Файл: Реализация основных положений промышленной политики Иордании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка промышленной политики поручена Управлению промышленного развития. Основными принципами, на которых основывается промышленная политика, должны быть следующие [19]:

  • максимизация вклада промышленного сектора экономики в формирование валового внутреннего продукта при существующих ресурсных ограничениях;
  • промышленное развитие как инструмент роста занятости коренного населения;
  • стимулирование формирования благоприятного инвестиционного климата промышленной среды;
  • поддержка экспортно - ориентированных отраслей промышленности;
  • сотрудничество государственного и частного секторов промышленного производства.

В качестве основных задач, решение которых предполагается с помощью промышленной политики, можно выделить:

  • рост объема промышленного производства;
  • рост объема экспорта промышленной продукции;
  • увеличение объема привлекаемых как в экономику, так и, в частности, в промышленность инвестиций;
  • увеличение количества рабочих мест.

Естественно, что государственная поддержка промышленных предприятий в рамках единой национальной политики невозможна по финансовым причинам ни одной страной, каков бы высок ни был уровень ее развития. В связи с этим, поддержка на уровне государства идет именно из так называемых центров роста промышленного производства. Если говорить более конкретно, подобная поддержка не сводится только к решению финансовой стороны вопроса. Она, прежде всего, заключается:

  • в прямой технической поддержке при разработке и внедрении в производство инновационных процессов и продуктов,
  • в обучении предпринимателей,
  • в проведении маркетинговых исследований,
  • в обеспечении промышленных предприятий соответствующей информацией.

Особое внимание уделяется внедрению бенчмаркинга, позволяющего внедрить в национальное производство лучшие мировые практики. В совокупности все эти направления поддержки государством промышленных предприятий имеют своей целью:

  • рост количества предприятий в соответствующих отраслях,
  • объем промышленного производства на основе развития конкурентной среды.

Еще одним достаточно значимым направлением развития промышленности является косвенная поддержка малых и средних промышленных предприятий. Эта поддержка необходима для того, чтобы облегчить процесс обновления производственного аппарата, приобретения современных технологий и специализированных лабораторных комплексов для повышения качества продукции. Это позволяет малым и средним промышленным предприятиям на основе современных технологий [24]:


  • снизить издержки производства,
  • повысить конкурентоспособность промышленной продукции при сохранении приемлемого уровня качества.

Значимое место в рамках поддержки государством развития промышленного производства на инновационной основе отводится косвенной поддержке именно начинающих компаний, так называемых стартапов. Государство помогает им в приобретении современной техники, с

тем, чтобы ускорить внедрение инноваций в промышленное производство

и одновременно обеспечить преемственность.

Как и в других странах, в Иордании уделяется большое внимание решению вопросов трансфера технологий в систему промышленного производства из сферы научных исследований. Хотя, надо сказать, что в последние годы уровень финансирования научных исследований снижается.

Конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках стран с открытой экономикой неразрывно связана с повышением качества выпускаемой продукции. Государство в данном случае может оказать содействие предприятиям созданием специализированных технических центров. При этом, можно не только позволять объективно контролировать качество производимой продукции и сертифицировать предприятия в соответствии со стандартами серии ИСО, но и пропагандировать передовой мировой опыт.

Еще одной задачей государства в рамках реализации промышленной политики является содействие программам финансовой поддержки промышленности путем формирования венчурных фондов, предоставления кредитных гарантий. Все это делается для того, чтобы ускорить процесс модернизации предприятий и, соответственно, повысить их конкурентоспособность.

Одной из мировых тенденций в промышленном производстве, негативно влияющих на конкурентоспособность предприятий, является инфляция издержек, непосредственно влияющая на себестоимость промышленной продукции. Именно поэтому государство должно обеспечивать техническую и финансовую поддержку промышленных предприятий в сфере энергосбережения и использования альтернативных источников энергии.

Традиционно уровень развития государства и его положение в мировой экономической системе достаточно полно характеризуются объемом и структурой национального экспорта. И все это дает возможность оценить конкурентоспособность страны на тех или иных рынках.

В Иордании существует система прямой и косвенной поддержки экспортоориентированных промышленных предприятий, что позволяет им

снизить издержки, связанные с экспортом.


Институционально реализация промышленной политики обеспечивается Национальным комитетом по промышленному развитию во главе с министром промышленности и торговли, к обязанностям которого относятся [27]:

  • подготовка,
  • рассмотрение,
  • развитие законодательных актов в области промышленного производства.

Таким образом, можно сказать, что промышленное развитие Иордании формально имеет все законы, позволяющие утверждать, что существует и национальная промышленная политика. Но, при всем при этом, она требует кардинальной доработки в современных кризисных условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В широкой дискуссии по промышленной политике в зарубежной и отечественной экономической литературе, так же, как и в политических кругах, пришли к более общему пониманию природы и обоснования промышленной политики.

Можно утверждать, что радикальные позиции относительно государственного участия в процессе экономического развития более не имеют существенной силы. Вследствие многостороннего обоснования промышленной политики дискуссии приобрели более конструктивный характер по поводу условий применения промышленной политики. Д. Родрик на данный счет писал следующее: «Правильная постановка вопроса состоит в том, как проводить промышленную политику, а не в том, проводить ли ее или нет».

В конечном итоге рыночные силы и частное партнерство должно стать движущей силой промышленной политики, где государство должно взять на себя:

  • стратегирующую и координирующую роль,
  • обеспечение прав собственности,
  • исполнение контрактов,
  • макроэкономическую стабильность.

Проведенный анализ использования различных инструментов государственной поддержки (стимулирования) промышленных отраслей позволил сформулировать следующие основные выводы.

Для фондоемких и инновационно зависимых отраслей, характерной чертой которых является невысокий уровень рентабельности, использование фискальных механизмов государственной промышленной политики является оправданным. Особенно существенным является влияние инвестиционных налоговых кредитов в условиях необходимого масштабного технического перевооружения и освоения новых видов высокотехнологичной продукции.

Изменения в парадигме развития, в технологиях и многосторонних правилах подразумевают, что эффективная и совместимая с правилами ВТО промышленная политика для развивающихся стран в XXI веке должна быть всесторонней, а не направленной на отдельные сектора. Признание важности дополняющих мер для обеспечения конкурентоспособности привело к сдвигу фокуса политики:


  • на усиление эффективности инфраструктуры,
  • улучшение формирования человеческого капитала,
  • создание благоприятной среды для инвестиций и инноваций.

Кроме того, поскольку развитие обрабатывающей промышленности и секторов, перерабатывающих ресурсы, зависит от наличия эффективного сектора услуг, то реформа законодательства и либерализация должны охватить и сектор услуг.

Многосторонние правила и нормы развиваются в соответствии с изменениями в направлении использования более общих мер политики для стимулирования промышленного развития. Поскольку экспортные субсидии больше не могут использоваться для стимулирования экспорта, политика должна переориентироваться на:

  • снижение налоговых и процедурных ограничений на экспорт,
  • облегчение торговых операций и реализацию общих мер политики по повышению конкурентоспособности страны.

Последствия правил ВТО не в том, что они стремятся устранить роль правительства в регулировании экономики, а в том, чтобы переместить акцент политики правительства на аспект предложения в экономике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

    1. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской федерации от 31.12.2014 N 488-ФЗ ( в редакции от 03.07.2016 г. N365-ФЗ).

Книг одного автора

    1. Абрамов Р.А. Доктрина промышленной политики на современном этапе //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8 (часть 4) – С. 702-707.
    2. Аганбегян А.Г. Направления промышленной политики России на перспективу // Энергия: экономика, техника, экология. - 2014. - N 8. – С.2-9.
    3. Аганбегян А.Г. О новой промышленной политике // ЭКО. - 2012. - N 6.- С.4-22.
    4. Андреев А. Модернизация и промышленная политика государства // Свободная мысль, 2010. - №8.- С. 5-26.
    5. Асадулаев Ш.З. Промышленная политика как элемент экономической политики // Вестник Дагестанского научного центра РАН, 2013. № 51. С. 175-180.
  1. Вертакова Ю.В. Особенности развития промышленной политики экономически развитых стран // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 11-2. – С. 73-79.
  2. Гильмундинов В.М. Промышленная политика России: состояние и проблемы // Регион: экономика и социология. - 2011. - N 1. - С.104-117.
  3. Дёмина Е.С. Государственная промышленная политика. В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты / Курск: Изд-во «Университетская книга», 2017. С. 102-105.
  4.  Идрисов Г. И. Промышленная политика России в современных

условиях – М.: Издательство Института Гайдара, 2016. – 160 с.

  1. Калинин А. Построение сбалансированной промышленной политики. Вопросы структурирования целей, задач, инструментов // Вопросы экономики. – 2012. - №4. – С.132-146.
  2. Каримуллина А.В. Промышленная политика Республики Сингапур: этапы, инструменты, результаты // Проблемы национальной стратегии, 2012. - №3(12). – С.153-167.
  3. Козлов А.А. О современной промышленной политике России // В

сборнике: Материалы международной научно-практической конференции «Экономическая политика: на пути к новой парадигме» Пятнадцатые Друкеровские чтения. В 2-х томах. Под ред. Р.М. Нижегородцева, А.И. Тихонова, Н.В. Финько. Москва, 2013. С. 52-57.

  1. Ленчук Е.Б. Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости. - СПб.: Издательство «Алетейя», 2016. – 336 c.
  2. Орехова С.В. Новая промышленная политика в условиях развития технологических платформ // Материалы IV всероссийского симпозиума по региональной экономике. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2017. С. 78-83.
  3. Польщиков А.В. Промышленная политика как инструмент государственного регулирования развития приоритетных отраслей // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова, 2010. № 1. С. 238-241.
  4. Рыбаков Ф.Ф. Промышленная политика России: история и

современность. – М.: Издательство «Наука», 2011. – с.189.

  1. Стариков Е.Н.Промышленная политика: подходы к формированию и управлению реализацией. Монография. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. Ун-т, 2017. –С.280.
  2. Тамбовцев В.Л. Промышленная политика: к новому пониманию // Известия Уральского государственного экономического университета.

2017. № 5 (73). С. 55-67.

20. Тетцоев З.Г. Обоснование промышленной политики в развивающихся странах: теоретические и практические аспекты // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 13. — С. 1537–1548.

  1. Чельдиева З.К. Промышленная политика как часть экономической политики государства // Управление экономическими системами:

электронный научный журнал, 2014. № 4 (64). С. 8.

Книг двух и трёх авторов

  1. Андрианов К.В., Маликова О.И., Побываев С.А., Тепляков А.Ю., Толкачев С.А., Цветкова Т.М. Промышленная политика в условиях новой индустриализации. – М.: Издательство «МАКС-Пресс», 2015. – 252 с.
  2. Базылева Е.Ю. , Бражевская М.В., Власенко Н.А., Зарубина Е.В., Кулагина Е.В. и др. Промышленное производство в России. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016. - 347 c.
  3. Еленева Ю.Я., Андреев В.Н. Инструменты промышленной политики как способ повышения конкурентоспособности национальных производителей // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5, 2017.
  4. Еленева Ю. Я., Андреев В. Н. Задачи и основные направления реализации государственной промышленной политики // Вестник МГТУ Станкин, 2015. - №4. – С. 142-146.
  5. Деев А.А., Соколов М.С. Проблемы реализации государственной промышленной политики России // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 5. – с. 585–596.
  6. Куликов М.М., Демин А.А. Промышленная политика в развитых и развивающих странах: тенденции и перспективы развития // Гуманитарий Юга России, 2018. – т.7, №3. – с. 155-164.
  7. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона. – 2014. - № 2. – С.10-14.