Файл: Реализация основных положений промышленной политики Иордании.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы промышленной политики
1.1. Промышленная политика и ее управление
1.2. Роль государства в развитии промышленной политики
1.3. Методы формирования промышленной политики
2. Опыт промышленной политики в разных странах
2.1.Промышленная политика Индии
2.2.Реализация основных положений промышленной политики Иордании
В итоге предлагается детализация основных недостатков и достоинств промышленной политики. К числу недостатков можно отнести:
- снижение эффективности действий на уровне отдельных субъектов хозяйствования;
- рост возможностей для коррупционной деятельности;
- приложение негативных сторон института проталкивания;
- огромные издержки при неэффективной поддержке неконкурентоспособных производств;
- сложность реализации промышленной политики.
В числе бесспорных достоинств промышленной политики можно выделить:
- разрешение проблем и сложных дисбалансов в развитии
экономики;
- возможность воздействия на долгосрочные проекты;
- устранение негативных явлений в социально-экономической системе, вызываемых жесткими рыночными регуляторами;
- оказание поддержки новым высокотехнологичным отраслям промышленного комплекса.
Таким образом, противоречивость рассматриваемой категории обусловлена:
- ее содержанием и сущностью,
- необходимостью разработки,
- принятия решений по перераспределению ограниченных ресурсов между отраслями национального промышленного комплекса.
Причем, в пользу тех производств, которые имеют потенциал или реальную возможность конкурировать с лидерами мирового рынка.
Сегодня Россия находится в таком системно неудовлетворительном состоянии в социально-экономическом, научно-техническом плане, что требуется новый инновационный подход [3]:
- к процессу воспроизводства,
- к использованию ресурсов,
- к наполнению ВВП иным содержанием.
Выход из такого состояния невозможен без разработки и реализации концепции промышленного развития государства и как ее основного инструмента государственной промышленной политики. Формирование и реализация активной промышленной политики необходимо как на национальном, общероссийском уровне, так и на региональном уровне, где промышленное производство является фундаментом экономического роста.
1.3. Методы формирования промышленной политики
Методы формирования промышленной политики представлены в приложении 1.
Формирование новых организационно - правовых форм предполагает обеспечение повышения эффективности функционирования промышленности, прежде всего, за счет гибких инновационно-активных предприятий. Имеются те предприятия, которые обеспечивают внедрение высокотехнологичных процессов и технологий на разрабатывающих и производственных предприятиях.
Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как [28]:
- запрещение,
- разрешение,
- принуждение,
- контроль.
Запрещение - это:
- запрет какой-либо деятельности,
- признание общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению,
- использование каких-либо товаров и услуг и их компонентов.
Например, государство может ввести запрещение транзита, т. е. следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей.
Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Например, государство дает разрешение на:
- ведение многих видов экономической деятельности,
- на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).
Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм.
Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой
базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.
Административно - экономическое регулирование предполагает
материальное стимулирование конкретных отраслей, и основывается при этом, на экономическом механизме. Данные методы базируются на товарно-денежных отношениях рыночной экономики.
Государственный заказ входит в портфель заказов предприятия с учетом спроса и предложения, на что ориентируется предприятие при планировании производственной деятельности. Также необходимо отметить:
- субсидирование,
- скидки на ресурсы,
- предоставление кредитов,
- страхование бизнеса,
- уровень налоговых и бюджетных отчислений,
- амортизационную политику,
- валютную и таможенную политику [22].
Правовые методы основываются на системе нормативных актов, которые, в частности определяют:
- условия заключения договоров,
- функционирования предприятий,
- требования к качеству продукции,
- наличие тех или иных сертификатов на продукцию и технологии.
2. Опыт промышленной политики в разных странах
2.1.Промышленная политика Индии
Основной целью Национальной промышленной политики Индии является увеличение доли промышленности в ВВП до 25% к 2022 г. и создание 100 млн. новых рабочих мест. В рамках указанной политики в стране создаются промышленно - ивестиционые зоны или производственные кластеры, которые будут способствовать компактному размещению промышленных производств и решению инфраструктурных проблем на основе энергоэффективных и природоохранных технологий. Всего планируется создание 7 промышленно - инвестиционных зон, в которых государство намеревается максимально упростить административные барьеры для бизнеса, особенно в области регулирования рынка труда и природоохранной деятельности. Для указанных зон государством предоставлено свыше 5 тыс.га земли. Земли таких зон принадлежат соответствующему штату, что значительно ускоряет решение правовых и инфраструктурных вопросов. В целях обеспечения реинвестирования полученных компаниями доходов, правительственная программа предусматривает возможность освобождения компаний, работающих в NIMZs, от налоговых платежей с доходов на прирост капитала. Государством планируется также приобретение для таких кластеров новых промышленных технологий и создание специальных финансовых фондов развития. Основные площадки зон NIMZs будут размещены вдоль промышленного «коридора» Дели-Мумбаи. Ожидается, что указанные цели будут достигнуты в течение 3-4 лет.
В целях обеспечения роста национальной промышленности правительство страны создало Национальный Совет по конкурентоспособности в области промышленности, который возглавляет председатель в ранге министра правительства Индии. Индия проводит достаточно успешную политику по стимулированию наукоемких отраслей,
в частности, информационных технологий.
В настоящее время оборот IT-отрасли в Индии составляет 70 млрд. долларов США. В прошлом году на ее развитие из бюджета было выделено около 550 млн долларов США. Почти половина этих средств была потрачена на развитие внутренней IT-инфраструктуры страны [2]:
- создание национального информационного центра и технологических парков,
- стандартизацию и сертификацию IT-компаний,
- поддержку электронного правительства.
Остальные средства пошли на:
- научно-исследовательские программы,
- создание и поддержку IT-стартапов,
- повышение квалификации IT-персонала.
В настоящее время в данной отрасли в Индии работают 750 западных компаний, открывших около 1100 удаленных центров разработки ПО. Это стало возможным не только благодаря большому количеству низкооплачиваемых специалистов, но и за счет целевой государственной финансовой поддержки развития информационных технологий для различных отраслей экономики.
Правительство Индии предоставляет серьезные налоговые льготы для компаний отрасли высоких технологий. Так, все IT-организации могут получить освобождение от уплаты налогов на пять лет, а на десять лет - при
условии, что компания работает в технопарке. При этом налоговые льготы
распространяются на любые IT-компании независимо от размера и формы
собственности.
Важным фактором развития отрасли явился и тот факт, что значительная часть управленческих функций по ее поддержке и развитию была отдана негосударственной ассоциации IT-компаний NASSCOM —организации, глубоко интегрированной с отраслью, быстро и адекватно реагирующей на любые изменения.
Департамент электроники и информационных технологий правительства Индии принял отдельную программу - «Модифицированную специальную стимулирующую пакетную схему в целях поддержки и развития производства [9]:
- телекоммуникационного оборудования,
- электроники,
- солнечных батарей,
- полупроводников.
Поставлена цель до конца 2018 года разработать в рамках данной программы предложения об инвестициях в производство на общую сумму более 5 млрд. долларов США. Схема M-SIPS предусматривает предоставление государственных субсидий для инвестиций в средства производства в пределах 20% для предприятий, расположенных в Специальных экономических зонах (СЭЗ) и 25% вне таких зон. Инвесторы также получают компенсацию уплаченных пошлин и акцизов на капитальное оборудование для производственных подразделений, основанных вне территорий СЭЗ. Льготы по схеме M-SIPS предоставляются фирмам, занятым в области производства и дизайна электронных изделий. Используя указанную схему и «Национальную политику в электронике-2018», правительство рассчитывает привлечь для целей производства электроники к 2020 г. инвестиций на сумму не менее 100 млрд.долларов США.
Для выработки общегосударственной стратегии развития предпринимательства в стране был образован Национальный совет по развитию предпринимательства. Этот национальный совет:
- участвует в разработке пятилетних планов перспективного развития страны,
- изыскивает ресурсы для поддержки малого и среднего бизнеса.
Для координации деятельности государственных, частных и общественных организаций по поддержке малых предприятий (МП) учреждена "Палата малых промышленных производств", которая вырабатывает согласованные рекомендации и формулировки по стратегии развития и поддержки МП. В состав Палаты входят:
- руководители других министерств,
- некоторые члены Парламента,
- руководители различных правительственных департаментов и финансовых институтов,
- представители общественных объединений.
Общая система взаимодействия в разработке государственной политики в отношении МП базируется на коллегиальном рассмотрении важнейших вопросов в:
- Палате малых промышленных производств,
- Национальном совете по развитию предпринимательства.
Позволили создать динамичный и гибкий сектор малого бизнеса, оказываемая государством [10]:
- организационная помощь,
- финансовая помощь,
- техническая помощь сектору МП,
- развитие инфраструктуры поддержки,
- снижение налоговых требований,
- снижение административных барьеров.
За последние десять лет количество малых предприятий в Индии выросло с 2,25 млн до 3,57 млн, а количество занятых в них -с 13,4 млн -до 20 млн человек. В настоящее время ограничений по численности занятых на малых предприятиях нет. Существуют только верхние пределы инвестиций в основной капитал: не более 10 млн рупий или 220 тыс.долларов США. Причем, все это делается без учета:
- стоимости земли,
- зданий,
- сооружений.
В целях упорядочения учета в системе государственной помощи малым
предприятиям было принято решение о выдаче временных и постоянных сертификатов для регистрации малых промышленных предприятий.
Временный сертификат регистрации промышленного МП выдается сроком до 5 лет для постановки на учет в контрольных органах. Он дает возможность начинающему предприятию получать финансовую помощь от
кредитных институтов в рамках реализуемого проекта. Но, при этом, не дает права на получение ряда видов государственной помощи:
- финансирование,
- обеспечение:
- сырьем,
- оборудованием.
Постоянный сертификат регистрации выдается действующим малым промышленным предприятиям после фактического начала выпуска продукции. Такие предприятия имеют право на получение всех видов помощи от государства и из других источников.
В настоящее время сектор МП обеспечивает выпуск 40% промышленной продукции и 35% общего объема экспорта. Государственным заказом зарезервировано производство 749 видов продукции только в секторе МП. Малым предприятиям предоставлено исключительное право продажи государству 358 видов товаров.
В связи со значительной неравномерностью промышленного развития регионов выделены три группы отсталых территорий [14]: