордании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В итоге предлагается детализация основных недостатков и достоинств промышленной политики. К числу недостатков можно отнести:

  • снижение эффективности действий на уровне отдельных субъектов хозяйствования;
  • рост возможностей для коррупционной деятельности;
  • приложение негативных сторон института проталкивания;
  • огромные издержки при неэффективной поддержке неконкурентоспособных производств;
  • сложность реализации промышленной политики.

В числе бесспорных достоинств промышленной политики можно выделить:

  • разрешение проблем и сложных дисбалансов в развитии

экономики;

  • возможность воздействия на долгосрочные проекты;
  • устранение негативных явлений в социально-экономической системе, вызываемых жесткими рыночными регуляторами;
  • оказание поддержки новым высокотехнологичным отраслям промышленного комплекса.

Таким образом, противоречивость рассматриваемой категории обусловлена:

  • ее содержанием и сущностью,
  • необходимостью разработки,
  • принятия решений по перераспределению ограниченных ресурсов между отраслями национального промышленного комплекса.

Причем, в пользу тех производств, которые имеют потенциал или реальную возможность конкурировать с лидерами мирового рынка.

Сегодня Россия находится в таком системно неудовлетворительном состоянии в социально-экономическом, научно-техническом плане, что требуется новый инновационный подход [3]:

  • к процессу воспроизводства,
  • к использованию ресурсов,
  • к наполнению ВВП иным содержанием.

Выход из такого состояния невозможен без разработки и реализации концепции промышленного развития государства и как ее основного инструмента государственной промышленной политики. Формирование и реализация активной промышленной политики необходимо как на национальном, общероссийском уровне, так и на региональном уровне, где промышленное производство является фундаментом экономического роста.

1.3. Методы формирования промышленной политики

Методы формирования промышленной политики представлены в приложении 1.

Формирование новых организационно - правовых форм предполагает обеспечение повышения эффективности функционирования промышленности, прежде всего, за счет гибких инновационно-активных предприятий. Имеются те предприятия, которые обеспечивают внедрение высокотехнологичных процессов и технологий на разрабатывающих и производственных предприятиях.


Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как [28]:

  • запрещение,
  • разрешение,
  • принуждение,
  • контроль.

Запрещение - это:

  • запрет какой-либо деятельности,
  • признание общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению,
  • использование каких-либо товаров и услуг и их компонентов.

Например, государство может ввести запрещение транзита, т. е. следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Например, государство дает разрешение на:

  • ведение многих видов экономической деятельности,
  • на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).

Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм.

Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой

базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

Административно - экономическое регулирование предполагает

материальное стимулирование конкретных отраслей, и основывается при этом, на экономическом механизме. Данные методы базируются на товарно-денежных отношениях рыночной экономики.

Государственный заказ входит в портфель заказов предприятия с учетом спроса и предложения, на что ориентируется предприятие при планировании производственной деятельности. Также необходимо отметить:

  • субсидирование,
  • скидки на ресурсы,
  • предоставление кредитов,
  • страхование бизнеса,
  • уровень налоговых и бюджетных отчислений,
  • амортизационную политику,
  • валютную и таможенную политику [22].

Правовые методы основываются на системе нормативных актов, которые, в частности определяют:

  • условия заключения договоров,
  • функционирования предприятий,
  • требования к качеству продукции,
  • наличие тех или иных сертификатов на продукцию и технологии.

2. Опыт промышленной политики в разных странах


2.1.Промышленная политика Индии

Основной целью Национальной промышленной политики Индии является увеличение доли промышленности в ВВП до 25% к 2022 г. и создание 100 млн. новых рабочих мест. В рамках указанной политики в стране создаются промышленно - ивестиционые зоны или производственные кластеры, которые будут способствовать компактному размещению промышленных производств и решению инфраструктурных проблем на основе энергоэффективных и природоохранных технологий. Всего планируется создание 7 промышленно - инвестиционных зон, в которых государство намеревается максимально упростить административные барьеры для бизнеса, особенно в области регулирования рынка труда и природоохранной деятельности. Для указанных зон государством предоставлено свыше 5 тыс.га земли. Земли таких зон принадлежат соответствующему штату, что значительно ускоряет решение правовых и инфраструктурных вопросов. В целях обеспечения реинвестирования полученных компаниями доходов, правительственная программа предусматривает возможность освобождения компаний, работающих в NIMZs, от налоговых платежей с доходов на прирост капитала. Государством планируется также приобретение для таких кластеров новых промышленных технологий и создание специальных финансовых фондов развития. Основные площадки зон NIMZs будут размещены вдоль промышленного «коридора» Дели-Мумбаи. Ожидается, что указанные цели будут достигнуты в течение 3-4 лет.

В целях обеспечения роста национальной промышленности правительство страны создало Национальный Совет по конкурентоспособности в области промышленности, который возглавляет председатель в ранге министра правительства Индии. Индия проводит достаточно успешную политику по стимулированию наукоемких отраслей,

в частности, информационных технологий.

В настоящее время оборот IT-отрасли в Индии составляет 70 млрд. долларов США. В прошлом году на ее развитие из бюджета было выделено около 550 млн долларов США. Почти половина этих средств была потрачена на развитие внутренней IT-инфраструктуры страны [2]:

  • создание национального информационного центра и технологических парков,
  • стандартизацию и сертификацию IT-компаний,
  • поддержку электронного правительства.

Остальные средства пошли на:

  • научно-исследовательские программы,
  • создание и поддержку IT-стартапов,
  • повышение квалификации IT-персонала.

В настоящее время в данной отрасли в Индии работают 750 западных компаний, открывших около 1100 удаленных центров разработки ПО. Это стало возможным не только благодаря большому количеству низкооплачиваемых специалистов, но и за счет целевой государственной финансовой поддержки развития информационных технологий для различных отраслей экономики.


Правительство Индии предоставляет серьезные налоговые льготы для компаний отрасли высоких технологий. Так, все IT-организации могут получить освобождение от уплаты налогов на пять лет, а на десять лет - при

условии, что компания работает в технопарке. При этом налоговые льготы

распространяются на любые IT-компании независимо от размера и формы

собственности.

Важным фактором развития отрасли явился и тот факт, что значительная часть управленческих функций по ее поддержке и развитию была отдана негосударственной ассоциации IT-компаний NASSCOM —организации, глубоко интегрированной с отраслью, быстро и адекватно реагирующей на любые изменения.

Департамент электроники и информационных технологий правительства Индии принял отдельную программу - «Модифицированную специальную стимулирующую пакетную схему в целях поддержки и развития производства [9]:

  • телекоммуникационного оборудования,
  • электроники,
  • солнечных батарей,
  • полупроводников.

Поставлена цель до конца 2018 года разработать в рамках данной программы предложения об инвестициях в производство на общую сумму более 5 млрд. долларов США. Схема M-SIPS предусматривает предоставление государственных субсидий для инвестиций в средства производства в пределах 20% для предприятий, расположенных в Специальных экономических зонах (СЭЗ) и 25% вне таких зон. Инвесторы также получают компенсацию уплаченных пошлин и акцизов на капитальное оборудование для производственных подразделений, основанных вне территорий СЭЗ. Льготы по схеме M-SIPS предоставляются фирмам, занятым в области производства и дизайна электронных изделий. Используя указанную схему и «Национальную политику в электронике-2018», правительство рассчитывает привлечь для целей производства электроники к 2020 г. инвестиций на сумму не менее 100 млрд.долларов США.

Для выработки общегосударственной стратегии развития предпринимательства в стране был образован Национальный совет по развитию предпринимательства. Этот национальный совет:

  • участвует в разработке пятилетних планов перспективного развития страны,
  • изыскивает ресурсы для поддержки малого и среднего бизнеса.

Для координации деятельности государственных, частных и общественных организаций по поддержке малых предприятий (МП) учреждена "Палата малых промышленных производств", которая вырабатывает согласованные рекомендации и формулировки по стратегии развития и поддержки МП. В состав Палаты входят:


  • руководители других министерств,
  • некоторые члены Парламента,
  • руководители различных правительственных департаментов и финансовых институтов,
  • представители общественных объединений.

Общая система взаимодействия в разработке государственной политики в отношении МП базируется на коллегиальном рассмотрении важнейших вопросов в:

  • Палате малых промышленных производств,
  • Национальном совете по развитию предпринимательства.

Позволили создать динамичный и гибкий сектор малого бизнеса, оказываемая государством [10]:

  • организационная помощь,
  • финансовая помощь,
  • техническая помощь сектору МП,
  • развитие инфраструктуры поддержки,
  • снижение налоговых требований,
  • снижение административных барьеров.

За последние десять лет количество малых предприятий в Индии выросло с 2,25 млн до 3,57 млн, а количество занятых в них -с 13,4 млн -до 20 млн человек. В настоящее время ограничений по численности занятых на малых предприятиях нет. Существуют только верхние пределы инвестиций в основной капитал: не более 10 млн рупий или 220 тыс.долларов США. Причем, все это делается без учета:

  • стоимости земли,
  • зданий,
  • сооружений.

В целях упорядочения учета в системе государственной помощи малым

предприятиям было принято решение о выдаче временных и постоянных сертификатов для регистрации малых промышленных предприятий.

Временный сертификат регистрации промышленного МП выдается сроком до 5 лет для постановки на учет в контрольных органах. Он дает возможность начинающему предприятию получать финансовую помощь от

кредитных институтов в рамках реализуемого проекта. Но, при этом, не дает права на получение ряда видов государственной помощи:

  • финансирование,
  • обеспечение:

- сырьем,

- оборудованием.

Постоянный сертификат регистрации выдается действующим малым промышленным предприятиям после фактического начала выпуска продукции. Такие предприятия имеют право на получение всех видов помощи от государства и из других источников.

В настоящее время сектор МП обеспечивает выпуск 40% промышленной продукции и 35% общего объема экспорта. Государственным заказом зарезервировано производство 749 видов продукции только в секторе МП. Малым предприятиям предоставлено исключительное право продажи государству 358 видов товаров.

В связи со значительной неравномерностью промышленного развития регионов выделены три группы отсталых территорий [14]: